Конспект урока для 1 класса "Ударение"

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»

Разработка интегрированного урока по обучению грамоте

1 класс

Тема «Ударение»


Автор

учитель начальных классов

Фролова Г.А.














г. Семей


Тема урока: ”Ударение ”


Цель: совершенствовать умение различать в слове ударный слог, опираясь на лексическое значение слова, показать, что от ударения зависит смысл слова, когда не надо ставить ударение,    убедить в значимости правильной постановки ударения в словах.

  Задачи:

1) учить правильно ставить ударение в словах, правильно делить слова на слоги;

2) развивать речь учащихся, навыки быстрого осознанного чтения, навыки каллиграфического письма;

3) воспитывать любовь и уважение к родному краю, коммуникативные качества:

        умение слушать,

        умение слышать друг друга и учителя,

        учить вести учебный диалог.

Оборудование: интерактивная доска; предложения и слова, записанные на карточках На берегу реки стоял замок. На его воротах висел замок.; рюкзак, знания, карта; текст на карточках «Как вырастить свою ёлочку или сосёнку»; учебник «Родное слово» для 1 класса; тест для каждого учащегося на карточке.


Ход урока

 Оргмомент (Слайд № 1)

Мы приветствуем гостей, дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых, и серьезных, и веселых.

Вы здороваетесь как? А садитесь тихо как?

Настроение, какое?

- А я вам желаю интересных открытий на уроке, умных вопросов и грамотных ответов.

-         Ребята, сегодня на уроке мы с вами вновь отправляемся в путешествие. Во время путешествия мы с вами будем учиться правильно ставить ударения в словах, узнаем, зависит ли от ударения смысл слова, узнаем кое - что новое о родном крае. А что это за путешествие, вы узнаете немного позже!

-         Сейчас ответьте на мои вопросы, а точнее продолжите высказывания:

* речь бывает… (устная и письменная)

* речь состоит… (из предложений)

* предложения состоят из… (слов)

* слово можно разделить на … (слоги)

* слоги бывают: (ударные и безударные)

* слог, который произносится более протяжно…(ударный)

1.     Постановка проблемы

 - Прочитайте и подумайте, что записано у меня на доске?

На берегу реки стоял замок. На его воротах висел замок.

-         Что заметили особенного в этих предложениях?

-         Какие слова схожи по написанию?

-         Чем они различаются?

-         Можете ли вы ответить на вопрос: зачем слову ударение?

-         Чтобы убедиться в правильности своих предположений мы отправляемся в путешествие. А что берут с собой люди, отправляющиеся в поход?

(рюкзак, знания, карта)

-         Эти слова (отпечатаны на карточках) разберите на слоги и поставьте ударение.

-         Ну что ж, задания выполнены, тогда – вперед!

 2.     Работа с применением ИКТ.

-     В дороге нам помогут Слоговичок и Ударение. (Слайд № 2)

-   А отправляемся мы в НАШ РЕЛИКТОВЫЙ ЛЕНТОЧНЫЙ БОР! Это бор единственный в мире, кроме востока Канады, сохранившийся со времени таяния всемирного ледника. Учёные исчисляют его возраст примерно в 20 млн. лет. (Слайд № 3,4)

- Перед вами карта, по которой мы будем путешествовать. (Слайд № 5)

Рассмотрите её. Но прежде, чем отправиться в путешествие, люди проходят обучение. Вот и мы с вами сейчас пришли на курсы, которые называются «Знать полезно». Давайте прочтём текст, который лежит у вас на парте. Прочитав его, вы узнаете много нового и интересного. Называется он – «Как вырастить свою ёлочку или сосёнку»

Как вырастить свою ёлочку или сосёнку

Для того чтобы вырастить свою ёлочку или сосенку, нужно собрать зимой шишки, положить их в духовку и нагреть до пятидесяти градусов. Тогда семена выспевают и вылетают из шишек. Затем семена высаживаются сначала в горшочек, потом в грунт. Росток должен появиться уже через две недели. Поливать хвойное дерево нужно два раза в день.

Сосна не любит прямых солнечных лучей, поэтому лучше высаживать ее на улицу, на теневую сторону.

Работа по тексту.

- Когда нужно собирать шишки для того, чтобы вырастить свою ёлочку? (зимой)

- Где их нужно прогреть? (в духовке)

- Куда сначала садят семена? (в горшочек), а затем? (в грунт)

- Молодцы. В путь. (Слайд № 5)

 3.    Минутка чистописания. «Через горы, реки и долины…»

- Итак, первое задание на внимание. Вам предстоит перебраться «через горы, реки и долины…» (Слайд № 6)

-       Откройте тетради, запишите   число. А теперь я буду диктовать, какое препятствие вам встретилось на пути, а вы рисуете данный значок. Помните, что продолжит путь самый внимательный и старательный. А еще не забывайте помогать другу в беде!

-Местность нашего края не везде ровная, на пути встречаются холмы и возвышенности, а также равнины и даже водоёмы – речки и озёра.

- Первое препятствие - холмы

- Затем, извилистая речка

4. Отдохнём. Разминка. (Загадки) - Закончили! Здорово! Ребята, в нашем бору можно встретить животных, а каких, сейчас вы узнаете, отгадав загадки.

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк) (Слайд № 7)

Летом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами (Ёж) (Слайд № 8)


Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось) (Слайд № 9)


Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса) (Слайд № 10)

5.    Посмотрим карту. (Слайд № 11) Следующая остановка «На привале» (Коллективная работа)

- Молодцы! С предыдущим заданием справились на отлично!

-         После такого трудного пути необходимо и отдохнуть. (Слайд № 12)

-         Помогите найти слова, обозначающие то, что можно съесть на привале.

Разделите их на слоги и поставьте ударение. Какой слог по счёту ударный? Назовите его.

Кашарыбабаранкамышка

Дети находят слова, делят их на слоги, затем записывают в тетради и на доске.

Ка-ша, ры-ба, ба-ран-ка

Давайте составим и запишем предложение со словом рыба.

6. Физминутка «Ромашковое поле» (Слайд № 13)

Редко можно встретить растущие ромашки в бору, но иногда это бывает.

Отдыхаем.

Карта (Слайд № 14)

 7.     «Каждый сам». Работа по учебнику. Самостоятельная работа. (Слайд № 15)

Откройте учебник Родное слово на стр. 135, упражнение № 7

- Прочитайте задание. Давайте вспомним, в каких случаях ударение в словах не ставится. (Если в слове есть гласная буква ё)

Спишите самостоятельно, поставьте в словах, где нужно ударение.

Проверка.

8. Положи в рюкзачок (Слайд № 16)

- Путешествие наше подходит к концу. И в заключении всегда подводится итог проделанной работе. Вот и мы сейчас подведём итог нашей работе, выполнив тест.

 9. Подведение итогов урока.

 -         Понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие?

-         Что больше всего запомнилось?

-         Какое задание было самым трудным? Самым интересным?

10. Домашнее задание Упр. 5, стр. 134


Тест

  1. В слове столько слогов, сколько:

А. Гласных

Б. Согласных

  1. Слог, который произносится сильнее, называется:

А. Ударный

Б. Безударный

  1. От правильной постановки ударения значение слова:

А. Зависит

Б. Не зависит


Использованная литература:


  1. Дакишев Б. Сказки, которые рассказала мама. Усть-Каменогорск, 1990.

  2. Злобина Т.А. Из опыта работы по русскому языку. Москва. Просвещение 1974 г.

  3. Ковальчук В.И. Игровой модульный курс

  4. Лухтанов А. «Медвяная роса»// «7 дней», 2003. 10.17.

  5. Лухтанов А.Г. «В Бухтарминской уреме»// «7 дней», 2003, №50 – 56.

  6. Лухтанов А.Г. Лесная пристань. Алма-Ата: «Кайнар», 1985.

  7. Нетисов В. Узелки. Усть-Каменогорск: Изд. ВКГУ, 2002.

  8. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Москва. Просвещение 1987г.

  9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык. Ярославль: «Академия развития», 1998.

  10. Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе. Просвещение 1980 г.

  11. Щербаков Б. Охота за буквами. Усть-Каменогорск, 1996.

  12. Щербаков Б. Птицы за окном. Усть-Каменогорск, 1996.


Для презентации:

Музыка

http://www.startvocal.ru/load/detskie_minusovki/5 - «Белая ромашка», «Убежало молоко», «Грязнуля», «Три пингвина»

Картинки

http://www.samurai-bengal.ru/frm/index.php?topic=65.165 – пчелки

http://www.welldes.com/animation.htm - цыпленок

http://fantasyhttp://www.snow.alvas.ru/Gify/cat_link.gif - кот прыгает и хлопает в ладоши

http://www.sadmoy.ru/_ph/12/784283350.jpg - фон ромашковое поле

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/452/24452432_24133907_untitledrf.jpg - ромашка

http://fantasyflash.ru/anime/index.php?kont=kitty&n=5 –котик в синем

http://i026.radikal.ru/0803/cb/945680428452.gif - девочка в очках

http://i63.ltalk.ru/11/52/5211/80/285780/439519_3050594.gif - мальчик танцует

http://i63.ltalk.ru/11/52/5211/84/285784/439530_3050586.gif - боксер

http://i63.ltalk.ru/11/52/5211/85/285785/439533_3050603.gif - репер

http://i63.ltalk.ru/11/52/5211/86/285786/439534_3050590.gif - девочка на платформе

http://www.welldes.com/content/0/read50.html - пингвины

http://gsmnet.ru/anime/anime/anime_41.htm - смайлики

http://www.topglobus.ru/skin/smile/s8855.gif - смайлик танцует

http://imhobest.in.ua/uploads/posts/2009-06/thumbs/1245976239_1245962733_abs_v-2.jpg - фон разноцветный

http://img-eburg.fotki.yandex.ru/get/31/jenek138.79/0_14e5f_9d22a228_XL - синий фон

http://s13.radikal.ru/i186/1001/b8/1ba5dd84c273.jpg - инопланетянин

http://i48.photobucket.com/albums/f223/HardStar_2008/vector-rainbow.jpg - фон с радугой

http://www.goldenone.ru/content/images/2008_09_20_03.jpg - оранжево-зеленый фон с бабочками



7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ