Конспект урока по литературному чтению "Повторение изученных букв"; 1 класс


Предлагаю из опыта работы методическую разработку учебного занятия по литературному чтению (в период обучения грамоте) в первом классе. В конспекте описывается деятельность учителя и деятельность ученика с применением информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), так как собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Методическая разработка учебного занятия "Повторение изученных букв"  предназначен для учителей начальных классов. 


Цели:

обучающие: повторение изученных букв, формирование навыков грамотного чтения; 
развивающие: развитие внимания, мышления, памяти: зрительной, тактильной, речи учащихся, фонематического слуха, умения работать в малых группах, развитие познавательной активности, расширение кругозора школьников, развитие интереса к учению; 
воспитывающие: воспитание взаимовыручки, поддержки, экологической культуры, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к своему здоровью, воспитание самооценки учебной деятельности

Универсальные учебные действия (УУД):  познавательные: общеучебные - самостоятельное  формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, логические - анализ, синтез, классификация, знаково – символические - моделирование; регулятивные:  прогнозирование результата, самооценка учебной деятельности;  личностные: смыслообразование (мотивация учебной деятельности), установка на здоровый образ жизни, нравственно-этическая ориентация; коммуникативные: постановка вопросов, речевых высказываний, учет разных мнений, умение правильно построить и аргументировать свое мнение.


Форма урока: нестандартный урок в форме «Путешествия в Букварию»
Оборудование: осенние листья с буквами, дерево, конверты с заданиями, портрет Айболита, аптечка с буквами, изображение леса, тундры, тропинки красного, синего и зеленого цветов, цветные фишки, карточки №1, №2, слова на «зрительные метки» (карточки со словами прикреплены по периметру класса), цветные карандаши, осенние листочки для одного из членов группы, презентации: олень, тундра, лось, аудиозапись «Голоса птиц», картинки: лиса, песец, олень, сова, куропатка, стаканы, сосуды, слово воздух с листьями разной длины,  красный круг, листочки трех цветов для самооценки, буквенная тропинка, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность  ученика

Универсальные учебные действия

  1. 1. Организационный момент

- Прочитайте стихотворение на экране.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья,

в Букварию.

Читают стихотворение на экране.

Личностные: смыслообразование (мотивация к учебной деятельности, интерес к новому, неизвестному).

  1. 2.Введение в тему урока

-Как вы думаете, почему страна называется Буквария?

- А что ты должен знать и уметь, путешествуя в этой стране?

- Хлопните в ладоши те ребята, кто уверен, что знает буквы и справится с заданиями. Во время путешествия мы проверим, как вы умеете работать со звуками и буквами.

 -Если вы правильно выполните задание, на нашем классном дереве появится листочек с буквой. - Задания будете выполнять в группе.  Вспомним правила работы в группе.

- А когда закончите работу, покажите значок групповой работы, взявшись за руки.

Аргументируют свою точку зрения.

 

Формулируют цель урока.

Хлопают в ладоши

 

 

Формулируют правила работы в группе

 

Познавательные: общеучебные-самостоятельное формулирование познавательной цели

Регулятивные: прогнозирование результата учебной деятельности,

умение принимать и сохранять учебную задачу,

 контроль

Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером

3.Повторение пройденного материала

  1.  

- Вы хотите узнать, кто же будет нашим проводником и помощником в этом путешествии? Тогда кивните головой вперед.

Дифференцированная работа:

-У каждой группы на парте лежит конверт с заданием.

1 группа: - прочитайте имя сказочного героя, используя первые буквы названий предметов.

2 группа: - найдите среди букв на карточке имя героя.

3 группа: - составьте из букв имя сказочного героя.

- Как зовут сказочного героя? (появляется портрет Айболита). На нашем дереве появляется первый листочек с буквой.

- Что эта за буква? (О)

- Кто автор сказки, в которой живет Айболит?

- Какая профессия была у Айболита?

- Что делает врач?

- Мы обращаемся к врачу, когда больны. А что нужно делать, чтобы не болеть или как можно реже звать на помощь доктора?

- У Айболита есть аптечка, но эта аптечка совсем не проста. Откроем ее и заглянем туда.

- Сейчас выйдут те ребята, у которых на груди осенний листочек. Определите закрытыми глазами на ощупь букву из аптечки Айболита (л, с, ц)

-  Какие вопросы, задания с буквами вы можете предложить одноклассникам в группе?

Постановка и решение проблемы.

-Какая проблема у вас возникла в группе? (не получается составить слово)

- Что нужно, чтобы составить слова? 

 - Какой делаем вывод?

- Какие звуки называются гласными? Какие звуки называются согласными?

- Какое слово можно составить из букв? (появляется на доске изображение леса).

- Лес – это наш зеленый друг. Ведь нет на земле человека, чья жизнь, так или иначе, не была бы связана с жизнью дерева. Оглянитесь вокруг. Что сделано из дерева?

- А по какой тропинке ваша группа хотела бы отправиться в лес? Если вы выберите красную, то вам нужно будет выполнить легкое задание, синюю – сложное, зеленую – самое трудное, самое сложное.

 -Обсудите в группе и поднимите фишку нужного цвета.

Дифференцированная работа:

Красная тропинка: На карточке №1 зачеркните одинаковые буквы, а из оставшихся прочитайте слово.

Синяя тропинка:  В словах на зрительных метках (это карточки, прикрепленные  по периметру классной комнаты) пропущена одна буква. Определите, что это за слова, и на какие группы можно их разделить? (иса, сов, куропата, песе, олеь)

Группа, выбравшая зеленую тропинку работает с учителем.

Зеленая тропинка: - Отгадайте загадку Айболита:

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко.

ИКТ

- Давайте проверим вашу отгадку на экране (появляется слайд с изображением лося).

- Составьте модель этого слова с помощью цветных фишек

 

 

- Проверьте: совпадает ли ваша модель со схемой, которую выбрал ученик на интерактивной доске?

- Докажите, что эта модель соответствует слову.

- Почему букв в этом слове больше, чем звуков?

- А теперь проверим тех, кто работал на синей тропинке. На какие группы можно разделить слова на зрительных метках?   

 - Назовите птиц (сова, куропатка)

Кивают головой вперед

Выполняют задание в группе

Называют имя героя

Устно отвечают на вопросы учителя

Определяют на ощупь буквы из аптечки

 

Предлагают задания:

дать характеристику буквам;

разделить на группы;

составить слово

Формулируют проблему

Делают вывод: для составления слова нужны гласные

Составляют слово лес

Перечисляют предметы из дерева

 

Выбирают тропинку нужного цвета для группы

 

Сигнализируют цветными фишками

 

Зачеркивают одинаковые буквы в ряду

Вставляют пропущенные буквы, разделяют слова на группы

Отгадывают загадку

Проверяют свою отгадку

Составляют звуковую модель слова лось из цветных фишек

 

Один ученик в это время соединяет слово с соответствующей моделью на интерактивной доске

Проверяют правильность составления модели

Анализируют слово по звуковой модели.

Предлагают основания для классификации (птицы, звери).

Личностные: смыслообразование (интерес к новому, неизвестному, мотивация учебной деятельности).

Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером

Коммуникативные

построение речевых высказываний

Личностные:

Установка на здоровый образ жизни

Личностные: смыслообразование (интерес к новому, неизвестному, мотивация учебной деятельности)

Коммуникативные

постановка вопросов, лидерство и согласование

действий с партнером

Познавательные:

общеучебные-

постановка и

формулирование проблемы

Познавательные:

логические – синтез: составление целого (слова) из частей (букв)

Личностные: смыслообразование (мотивация учебной деятельности).

Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером

Познавательные:

логические –

классификация

Познавательные:

логические – анализ

Познавательные:

(знаково –символические) - моделирование

Регулятивные:

Контроль, коррекция

Коммуникативные умение правильно построить и аргументировать свое мнение

 

  1.  
  1.  

- Изобразите птицу в полете.

    Руки выше поднимаем, голову не опускаем.

    Дышим ровно, глубоко (дыхательная гимнастика).

    Вдруг мы видим у куста выпал птенчик из гнезда.

    Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем.

    Мы с птенцом прощаемся и путешествие наше продолжается.

Выполняют дыхательные и физические упражнения

Личностные:

Установка на здоровый образ жизни

 

5. Обобщение материала

- Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Очень хочется сохранить на память такую красоту! Как же сохранить красоту птиц, не убивая их, не держа их в неволи?

- Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям, чтобы они не погибли зимой?

-  А какое слово получилось из оставшихся букв на карточке №1 на красной тропинке? (олень)

- Замечательно! Молодцы! Вы справились с заданиями на тропинках, и на дереве появляется второй листочек с буквой. Что это за буква? (Ц).

- Каким одним словом можно объединить все слова на «зрительных метках» по периметру класса? (животные)

-Помогите этим животным выбрать свою тропинку. Определите ее по первому звуку в названии животного. Соедините на карточке №2 картинку с изображением животного и нужную тропинку.

(Звучит мелодия «Голоса птиц»).

-Проверьте, правильно ли Айболит выбрал тропинку для каждого из животных на доске. Если да, хлопните в ладоши, если нет, топните ногой.

- Почему не согласны?

- Молодцы! Нашли ошибку и на нашем дереве появляется еще одна буква.

 -Что это за буква? (е)

- Как вы думаете, почему именно этих животных мы возьмем с собой? (появляется изображение тундры).

 - Да, верно, они живут в нашем северном лесу, тундре. О ней нам прочитает стихотворение ваш одноклассник:

Ты не видел тундры?  Приезжай.

Если встретит холодом она,

Если вьюга зарычит, страшна,

Словно моря Карского волна,-

Не пугайся, словно горностай,

Не кидайся в снежные бугры

Неумелым лыжником с горы…

Ясным взором посмотри вокруг,

Полной грудью свежести вздохни.

Бодростью наполнится твой дух…

- Без какого животногоне может обойтись человек в тундре? Какое значение имеет олень для человека в тундре? Ответы на эти вопросы вы узнаете, прослушав этот материал. Внимание на экран.

ИКТ (региональный компонент: показ презентации об олене со звуковым сопровождением)

Устно отвечают на вопросы учителя

Наблюдают за «классным» деревом

Находят основание для объединения слов

Соотносят слово с его моделью

Выбирают нужную тропинку для животного

Проверяют правильность выполнения задания

Находят и исправляют ошибку

Высказывают свою точку зрения

Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения

Л. Лапцуя «Приезжай!» под показ слайдов «Тундра»).

 

 

Сообщают необходимую информацию из прослушанного текста

Коммуникативные

построение речевых высказываний

Личностные:

стремление к успешности в учебной деятельности

Познавательные:

логические – анализ, синтез

Познавательные:

(знаково –символические) - моделирование

Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером

Регулятивные:

Контроль, коррекция

Коммуникативные умение правильно построить и аргументировать свое мнение

Коммуникативные

построение речевых высказываний

Познавательные:

общеучебные – извлечение необходимой информации из прослушанного текста научного жанра

6.Исследовательская работа

 

-  Проведём исследование в группе.

-Переверните стаканчик вверх дном и опустите его в сосуд с водой.

- Что вы заметили?

- Как вы думаете, почему вода «не вошла» в стакан?

Проводят исследовательскую работу в группе

Делают предположение

Познавательные:

Логические - выдвижение гипотез и их обоснование

 

- Давайте проверим вашу догадку. Составьте слово – ответ из букв от самого высокого дерева до низкого.

 

д

о

х

з

в

у

- Как связаны лес и воздух между собой?

- Поэтому надо беречь лесные богатства! И для этого Айболит предлагает вам выбрать одно из заданий.

Дифференцированная работа по выбору учащихся

  1. Составить правила поведения в лесу, используя опорные слова на доске: не рвать, костер, мусор, птичьи гнезда
  2. Для посетителей леса изобразить в красном круге, который находится у вас на столах, запрещающий знак: чего нельзя делать в лесу. (Звучит мелодия «Голоса птиц»)

- Давайте проверим, как вы выполнили задание.

–Молодцы! Вы справились с заданием. Что за буква появляется на нашем классном дереве?  (Н)

- Итак, пора возвращаться из путешествия. Посмотрите на тропинку и запомните ее.

  •  
  •  
  •  

 

 

 

  •  
  •  

 

 

- А сейчас проверим, как вы запомнили эту тропинку. Мы ее проиграем, как настоящие музыканты. Но музыканты играют по нотам и на музыкальных инструментах, а нашими инструментами будут руки и ноги. На каждую букву делаем хлопок руками, на каждую клетку топаем ногой. Готовы? Начали!

- А теперь проверим, как вы запомнили буквенную тропинку? Какую закономерность вы увидели на этой тропинке?

- Почему эти буквы объединены в такие группы?

- Справились с заданием на тропинке! И на нашем дереве появился последний листочек с буквой. Что это за буква?

Составляют слово: воздух из букв

Устно отвечают на вопрос

Выбирают задание для своей группы

Составляют правила поведения в лесу

Изображают в красном круге запрещающий знак

Рассказывают о правилах поведения в лесу

Запоминают буквенную тропинку

Проигрывают буквенную тропинку, как музыканты

Высказывают свое мнение

Называют букву и

Регулятивные:

Контроль, коррекция

Коммуникативные

построение речевых высказываний

Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером

Коммуникативные

построение речевых высказываний

Познавательные логические:

установление закономерности

Коммуникативные умение правильно построить и аргументировать свое мнение

7.Рефлексия учебной деятельности.

 

  • Посмотрите на наше классное дерево. Что вы заметили?
  • Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и из наших листочках получилось слово. Прочитайте это слово.

-Но подул сильный ветер, наши листочки разлетелись и оказались у каждого на столах. Оцените свою работу: если вы считаете, что работали в полную силу -  поднимите зеленый листок, хорошо - желтый, если мог работать лучше – оранжевый.

- Айболит прощается с вами и призывает вас:

Любите родную природу: озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

Делают вывод: из букв получилось слово.

Читают слово: 

Оценивают свою учебную деятельность

 

Коммуникативные

построение речевых высказываний

Регулятивные:

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)


Полный текст материала Конспект урока по литературному чтению "Повторение изученных букв"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аширбаева Ольга Акифовна  Публикатор
учитель начальных классов, МАОУ "Обдорская гимназия"
13.11.2016 0 222 25
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0