Конспект урока по литературному чтению "Повторение изученных букв"; 1 класс
Предлагаю из опыта работы методическую разработку учебного занятия по литературному чтению (в период обучения грамоте) в первом классе. В конспекте описывается деятельность учителя и деятельность ученика с применением информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), так как собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Методическая разработка учебного занятия "Повторение изученных букв" предназначен для учителей начальных классов.
Цели:
обучающие: повторение изученных букв, формирование навыков грамотного чтения;
развивающие: развитие внимания, мышления, памяти: зрительной, тактильной, речи учащихся, фонематического слуха, умения работать в малых группах, развитие познавательной активности, расширение кругозора школьников, развитие интереса к учению;
воспитывающие: воспитание взаимовыручки, поддержки, экологической культуры, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к своему здоровью, воспитание самооценки учебной деятельности
Универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - самостоятельное формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, логические - анализ, синтез, классификация, знаково – символические - моделирование; регулятивные: прогнозирование результата, самооценка учебной деятельности; личностные: смыслообразование (мотивация учебной деятельности), установка на здоровый образ жизни, нравственно-этическая ориентация; коммуникативные: постановка вопросов, речевых высказываний, учет разных мнений, умение правильно построить и аргументировать свое мнение.
Форма урока: нестандартный урок в форме «Путешествия в Букварию»
Оборудование: осенние листья с буквами, дерево, конверты с заданиями, портрет Айболита, аптечка с буквами, изображение леса, тундры, тропинки красного, синего и зеленого цветов, цветные фишки, карточки №1, №2, слова на «зрительные метки» (карточки со словами прикреплены по периметру класса), цветные карандаши, осенние листочки для одного из членов группы, презентации: олень, тундра, лось, аудиозапись «Голоса птиц», картинки: лиса, песец, олень, сова, куропатка, стаканы, сосуды, слово воздух с листьями разной длины, красный круг, листочки трех цветов для самооценки, буквенная тропинка, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Универсальные учебные действия |
||||||||||||||||
|
- Прочитайте стихотворение на экране. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, в Букварию. |
Читают стихотворение на экране. |
Личностные: смыслообразование (мотивация к учебной деятельности, интерес к новому, неизвестному). |
||||||||||||||||
|
-Как вы думаете, почему страна называется Буквария? - А что ты должен знать и уметь, путешествуя в этой стране? - Хлопните в ладоши те ребята, кто уверен, что знает буквы и справится с заданиями. Во время путешествия мы проверим, как вы умеете работать со звуками и буквами. -Если вы правильно выполните задание, на нашем классном дереве появится листочек с буквой. - Задания будете выполнять в группе. Вспомним правила работы в группе. - А когда закончите работу, покажите значок групповой работы, взявшись за руки. |
Аргументируют свою точку зрения.
Формулируют цель урока. Хлопают в ладоши
Формулируют правила работы в группе
|
Познавательные: общеучебные-самостоятельное формулирование познавательной цели Регулятивные: прогнозирование результата учебной деятельности, умение принимать и сохранять учебную задачу, контроль Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером |
||||||||||||||||
3.Повторение пройденного материала |
- Вы хотите узнать, кто же будет нашим проводником и помощником в этом путешествии? Тогда кивните головой вперед. Дифференцированная работа: -У каждой группы на парте лежит конверт с заданием. 1 группа: - прочитайте имя сказочного героя, используя первые буквы названий предметов. 2 группа: - найдите среди букв на карточке имя героя. 3 группа: - составьте из букв имя сказочного героя. - Как зовут сказочного героя? (появляется портрет Айболита). На нашем дереве появляется первый листочек с буквой. - Что эта за буква? (О) - Кто автор сказки, в которой живет Айболит? - Какая профессия была у Айболита? - Что делает врач? - Мы обращаемся к врачу, когда больны. А что нужно делать, чтобы не болеть или как можно реже звать на помощь доктора? - У Айболита есть аптечка, но эта аптечка совсем не проста. Откроем ее и заглянем туда. - Сейчас выйдут те ребята, у которых на груди осенний листочек. Определите закрытыми глазами на ощупь букву из аптечки Айболита (л, с, ц) - Какие вопросы, задания с буквами вы можете предложить одноклассникам в группе? Постановка и решение проблемы. -Какая проблема у вас возникла в группе? (не получается составить слово) - Что нужно, чтобы составить слова? - Какой делаем вывод? - Какие звуки называются гласными? Какие звуки называются согласными? - Какое слово можно составить из букв? (появляется на доске изображение леса). - Лес – это наш зеленый друг. Ведь нет на земле человека, чья жизнь, так или иначе, не была бы связана с жизнью дерева. Оглянитесь вокруг. Что сделано из дерева? - А по какой тропинке ваша группа хотела бы отправиться в лес? Если вы выберите красную, то вам нужно будет выполнить легкое задание, синюю – сложное, зеленую – самое трудное, самое сложное. -Обсудите в группе и поднимите фишку нужного цвета. Дифференцированная работа: Красная тропинка: На карточке №1 зачеркните одинаковые буквы, а из оставшихся прочитайте слово. Синяя тропинка: В словах на зрительных метках (это карточки, прикрепленные по периметру классной комнаты) пропущена одна буква. Определите, что это за слова, и на какие группы можно их разделить? (иса, сов, куропата, песе, олеь) Группа, выбравшая зеленую тропинку работает с учителем. Зеленая тропинка: - Отгадайте загадку Айболита: Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, рога раскинув широко. ИКТ - Давайте проверим вашу отгадку на экране (появляется слайд с изображением лося). - Составьте модель этого слова с помощью цветных фишек
- Проверьте: совпадает ли ваша модель со схемой, которую выбрал ученик на интерактивной доске? - Докажите, что эта модель соответствует слову. - Почему букв в этом слове больше, чем звуков? - А теперь проверим тех, кто работал на синей тропинке. На какие группы можно разделить слова на зрительных метках? - Назовите птиц (сова, куропатка) |
Кивают головой вперед Выполняют задание в группе Называют имя героя Устно отвечают на вопросы учителя Определяют на ощупь буквы из аптечки
Предлагают задания: дать характеристику буквам; разделить на группы; составить слово Формулируют проблему Делают вывод: для составления слова нужны гласные Составляют слово лес Перечисляют предметы из дерева
Выбирают тропинку нужного цвета для группы
Сигнализируют цветными фишками
Зачеркивают одинаковые буквы в ряду Вставляют пропущенные буквы, разделяют слова на группы Отгадывают загадку Проверяют свою отгадку Составляют звуковую модель слова лось из цветных фишек
Один ученик в это время соединяет слово с соответствующей моделью на интерактивной доске Проверяют правильность составления модели Анализируют слово по звуковой модели. Предлагают основания для классификации (птицы, звери). |
Личностные: смыслообразование (интерес к новому, неизвестному, мотивация учебной деятельности). Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером Коммуникативные построение речевых высказываний Личностные: Установка на здоровый образ жизни Личностные: смыслообразование (интерес к новому, неизвестному, мотивация учебной деятельности) Коммуникативные постановка вопросов, лидерство и согласование действий с партнером Познавательные: общеучебные- постановка и формулирование проблемы Познавательные: логические – синтез: составление целого (слова) из частей (букв) Личностные: смыслообразование (мотивация учебной деятельности). Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером Познавательные: логические – классификация Познавательные: логические – анализ Познавательные: (знаково –символические) - моделирование Регулятивные: Контроль, коррекция Коммуникативные умение правильно построить и аргументировать свое мнение
|
||||||||||||||||
|
- Изобразите птицу в полете. Руки выше поднимаем, голову не опускаем. Дышим ровно, глубоко (дыхательная гимнастика). Вдруг мы видим у куста выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем. Мы с птенцом прощаемся и путешествие наше продолжается. |
Выполняют дыхательные и физические упражнения |
Личностные: Установка на здоровый образ жизни
|
||||||||||||||||
5. Обобщение материала |
- Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Очень хочется сохранить на память такую красоту! Как же сохранить красоту птиц, не убивая их, не держа их в неволи? - Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям, чтобы они не погибли зимой? - А какое слово получилось из оставшихся букв на карточке №1 на красной тропинке? (олень) - Замечательно! Молодцы! Вы справились с заданиями на тропинках, и на дереве появляется второй листочек с буквой. Что это за буква? (Ц). - Каким одним словом можно объединить все слова на «зрительных метках» по периметру класса? (животные) -Помогите этим животным выбрать свою тропинку. Определите ее по первому звуку в названии животного. Соедините на карточке №2 картинку с изображением животного и нужную тропинку. (Звучит мелодия «Голоса птиц»). -Проверьте, правильно ли Айболит выбрал тропинку для каждого из животных на доске. Если да, хлопните в ладоши, если нет, топните ногой. - Почему не согласны? - Молодцы! Нашли ошибку и на нашем дереве появляется еще одна буква. -Что это за буква? (е) - Как вы думаете, почему именно этих животных мы возьмем с собой? (появляется изображение тундры). - Да, верно, они живут в нашем северном лесу, тундре. О ней нам прочитает стихотворение ваш одноклассник: Ты не видел тундры? Приезжай. Если встретит холодом она, Если вьюга зарычит, страшна, Словно моря Карского волна,- Не пугайся, словно горностай, Не кидайся в снежные бугры Неумелым лыжником с горы… Ясным взором посмотри вокруг, Полной грудью свежести вздохни. Бодростью наполнится твой дух… - Без какого животногоне может обойтись человек в тундре? Какое значение имеет олень для человека в тундре? Ответы на эти вопросы вы узнаете, прослушав этот материал. Внимание на экран. ИКТ (региональный компонент: показ презентации об олене со звуковым сопровождением) |
Устно отвечают на вопросы учителя Наблюдают за «классным» деревом Находят основание для объединения слов Соотносят слово с его моделью Выбирают нужную тропинку для животного Проверяют правильность выполнения задания Находят и исправляют ошибку Высказывают свою точку зрения Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения Л. Лапцуя «Приезжай!» под показ слайдов «Тундра»).
Сообщают необходимую информацию из прослушанного текста |
Коммуникативные построение речевых высказываний Личностные: стремление к успешности в учебной деятельности Познавательные: логические – анализ, синтез Познавательные: (знаково –символические) - моделирование Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером Регулятивные: Контроль, коррекция Коммуникативные умение правильно построить и аргументировать свое мнение Коммуникативные построение речевых высказываний Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из прослушанного текста научного жанра |
||||||||||||||||
6.Исследовательская работа
|
- Проведём исследование в группе. -Переверните стаканчик вверх дном и опустите его в сосуд с водой. - Что вы заметили? - Как вы думаете, почему вода «не вошла» в стакан? |
Проводят исследовательскую работу в группе Делают предположение |
Познавательные: Логические - выдвижение гипотез и их обоснование |
||||||||||||||||
|
- Давайте проверим вашу догадку. Составьте слово – ответ из букв от самого высокого дерева до низкого.
- Как связаны лес и воздух между собой? - Поэтому надо беречь лесные богатства! И для этого Айболит предлагает вам выбрать одно из заданий. Дифференцированная работа по выбору учащихся
- Давайте проверим, как вы выполнили задание. –Молодцы! Вы справились с заданием. Что за буква появляется на нашем классном дереве? (Н) - Итак, пора возвращаться из путешествия. Посмотрите на тропинку и запомните ее.
- А сейчас проверим, как вы запомнили эту тропинку. Мы ее проиграем, как настоящие музыканты. Но музыканты играют по нотам и на музыкальных инструментах, а нашими инструментами будут руки и ноги. На каждую букву делаем хлопок руками, на каждую клетку топаем ногой. Готовы? Начали! - А теперь проверим, как вы запомнили буквенную тропинку? Какую закономерность вы увидели на этой тропинке? - Почему эти буквы объединены в такие группы? - Справились с заданием на тропинке! И на нашем дереве появился последний листочек с буквой. Что это за буква? |
Составляют слово: воздух из букв Устно отвечают на вопрос Выбирают задание для своей группы Составляют правила поведения в лесу Изображают в красном круге запрещающий знак Рассказывают о правилах поведения в лесу Запоминают буквенную тропинку Проигрывают буквенную тропинку, как музыканты Высказывают свое мнение Называют букву и |
Регулятивные: Контроль, коррекция Коммуникативные построение речевых высказываний Коммуникативные лидерство и согласование действий с партнером Коммуникативные построение речевых высказываний Познавательные логические: установление закономерности Коммуникативные умение правильно построить и аргументировать свое мнение |
||||||||||||||||
7.Рефлексия учебной деятельности.
|
-Но подул сильный ветер, наши листочки разлетелись и оказались у каждого на столах. Оцените свою работу: если вы считаете, что работали в полную силу - поднимите зеленый листок, хорошо - желтый, если мог работать лучше – оранжевый. - Айболит прощается с вами и призывает вас: Любите родную природу: озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою навеки родная земля. |
Делают вывод: из букв получилось слово. Читают слово: Оценивают свою учебную деятельность
|
Коммуникативные построение речевых высказываний Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аширбаева Ольга Акифовна
→ Публикатор 13.11.2016 0 3639 197 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.