Сценарий урока по литературе в технологии педагогических мастерских «Трудно быть взрослым?»; 6 класс


Конспект урока разработан для учащихся 6 класса, представляет собой учебный материал по ФГОС и призван помочь детям осознать, осмыслить идейное философское содержание сказки; развить познавательные способности; развивать речь, эмоционально-образное и аналитическое мышление; формировать активного, уверенного в себе, творчески относящегося к любому делу человека; формировать представление о метапредметных связях; сформировать ответственное отношение к окружающему миру.

ФИО автора

БалалыкинаЮ.А.(учитель русского языка и литературы)

Степнова Т.Е. (учитель русского языка и литературы)

Маркина О.А.(учитель биологии и экологии)

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1498 "Московская Международная Школа"

Название инсталляции

Вечная мудрость детских вопросов «Маленького принца»

Форма проведения

урок (мастер-класс)

Требуемые ресурсы

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, доска (магнитная доска), магниты, фломастеры, листы А4, небольшие листочки, комплекты наглядного раздаточного материала (ксерокопия рисунков А. де Сент-Экзюпери), ватман, карты восприятия,музыкальная композиция (по выбору Мастера)

раздаточный материал:для каждой группылистыформата А4,, фломастеры;
для каждого учащегося – листы А4, фломастеры; карта восприятия

Предварительная подготовка к мастер-классу

Учащиеся получают задание прочитать сказку А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и принести книгу на урок

Сценарий мастер-класса

Тема: «Трудно быть взрослым?»
Продолжительность занятия: 2 урока
Класс: шестой
Технология: творческая мастерская

Цель урока: заинтересовать учащихся творчеством французского писатель, поэта и профессионального лётчика. А. де Сент-Экзюпери; помочь осознать и осмыслить идейное философское содержание сказки; 

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с именем А. де Сент-Экзюпери;организовать самостоятельную деятельность учащихся по работе с текстом сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
  2. Развивающая: развить познавательные способности; развивать речь, эмоционально-образное и аналитическое мышление; формировать активного, уверенного в себе, творчески относящегося к любому делу человека; формировать представление о метапредметных связях.
  3. Воспитательная:воспитывать творческий подход к чтению художественной литературы;способствовать повышению уровня самооценки, самоуважения, духовному и нравственному развитию учащихся; обогатить внутренний мир учащихся; сформировать ответственное отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты:
Учащиеся смогут:

  • организовывать самостоятельную работу с текстом;
  • выделять нравственные проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры;
  • учить анализировать произведение в единстве содержания и формы;
  • создавать рассуждения проблемного характера, обосновывать свое высказывание;

Этапы – блоки урока:

  1. Индукция – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика
  2. Работа с материалом

деконструкция –работа с текстом сказки «Маленький принц» 
реконструкция –создание макета  планеты- дома 
социализация – работа индивидуально, в группе, представление  работы, обсуждение, выбор двух ключевых тезисовдля дальнейшего «афиширования» 
афиширование – представление общей работы участников мастерской 

3. Разрыв – творческое задание 
4. Рефлексия– анализ своей деятельности (на листах).

Ход урока

1.    Индукция. 
Слово учителя: 
Учитель читает(звучит музыка): «Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый-мой самый лучший друг. И ещё: он понимает всё на свете, даже детские книжки. И, наконец, он живёт во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же всё это меня не оправдывает, я посвящу книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит…».

- Такими словами начинает свою трогательную сказку «Маленький принц» всемирно известный французский писатель и поэт, журналист, профессиональный летчик Антуан де Сент-Экзюпери.Это произведение было написано автором в годы жесточайших боёв второй мировой войны. Война – порождение человеческих пороков, время, когда так сложно сохранить душу чистой, а  мысли здравыми. Как вам кажется, ребята, почему героями сказки «Маленький принц» становятся РЕБЁНОК и ВЗРОСЛЫЕ? (Возможные варианты ответов учащихся:«Ребенок видит опыт взрослого и стремится перенять его, подражать взрослому…Все взрослые когда-то были детьми….Все дети когда-нибудь станут взрослыми…Детям не знакомы пороки взрослых…Детям сложно понять взрослых т.д.). Мастер фиксирует высказывания, ключевые фразы детей на доске. 

1 а) «Самоинструкция»;б)«Социоконструкция».
•    Учащиеся объединяются в3 группы: 1-ая группа – «Дети» (учащиеся этой группы знакомят присутствующих с Маленьким принцем, рассказывают о герое, путешествующем по астероидам); 2-ая группа - «Взрослые», (учащиеся данной группы представляют взрослых, которых встречает Маленький принц, путешествуя по астероидам); 3-я группа -  «Живая природа»: змея, цветок, лис (учащиеся данной группы знакомят с миром Живой природы).На доске Мастер прикрепляет изображения Маленького принца, взрослых,цветка, змеи, лиса (см. иллюстрации А.де Сент-Экзюпери) ,после показывает детям карточки трех цветов (зеленый – «Живая природа», синий – «Взрослые», желтый – «Дети») и задаёт вопрос: «Ребята, как вы думаете, как связаны карточки, которые я вам показываю, с книгой, которую вы прочитали?Какое отношение имеют эти цвета к сказке, что могут обозначать? Вспомните героев, действующие лица, кто какого цвета может быть? Выберите карточку. Учащиеся выбирают карточку и таким образом объединяются в группы. На оборотной стороне карточки написано название группы и задание: расскажите и героях, представьте их. 1-ая группа -  «Дети», учащиеся этой группы представляют образ Маленького принца, путешествующего по астероидам. 2-ая группа - «Взрослые», которых встречает Маленький принц, путешествуя по астероидам и знакомясь с единственным взрослым, населяющим астероид. 3-я группа - «Живая природа»: змея, цветок, лис. С этими героями Маленький принц встречается на Земле раньше, чем с людьми, её населяющими.

Все «Дети» получают задание рассказать о Маленьком принце и его жизни на астероиде Б-612. Форму представления ребята выбирают сами: инсценировка, картина(для этого на парте ватман и фломастеры), выборочное чтение по ролям, иная форма представления. Все «Взрослые» получают задание: опираясь на содержание сказки «Маленький принц», подготовить рассказ о взрослых из сказки и об их планете (форму представления участники группы также выбирают сами). Представители «Живой природы» получают задание рассказать, какие представители «Живой природы» встречаются в сказке, какие истинами делятся с  Маленьким принцем, какой мудростью живой природы«непростой» планеты Земля.

На уроке в течение 12 минут  группыподготавливают представление своих героев (инсценируют эпизоды, рисуют и после комментируют нарисованной, по ролям выборочно читают фрагменты).

2. Работа с материалом.
а) Деконструкция.

Начинается близкое знакомство с текстом сказки. Выступает первая группа «Дети»: ребята представляют, как живёт Маленький принц на своей родной планете, чем занимается, каковы развлечения Маленького принца,с чего начинается день героя и чем заканчивается;повествуют о Розе,с которой у Маленького принца тяжело складывались отношения,ее поведении, отношении к ней Маленького принца и ее отношении к нему .
- Маленький принц отправляется странствовать. Что заставляет Маленького принца покинуть планету, о которой  он так трогательно заботился?» (Следуют ответы учащихся)
- Впереди его ждут очень странные планеты и очень «непонятные» взрослые, давайте с ними познакомимся.

Выступают «Взрослые»: участники группы представляют взрослых, которыеживут на планетах,рассказывают о занятии взрослого.
- Ребята, как вам думаете, почему так много вопросов возникает у Маленького принца, когда он знакомится с взрослыми? Почему взрослые кажутся Маленькому принцу странными? (Ответы учащихся)

(Комментарий для мастера: ребёнок - маленький фантазер, неутомимый исследователь, философ, постоянно познающий неопознанное).

Желание познать окружающий мир порождает в сознании ребенка много противоречий. Эти противоречия очень хочется разрешить, и ребёнок задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, иными словами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания. Благодаря вопросам ребенок постигает мир вокруг себя). 

- Путешествие Маленького принца продолжается. У Маленького принца по-прежнему много вопросов к взрослым, и он хочет получить на них искренние ответы. По совету географа Маленький принц летит на Землю, очень непростую планету, ему хочется встретиться со взрослыми, населяющими Землю, но вместо людей встречает его Живая природа( змея, цветок и лис).
Выступает группа «Живая природа» и знакомит участников мастерской с представителями Живой природы и их мудростью.

б) «Реконструкция» 

  • На партах находятся Карты восприятия,  которые заполняются каждым учащимся группы  по ходу представления других групп.

в)   «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, обнародуетсяв группе,рассматриваетсяи обсуждается.На листе А3 создается обобщенная таблица.

г) «Афиширование» — После выполнения работы в группах группа представляет свой вариант карты.

3.    Разрыв
Сейчас, я предлагаю вам поработать всем вместе. На листе ватмана создать планету, на которой удобно и радостно будет жить всем. (Учащиеся используют рисунки А. Экзюпери, маркеры, свои мысли, все, что им еще захочется, и создают планету)

4.    Рефлексия. 
На последнем этапе участникам мастерской предлагается написать письмо-обращение к автору и выразить своё отношение к сказке, к проблемам, затронутым автором в произведении;может быть, сказать слова благодарности, может, поделиться  тем, что взволновало, встревожило, тронуло, порадовало. Возможно заслушивание 2-3 писем учащихся (по желанию учащихся).

Комментарий:

  • учитель может сохранить письма учеников и вернуть их через несколько лет уже выпускникам

Полный текст материала Сценарий урока по литературе в технологии педагогических мастерских «Трудно быть взрослым?»; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Степнова Т. Е., Маркина О. А.  Публикатор
31.08.2017 0 551 51
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0