Методическая разработка урока по литературе «Тихая моя родина…»; 6 класс


  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сельменьгская средняя школа»




Методическая разработка урока по литературе на тему «Тихая моя родина…»







Разработчик:

Педосенко Яна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы











Тема: «Тихая моя родина…»

Класс: 6

Задачи:

Обучающая: знакомство с жизнью, творчеством Н.М. Рубцова, знакомство с понятием «тихая лирика», знакомство с теорией литературы. Воспитывающая: воспитание эстетических взглядов, любви к своей Родине, воспитание бережного отношения к природе, к личности писателя и его произведениям.

Развивающая: развитие познавательных качеств, необходимых для поиска нужной информации, развитие творческих способностей учащихся, формирование их мировоззрения. Развивать навыки работы с текстом, умение анализировать и делать выводы, извлекать нужную и информацию, учиться устному словесному рисованию, выразительному чтению стихотворений.

Аннотация:

Урок занимает особое место в системе изучения поэзии о природе родного края поэтов 19 и 20 веков. В учебниках среднего звена присутствует раздел, в котором дана пейзажная лирика. На основе наблюдений можно выполнить исследовательскую работу, чего требует от учителя и учащихся новый образовательный стандарт.

Оборудование: стихотворения Н.М. Рубцова, а также поэтов родного края, карточки, мультимедийная презентация, аудиозаписи композиций П.И. Чайковского и Н.М. Рубцова, картины художников и рисунки детей, литературоведческий словарь.



















Ход занятия


Эпиграф: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»

- Здравствуйте, ребята!

Наше занятие я хочу начать с одного из любимых моих стихотворений:

Березы

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю - и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.


Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.


Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же береза

Над могилой матери моей.


На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад...


Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез...

- Какие чувства вызвало у вас данное стихотворение? Назовите его основное настроение (чувство грусти, печали; задумчивое, спокойное)

- Какие звуковые образы использованы автором? (мы слышим еле уловимый шелест берёз, шум дождя и ветра)

- Какова динамика стихотворения, присутствует ли в нём какое-то движение?

- Почему при виде берёз у лирического героя «набегают слёзы на глаза, отвыкшие от слёз»? Что напоминают ему берёзы? (берёзы вызывают воспоминания о прошлом, автор вспоминает родные места, могилу матери, отца, деревню, детские годы: «с первых дней я с ними жил и рос»)

- О чём оно, какова его тема? (автор пишет о Родине, о любви к ней)

- С чем ассоциирует автор свою любовь к Родине? (поэт выражает свою любовь берёзе)

- Почему именно берёзе выражает свою любовь поэт? (берёза - символ России, ни в одной стране мира нет такого количества берёз, как в нашей стране. С.А. Есенин назвал наше Отечество «страной берёзового ситца»).

- Совершим небольшое путешествие в прошлое. Обратимся к традициям нашего народа. Без берёзы не обходится любимый нами народный праздник - Троица. Праздничную неделю называет семико-троицкой или русальной. Берёзами в это время украшали улицы, дома, церкви. Девушки плели венки из её веточек, гадали, водили хороводы.

- Назовите, ребята, самую известную хороводную песню.

- «Тихое», спокойное стихотворение, которое вы только что прослушали, принадлежит яркому, самобытному поэту 20 века Н.М. Рубцову. Прозвучавшая композиция «Октябрь» из цикла «Времена года» написана П.И. Чайковским, любимым композитором Рубцова.

В своём творчестве поэт продолжил традиции А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Клюева, С. Есенина, соединив любовь к родной земле, чистоту, музыкальность, искренность, простоту, душевность:

Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,

Чтоб книгу Тютчева и Фета

Продолжить книгою Рубцова!..

- Запишем тему урока: «Тихая лирика» Н.М. Рубцова (1936-1971)

Перед вами слова, которые выражают всю суть поэта: «Россия, Русь! Храни себя, храни!». В этих строках заключена глубокая боль за судьбу Родины, великой России. Недаром они высечены на мраморной плите надгробия поэта.

- Скажите, ребята, чем мы будем заниматься на уроке, что мы будем изучать? (мы будем говорить о жизни и творчестве поэта, анализировать стихотворения)

- Обратите внимание на необычное сочетание: лирика «тихая», она словно живая, молчаливая. Что ещё мы должны выяснить на уроке? (мы должны выяснить, почему лирику Рубцова называют «тихой» и какие стихотворения можно отнести к данному направлению)

- Ответьте, ребята, почему изучение биографии занимает особое место на уроках литературы? (мы изучаем биографию, чтобы понять настроение, чувства, замысел произведения)

- Может быть, вы что-то знаете о жизни поэта?

Нелёгкой была судьба Николая Михайловича.

Родился он в многодетной семье (5-й ребёнок) в Холмогорском районе Архангельской области 3 января 1936 г., но колыбелью, святой землёй, родиной стала Вологодщина. Время было тяжёлое, голодное.Чтобы заглушить голод, дети пели. С малых лет он узнал горечь потерь: в 18-летнем возрасте умерла Надя, старшая сестра, любимица, певунья и хохотушка; началась война, отец ушёл на фронт, и связь с ним оборвалась, а в 1941 году от сердечного приступа умерла мать поэта. Николай Рубцов попал в детский дом, в село Никольское Вологодской области.

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

В сердце каждого ребёнка теплилась надежда, каждый верил в то, что окончится война, вернётся отец, снова появится семья.

Михаил Андриянович, отец поэта, возвратился невредим, но о сыне даже и не вспомнил, создал новую семью.

Была ещё одна мечта: Николай Михайлович грезил о море, о дальних странах, но в мореходку так и не поступил. Зато в 1962 году стал студентом Литературного института.

- Уже тогда поэзия Рубцова была свежим дыханием в советской литературе, чем-то необычным и чудесным. Однако творчество поэта не воспринимали всерьёз, нападали на него, ведь это было время научного прогресса. А Рубцов писал о самом простом и задушевном: о горнице, матери, колодце, в который заглядывают звёзды - то есть о том, что понятно каждому русскому человеку, близко его душе и сердцу.

В горнице

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

Несмотря на такую критику, имена многих поэтов стёрлись, а стихи Н.М. Рубцова волнуют душу и сейчас, недаром многие его произведения были положены на музыку (более 100 песен) и стали по достоинству народными:

«В горнице», «Букет», «Звезда полей», «Берёзы», «Тихая моя Родина».

- Поэзия Рубцова не только живёт, но и дала название целому литературному направлению – «тихая лирика».

- В прямом или переносном значении употреблено слово «тихая»?

- Раз оно употреблено в переносном значении, следовательно, перед нами образное оценочное определение - эпитет.

- Давайте вспомним, что мы называем эпитетом.

Заглянем в литературоведческий словарь.

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») – художественное определение предмета, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь).

Деревянный столик

Зелёные каштаны

Субботний день

Золотое кольцо

Шёлковое платье

Чудесный столик

Могучие каштаны

Весёлый день

Золотое сердце

Прелестное платье


- Какова же роль эпитета? (позволяет слову (выражению) обрести красочность, насыщенность, дать оценку какому-либо предмету, явлению или передать внутреннее состояние человека).

- Сейчас мы попробуем отыскать эпитеты в отрывках стихотворений Рубцова.

- Перед вами ещё одно «тихое» стихотворение Рубцова «Тихая моя Родина». Поэт посвятил его своему другу Василию Белову, который тоже писал о родине, родных местах.

- Можно ли по названию узнать, о чем будет идти речь в этом стихотворении? (Да) О чем? (О родине)

- Что вы представляете, когда слышите слово “родина”? (Ответы детей)

- Назовите слова-синонимы к слову “родина”. (Россия, Отчизна, Отечество, родная земля)

- В чём заключается необычность Родины Рубцова? Что можно сказать о её характере?

- Можем ли мы назвать свою Родину «тихой»?

- Чтение стихотворения

- В стихотворении встретились непонятные устаревшие слова. Объясним их значение.
ПОГОСТ - сельское кладбище в старину.
ОБОЗ – ряд повозок, которые следуют друг за другом.
ОБИТЕЛЬ – монастырь, храм или церковь.

- Стихотворение о Родине, о родном крае. Какой автор видит свою родину, какие картины он рисует? (деревушка, в которое вернулся герой; местные жители; обитель; деревянная школа; недалеко река)

- А что мы слышим в стихотворении, какие звуки присутствуют? (тишина…, тихо ответили жители, тихо проехал обоз, скрип колес, сено гребут в сеновал)

- Какие уловили запахи? Что почувствовали? (запах трав, сухого сена, запах, исходящий из болота)

- Что изменилось в родном селе за время отсутствия поэта?

- Как надо читать это стихотворение и почему? (перед нами воспоминания, следовательно, произведение читать нужно с грустью, медленно)

- Какие средства выразительности использует поэт, чтобы выразить свои чувства? (найдите сравнение, олицетворение (метафора): «речка за мною туманная будет бежать и бежать»)

- Символом чего является река? (река – жизнь, раз она бежит, то продолжается, человек связан с родиной, поэтому она бежит за лирическим героем)

- Почему река «туманная»? (человек не знает, что его может ожидать впереди, в будущем)

- Какие ещё эпитеты, помимо определений «тихая» и «туманная», присутствуют в стихотворении? Что они означают? («смертная, жгучая» связь с родной землёй, то есть неразрывная, крепкая, какую невозможно разорвать)

- Найдите строки, в которых выражена главная мысль стихотворения? (читаем последнюю строфу: до последних дней родина и человек неразделимы, это одно целое)

- Что вы можете сказать о художественном слове Рубцова? Является ли оно каким-то ёмким, красочным, метафоричным или перед нами всё-таки простое, задушевное русское слово?

- А что можно сказать о синтаксических конструкциях? ( перед нами простые предложения)

- Почему же Николай Михайлович назвал Родину «тихой»?

(Мы увидели, что автор наделил свою родину словом «тихая» неспроста. Для Н.М. Рубцова деревня – это и есть отчизна, которая отличается от города спокойствием, умением видеть прекрасное, слышать и чувствовать:

Мать России целой – деревушка,  

Может быть, вот этот уголок.

- Перед вами известная картина А. Васнецова «Родина». Как сюжет произведения живописи связан с произведением словесным? (и у Рубцова, и у Васнецова Родиной является тихая деревушка со стогами сена, с избами

- Мы рассмотрели два стихотворения Рубцова: «Берёзы» и «Тихая моя Родина. Ребята, может, кто-то из вас знает стихотворения поэта наизусть?

- Так какие же стихотворения мы можем отнести к «тихой лирике»? Сейчас каждый из вас сделает вывод. Ответьте письменно одним предложением на вопрос: «Почему лирику Рубцова называют «тихой»?

- Кто желает прочитать свой вывод?

- Итак, подведём итог, напишите, почему лирика Рубцова является «тихой»:

1)негромкая, задушевная прелесть, простота русского слова;

2)спокойная интонация (в форме воспоминаний);

3)преобладание простых предложений.

- Чему учит читателя «тихая лирика» поэта? (автор выражает свою неугасимую любовь к родной земле, он чувствует с ней неразрывную, жгучую связь. Где бы ты ни родился, ты должен любить свою отчизну, гордиться ею, как гордился Николай Михайлович:

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

- Какие ещё эпитеты-определения, кроме слова «тихая» можно подобрать к поэзии Рубцова? (кристальная, родниковая, музыкальная)


- На Кубани есть немало представителей «тихой лирики». Например, известный поэт, «кобзарь» - Иван Варавва, который писал:

Шумят, шумят желтеющие нивы,

Красою сердце веселя.

Родимый край мой,

Край судьбы счастливой, -

Земля отцов - моя земля.

Здесь я родился, сильным рос я

Под тихим пеньем соловья.

И шепчут, шепчут спелые колосья:

Земля отцов - моя земля.

- Что роднит данное стихотворение с лирикой Рубцова? (тихие образы (нивы, тихое пенье соловья)

- Я хочу наш урок закончить словами:

У каждого есть родина на свете,

Любовь к ней не в словах, она в душе.

Поют там птицы и гуляет ветер

На этом и на звёздном рубеже.

Пусть в каждом сердце золотится колос

С её бескрайних солнечных полей,

Зовёт домой нас материнский голос:

«Не забывайте Родины своей!»

Домашнее задание:

  1. выучить стихотворение Н. Рубцова наизусть;

  2. творческое задание на выбор: написать сочинение-миниатюру «Природа родного края» или сочинить стихи о своей малой родине.

- Напоследок я хочу, чтоб вы услышали прекрасную песню «Купавы», написанную на слова Рубцова. Пока будет звучать запись, оцените проведённый урок. Поставьте себе оценку.































Полный текст материала Методическая разработка урока по литературе «Тихая моя родина…»; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Педосенко Яна Сергеевна  Публикатор
07.01.2018 0 716 51

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0