Методические рекомендации по теме: "Научно-исследовательская работа "Символика цвета в лирике М.Цветаевой"; 9 класс


Данная работа рассчитана на  2- 3 года. 

Форма организации исследовательской деятельности учащегося

  1. Элемент исследования в рамках учебного предмета «Поэты Серебряного века».
  2. Конференция научного общества учащихся в секции «Русский язык и литература».

Цель:
Изучить жизнь и творчество М.Цветаевой и выявить: Так ли традиционна символика цвета в лирике М.Цветаевой, как ее представляют в традиционном ее значении при Цветотерапии в медицине и психологии. 

Задачи: 
Определить:

  • какой цвет присутствует в поэзии Марины Цветаевой, 
  • как рождалась своя символика того или иного цвета у Марины, 
  • с чем это рождение было связано.

Приемы: 

  1. Обращение к исследователям творчества М. Цветаевой ( ресурс интернета, библиографические справочники, дополнительная литература…, энциклопедии)- к пунктам 1., 2. Нашей программы.
  2. Знакомство с лекциями по Цветоведению (сайт Саши Михалькевича и др. интересные работы).
  3. Представление фотографий ,рисунков с изображением различных символов в истории.-п.2
  4. Посещение художественного музея, с целью понять символику цвета в раскрытии образов, характеров героев, образов…
  5. Формирование карточек – исследований для систематизации материала, для анализа своей деятельности.

Предлагаю 2 вида таких карточек:

  1. что говорят исследователи , родственники о присутствии  цвета в жизни Марины , о предметах ее окружавших;
  2.  как окрашивает сама Марина предметы, события в жизни в тот или иной цвет.
  3. выписать словосочетания, предложения с использованием цвета непосредственно из лирики поэта.
  4. Анализ полученного материала.
  5. Систематизация, м.б. в виде таблицы (основные цвета, их оттенки, даже названия образов и предметов могут у Марины нести цветовую нагрузку)
  6. Логическое умозаключение, вывод.

Структура:

  1. Кто занимался исследованием творчества Марины?
  2. Что привлекало в поэте исследователей?
  3. Что значит «символ»? какие они бывают? Где, на чем мы их встречаем?- флаги, гербы, Цветотерапия  в медицине, в психологии…
  4. Традиционное значение цветовых символов.
  5. Роль цвета в лирике Марины.
  • Имя Марины- «морская»(латинский)- несет в себе как неповторимый сложный характер, так и различные цветовые оттенки морской стихии, которые , конечно, отразятся на ее характере, судьбе.
  • Цветаева- сама судьба связывает ее через особое восприятие цвета уметь передавать душевные волнения, переживания, радости… ( обыграть имя, фамилию).

ДЕТСТВО: 

Какое значение цвета присваивает маленькая Марина предметам детства
н/п, белый- черный : рояль- сначала страх «+», потом тайна «- «, красный: Москва, рождение, торжество… и др.
Это самое интересное исследование, как рождается в человеке поэт, как формируются образы и выливается в живописные картины жизнь человека необычайно интересного.

Примечание: 
во время работы важно найти интересные находки из жизни.   Оформить каждый цвет на отдельных карточках-(свой цвет)-в каждом цвете будет своя история рождения видения цвета. Эту работу надо учителю контролировать, педагог видит самостоятельную работу учащегося, вместе происходит обсуждение найденного, у ученика возрастает интерес  к поиску материала все больше, чувствуется поддержка  и укрепляется связь и доверие учитель-ученик.

На этом этапе возникает вопрос А можно ли вывести в отдельную группу не только сам цвет его значение, но и предметы, которые с этим цветом связаны ( Москва- «красный», «мертвые»- черные, «живые»- белые, стихи-брызки из фонтана-серебро-ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТ Марины и др.????
Конечно, можно и это можно вывести в отдельную главу.

Творчество. 
Этапы творческого пути. ( как меняется значение цвета с политическими событиями в стране, особенно,приходом революции) .
Здесь, конечно, будет таблица, какие цвета, с какой частотностью, в каких образах возникают в разные периоды жизни.

Люди, встречающиеся на пути Марины, тоже связаны с цветом(мать, сын, дочь, муж, друзья, поэты, враги, …).
Работа может перейти в детальное наблюдение над цветом в сравнении с другими поэтами Серебряного Века.
Н/п, « Как меняется символика цвета в мировоззрении поэтов нового столетия»,

Вывод, что влияет на символику цвета в представлении поэтов в разную эпоху, в разные периоды жизни человека. Насколько разнится взгляд на символику самого ученика со взглядом поэта? Насколько понятен стал поэт читателю после изучения цвета в его жизни и стихотворениях?

Методы диагностики образовательного результата:

  1. Соответствие содержания работы заявленной теме. 
  2. Четкость формулировки проблемы исследования и ее обоснованность 
  3. Четкость и содержательность формулировки цели и задач исследования 
  4. Обоснованность и адекватный подбор методов исследования 
  5. Глубина анализа литературы по исследуемой теме 
  6. Наличие собственных эмпирических данных или использование первичных источников и их достаточность 
  7. Глубина самостоятельного анализа полученных результатов 
  8. Четкость выводов, обобщающих исследование и связь их с результатами 
  9. Соблюдение требований к оформлению работы 
  10. Высокий уровень сложности исследования (по доступности материала, по последовательности этапов исследования и анализа, по методам сбора материала или обработки данных и т.п.

 


Полный текст материала Методические рекомендации по теме: "Научно-исследовательская работа "Символика цвета в лирике М.Цветаевой"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сагнибедова Ирина Анатольевна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ№62 г.Хабаровска
29.10.2016 0 94 21
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0