Конспект урока литературы "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"; 9 класс


Технологическая карта урока

Учитель: Бордюгова Н.Г. МБОУ-СОШ № 1 имени Октябрьской революции г.Севска Брянской области

Предмет: литература

Класс: 9 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема: Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним

Цели:

  • Образовательная: рассмотреть, как художник раскрывает тему любви в своих произведениях.

  • Развивающая: развивать умение анализировать,  сравнивать,  обобщать, развивать  монологическую устную речь.

  • Воспитательная: воспитывать оптимистическое отношение к жизни.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся со стихотворениями М.Ю. Лермонтова на тему любви.

  • Дать представление об избранницах поэта, которым он адресовал свои произведения.

  • Сравнить стихи о любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

  • Развивать эмоционально-образное мышление учащихся.

  • Воспитывать эстетический вкус к классической литературе.


УУД: Личностные УУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов, формирование границ собственного «знания-незнания», объективное оценивание своего вклада в совместную деятельность.

Регулятивные УУД: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность для её достижения, осуществлять контроль за действиями других участников совместной деятельности и самоконтроль, корректировать полученные результаты и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные УУД: формирование умения строить аргументированные собственные высказывания, слушать других, контролировать действия одноклассников и при необходимости этично исправлять их ошибки.

Познавательные УУД: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи, осуществлять сравнение, выдвигать гипотезы и доказывать их.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать: факты из жизни М.Ю.Лермонтова, стихотворения о любви, написанные поэтом.

  • уметь: определять основную мысль произведения.


Личностные: активизация познавательной активности обучающихся, усиление их значимости в учебном процессе, объективная оценка обучающимися своей деятельности на уроке.

Метапредметные: Сформированные навыки наблюдения, сравнения, анализа, целеполагания, планирования, реализации плана, коррекции, оценивания.

Основные понятия: любовь

Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.


Ресурсы:

основные: Коровина В.Я. Литература учебник-хрестоматия для 9 класса.-М.: Просвещение, 2005

дополнительные: проектор, презентация или портреты М.Ю. Лермонтова, Н.Ф. Ивановой, Е.И. Сушковой, М.А. Щербатовой, В.А. Лопухиной, эпиграф, романс «Отчего», сл. М.Ю. Лермонтова, муз. А. Даргомыжского

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, Г- групповая

Технология:элементы технологии  развивающего  обучения, ИКТ.

Эпиграф:

Я не могу любовь определить, 
Но это страсть сильнейшая! – любить 
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.

Лермонтов М.Ю. Стих «1831-го июня 11 дня»





Технологическая карта урока литературы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Основные этапы:

- организация занятия;

- мотивация учебной деятельности

Сегодня, ребята, мы продолжим работу по изучению творчества Лермонтова. Это будет урок, к которому заранее готовились наши ребята.

Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку.

Найдите ключевое слово. Каков смысл этих строк?

А как бы вы ответили на вопрос "Что такое любовь?"


Самоопределение

Отвечают на поставленные вопросы.

Настраиваются на доброжелательное деловое общение с учителем, слушают учителя и ответы друг друга.

Мотивируются на изучение новой темы

Чтение уч-ся эссе, подготовленных дома "Что такое любовь?"


Личностные : самоопределение;

коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний.

Основные этапы:

- постановка цели;

- организация деятельности по восприятию лирики

Ребята, что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Как вы сформулируете тему нашего урока?

 Как вы определите цель урока?

Поэзия – это особое состояние души, поэтому я бы хотела, чтобы вы для успешной работы настроили свою душу, были активными и внимательными друг к другу и к слову Поэта .

Впервые М.Ю. Лермонтов испытал чувства любви в 10 лет. После Михаил Юрьевич Лермонтов влюблялся не однажды и любил сильно и страстно. А какой именно была его любовь? Это задача, которую нам придется решать. Но прежде определим виды любви и запишем на доске.

Используйте личный опыт, жизненные наблюдения, прочитанные произведения, просмотренные кинофильмы.

Кто они, женщины, сыгравшие большую роль в судьбе поэта и его творчестве?
Возможно, кто-то из вас читал о них? Расскажите, пожалуйста. 
(Ответы.)


А я предлагаю вам посмотреть на портреты Натальи Федоровны Ивановой, Марии Алексеевны Щербатовой, Екатерины Александровны Сушковой, Варвары Александровны Лопухиной.
Каждая женщина полна очарования и притягательной силы. Портрет Варвары Александровны Лопухиной – это акварель Михаила Юрьевича Лермонтова, изобразившего Лопухину испанской монахиней.



Формулируют тему и цель урока.

Принимают и сохраняют поставленную цель урока




















Контролируют правильность ответов одноклассников, исправляют ошибочные ответы.

(Ученик идёт к доске и записывает виды любви.)

Романтическая, счастливая, взаимная, чистая, неразделённая, искренняя, несчастная, восторженная, трагическая, взаимная, страстная, бескорыстная, безответная, святая, платоническая и др








Коммуникативные :планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

регулятивные : целеполагание;


Изучение нового материала.

Основные этапы:

-индивидуальные сообщения;

-беседа по вопросам


Какую же именно любовь М.Ю. Лермонтов испытывал к своим избранницам?


Индивидуальные сообщения уч-ся об адресатах любовной лирики Лермонтова: Натальи Ивановой, Марии Щербатовой, Екатерины Сушковой, Варвары Лопухиной.

Регулятивные:целеполагание;коммуникативные:постановка вопросов;познавательные:общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; 

Закрепление нового материала.

Основные этапы:

- работа в группах

( анализ стихотворений)

Задание:

1. Прочитайте стихотворение, предложенное вашей группе.


Задание: Проанализируйте стихотворение («Отчего», «Сонет», «Я не унижусь пред тобой…», «Нищий») по предложенной вам схеме.

1. Какие строки, по вашему мнению, выражают основную мысль стихотворения?
2. Сформулируйте тему стихотворения как широкую, так и узкую.
3. Каким представляется вам в этом стихотворении лирический герой, автор? Аргументируйте свои утверждения.

Определите, о какой любви говорит Лермонтов в вашем стихотворении. (Ответы учеников. Учитель подчеркивает на доске вид любви,  указанный учениками.)
– Из ответов одноклассников сделайте вывод, какие мысли и чувства лирического героя повторяются во всех стихах?
– Тема какой именно любви просматривается в них?


Строят собственные высказывания в форме полных предложений, приводят аргументы для доказательства собственных предположений, слушают друг друга.

Сопоставляют свои выводы с теоретическим материалом учебнике (самоконтроль), находят в учебнике новую информацию, которую не озвучивали.



Регулятивные : планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Контроль



Перед чтением стихотворения "Нищий" учитель рассказывает:

В «Записках» Е.А.С. вспоминает, как в середине августа 1830г. Е.А.Арсеньева (бабушка поэта) с компанией молодежи отправилась из Середникова на богомолье и на четвертый день пришли в Троице-Сергиевскую лавру: «В трактире мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслушать молебен. На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам Бог счастья, добрые господа; а вот намедни приходили тоже господа-шалуны, посмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!» Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтобы пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его пера карандаша стихи…»


Повторное обращение к эпиграфу урока

Как вы думаете, почему любить – необходимость для поэта?

Учитель: Любовь Лермонтова – это страдание сердца и душевные муки, которые нашли воплощение в его произведениях, ставших шедеврами классической литературы.
Стихи М.Ю. Лермонтова, по словам В.Г. Белинского, – это «вздох музыки, это мелодия грусти, это кроткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца! И какая удивительная простота в стихе! Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений, оно говорит само за себя, оно вполне высказалось бы и прозою».

(Звучит романс «Отчего», сл. М.Ю. Лермонтова, муз. А. Даргомыжского)



Мы знаем, что М.Ю.Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником А.С.Пушкина.
Давайте посмотрим, одинаково ли в их творчестве звучит тема любви.
Я предполагаю вам задуматься над утверждением «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило нашей поэзии».
Справедливо ли оно? Какое художественное средство используется в этом утверждении?



Выступление групп по плану:

1. Выразительное чтение стихотворений уч-ся

2. Ответы на вопросы
































Вывод: В стихотворениях звучат мысли об одиночестве, измене, предательстве в любви. Лирическому герою М.Ю.Лермонтова суждено остаться одиноким и непонятым.



Ответ:Он одинок и пытается найти спасение в любви























Уч-ся делятся впечатлениями от прослушанной музыки.















(Прием антитезы).


Регулятивные : контроль, оценка, коррекция

познавательные:общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Сопоставительный анализ стихотворений.

Основные этапы:

-групповая работа;

- выступление групп по предложенному плану

Перед вами задание 3.

1. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина, предложенное вашей группе («Красавица», «В альбом», «К ***», «Когда, бывало, в старину»), определите, о какой любви автор говорит в нем.
2. Сформулируйте тему стихотворения как широкую, так и узкую.
3. Каким представляется вам в этом стихотворении лирический герой, автор?
4. Сопоставьте стихотворения. А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Чем близки эти стихотворения и в чем их различие?
Аргументируйте свои утверждения.


Работа уч-ся в группе.


Выступление групп по очереди.


Ответ: Любовь Лермонтова неразлучна с печалью, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Для Пушкина любовь – источник счастья



Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные : самоопределение

Итог урока.

Рефлексия.

Домашнее задание и комментирование оценок

Заключительное слово учителя

О какой любви мечтаете вы?

Синквейн к слову любовь ( или

Закончите фразу: «Любовь – это…..»)

Д.з. Чтение любовной лирики Лермонтова. Наизусть 1 стих-е по выбору.

Дети подводят итог урока.

Уч-ся записывают задание на дом в дневники.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование




Полный текст материала Конспект урока литературы "Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бордюгова Нина Григорьевна  бордо
20.10.2018 0 1074 43

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0