Мастерские на уроках литературы (при изучении творчества А.А. Блока и В.В. Маяковского); 11 класс

Мастерские на уроках литературы (при изучении творчества А.А. Блока и В.В. Маяковского); 11 класс

 Методическая разработка уроков литературы в 11 классе при изучении творчества А.А. Блока и В.В. Маяковского с использованием технологии "мастерская". Эта технология дает возможность раскрыть творческие способности даже самых слабых учащихся, помогает найти интересный подход при изучении достаточно сложных для восприятия подростками произведений русской поэзии конца XIX-начала XX вв.

Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи и ее развития как в индивидуальной, так и в групповой работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы.


Педагогическая мастерская как явление педагогической технологии мастерских признана одним из современных способов ведения урока, общения учащихся и педагога.


 Основные принципы проведения мастерских: 

  1. равенство всех участников, включая учителя; 
  2. ненасильственное вовлечение в процесс деятельности; 
  3. отсутствие оценки (точнее, отметки, так как оценка есть и должна быть, но только положительная; 
  4. отсутствие соперничества, соревнования; 
  5. чередование индивидуальной и групповой работы; 
  6. важность не столько результата творчества, сколько самого процесса;
  7. ответственность каждого за свой выбор.   

Этапы проведения мастерской:

  1. Фаза индукции. На этом этапе учащиеся формулируют, ставят проблему; 
  2. Работа с материалом. Идет анализ материала. Учащиеся анализируют материал, выдвигая безумные идеи. В работе мастерской не бывает плохих идей.
  3. Социализация. После обсуждения в малой группе, дополнения своих работ ребята читают их или вывешивают на стенах, чтобы с ними все ознакомились. Идет обсуждение. Фазы « работа с материалом» и «социализация» могут чередоваться в процессе работы мастерской.
  4. Рефлексия. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникли в процессе работы  мастерской. Дети учатся ощущать свои чувства, их высказывать. Это очень важный момент мастерской и поэтому мастерские можно назвать не только педагогическими, но и психологическими, так как в них идет работа с психологическим материалом. На этой фазе учащиеся также могут сообщить о том, чему они сегодня научились.

В мастерских у детей развивается креативное мышление, воображение. У учащихся развивается мотивация, интерес к предмету, появляется желание сотрудничать   при выполнении коллективной творческой деятельности. Идет  становление позитивной, адекватной Я - концепции, формируется ответственность. 


Мастерские дают обильный материал для рефлексии и последующей деятельности педагога. Иногда, только прочитав детские работы, начинаешь понимать, что происходит при    взаимодействии чувств, сознания и речи ученика с художественным словом, стилем писателя или поэта.


Мастерская проводится после изучения первого тома А. Блока на основе  работы со стихотворением «Девушка пела в церковном хоре…» (1 час ). Учащимся уже знакомы с размышления поэта о том, что путь его лирического героя- это «трилогия вочеловечивания». Мастерская письма предоставляет возможность «включить» самосознание каждого читателя, тогда опыт чтения становится и жизненным опытом .В основе заданий – необходимость понять чувства лирического героя, пережить остроту утрат вместе с ним. На протяжении мастерской предполагается конспективное ведение записей. Творческое состоится только при наличии «материала» - слов, образов, которые появятся в результате творческого анализа.   Мастерскую построения знаний по раннему творчеству  В.В. Маяковского лучше проводить на втором уроке после знакомства с биографией поэта. Для работы в творческих мастерских класс лучше разделить на две группы по 12 – 15 человек, тогда времени хватит для того, чтобы выслушать всех.  


Полный текст материала Мастерские на уроках литературы (при изучении творчества А.А. Блока и В.В. Маяковского); 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Блинова Татьяна Александровна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска"
03.11.2016 0 177 35
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0