Урок географии по теме "Безлесные зоны юга России" для 8 кл.


Карточка №1

Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры?









Карточка № 2

Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги.









Карточка № 3

Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?









Карточка № 4

Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны?











Стальмахович Светлана Владимировна, учитель географии МОУ СОШ №1 пгт Серышево, Амурской области


Тема: Безлесные зоны юга России.

Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в безлесных природных зонах южной части России.

  2. Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного использования в безлесных природных зонах южной части России.

  3. Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: рассказ с элементами беседы, работа с картой и таблицей.

Средства обучения: карта, карточки, учебник, презентация.


Структура урока


  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Проверка знаний и умений: (10 мин).

Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Лесные зоны России». Сегодня целью нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать новые о безлесных зонах юга России. Но сначала начнем с проверки домашнего задания. 4 ученика будут работать по карточкам (5 мин), 3 учеников отвечают устно. Оставшиеся ребята будут писать географический диктант.

Индивидуальная карточка №1

Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры?

Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая береза, мхи, лишайники, морошка, голубика, брусника, клюква, кедровый стланик.


Индивидуальная карточка № 2

Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги.

Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля.


Индивидуальная карточка № 3

Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?

Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами произрастают древесные и кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии и Монголии.

Индивидуальная карточка № 4

Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны?

Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Водная эрозия т.к. преобладают ливневые осадки.


Географический диктант ( работа со слайдом)

Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки.

Признаки:

  1. Эта природная зона занимает самую большую площадь.

  2. природная зона имеет более разнообразный растительный состав.

  3. Средняя температура января достигает до -400С.

  4. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные.

  5. Почвы подзолистые.

  6. В природной зоне деревья образуют один ярус.

  7. Мало певчих птиц.

  8. Деревья более холодоустойчивы

  9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк.

  10. Древесина- главное богатство этой зоны.


Ответы: (слайд)

Тайга-1,3,5,6,7,8,9,10

Смешанные и широколиственные лес-2,4


Устный опрос:

  1. Дать характеристику зоне тайги по плану, с которым вы работали.

  2. Дать характеристику зоне смешанных и широколиственных лесов.

  3. Дать характеристику зоне лесостепей.


  1. Изучение нового материала (20-25 мин)

Учитель: Сегодня продолжаем работу с природными зонами. Цель нашей работы систематизировать ранее полученные знания по теме: «Безлесные зоны юга России».

-Ребята, а какие зоны относятся к безлесным?

И первая природная зона, с которой мы начнем изучение нашего нового материала - это степь.

Давайте вспомним, что называется степью?

Найдите, где в России расположена данная зона?

Переходим к климату: Ребята обращаемся к параграфу 25 (стр.133) п.1 найдите основные черты климата степей.

А какие здесь почвы?

Почему В.В. Докучаев назвал чернозем - «царем почв»?

Выпишите себе в табличку из текста учебника растительный и животный мир степей.

А чем человек занимается в этой природной зоне? (ответы учащихся) Правильно, сегодня 80% площади степей распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарная свекла, а также арбузы, дыни, тыква.

Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте запишем определения этих терминов в тетрадь.

Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре. Суховеи - это горячие и сухие ветры иссушающие почву.

Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы.

А теперь давайте запишем основные признаки степей в тетрадь (слайд).

Ребята мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам предлагаю поработать с учебником и самостоятельно сделать характеристику зон полупустынь и пустынь. Первый ряд работает с полупустынями, второй с пустынями, а третий готовит вопросы по пустыням и полупустыням. У вас 5 минут.

Примерные ответы учащихся:

Полупустыни:

    1. Географическое положение: север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря.

    2. Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +250С, зимой -100С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2)

    3. Почвы: каштановые, бурые пустынно-степные.

    4. Растительность: полынно-злаковая

    5. Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны.

    6. хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение.


Пустыни:

  1. Географическое положение: юг Прикаспийской низменности.

  2. Климат: температура летом: +35, +400С; длинное жаркое лето. Зимой -100С; осадков 150 мм, Кувл.=0,1-0,3, т.е. увлажнение недостаточное, дефицит влаги.

  3. Почвы: сероземы, солончаки и солонцы.

  4. Растительный мир: полынь, солянка, саксаул. Верблюжья колючка.

  5. Животный мир: ушастый еж, джейран, желтый суслик, змеи, ящерицы, степная черепаха, скорпионы.

  6. Хозяйственная деятельность: пастбища для овец и верблюдов, оазисное земледелие на орошаемых землях.

Делаем записи в тетрадь со слайдов


Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (ответы учащихся)

Вывод: Итак, сегодня мы познакомились с природными зонами: степи, полупустыня и пустыня, выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком.


  1. Закрепление:

  1. Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком природных зон?

  2. Как приспособлены растения полупустынь и пустынь к длительной засухи?

  3. Почему в степях не растут деревья?

  4. Каков современный ландшафт степей?

  5. Для какой природной зоны характерен тип почвы серозем?

  6. Почему животные степей сайгаки живут стадом?


  1. Домашнее задание: параграф 25, сделать публикацию об одной из природных зон.


Литература:

1.Учебник И.И. Баринова География. Природа России. 8 класс. – М: Дрофа, 2002 год.

2. Методическое пособие Е.А Жижинова Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс.- М: Вако, 2005 год.





Слайд 1
Автор: Стальмахович Светлана Владимировна, учитель географии МОУ СОШ №1 пгт Серышево, Амурская область
Слайд 2
 Географический диктант: Тайга --Смешанные и широколиственные леса--Признаки: 1.Эта природная зона занимает самую большую площадь. 2. Природная зона имеет более разнообразный растительный покров. 3. Средняя температура января достигает до -40 С. 4. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные. 5. Почвы подзолистые. 6. В природной зоне деревья образуют один ярус. 7.Мало певчих птиц. 8. Деревья более холодоустойчивы. 9. Обитаю бурый медведь, белка, бурундук. 10. Древесина – главное богатство этой зоны.
Слайд 3
 Тайга – 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10  Смешанные и широколиственные леса – 2, 4
Слайд 4
 Цель урока: узнать главные особенности безлесных зон юга России  Проблемный вопрос: В чем отличие северных безлесных зон от южных?
Слайд 5
Степь Полупустын и Пустыни
Слайд 6
 - - Главными признаками степей являются: травяной покров, образующий плотную дернину; степи от лугов отличаются наличием в травяном покрове ковылей; внешний облик степи сильно меняется в течение теплого периода, от весны до осени; много эфемеров (эфемеры – это растения с коротким сроком вегетации).
Слайд 7
Слайд 8
Поля  пшеницы Подсолнечник
Слайд 9
    1. ряд – дает характеристику полупустыням 2 ряд – делает характеристику пустыням 3 ряд – готовит вопросы по этим двум природным зонам Для характеристики природных зон воспользуйтесь типовым планом и текстом учебника, параграф 25 стр.136-137
Слайд 10
    растительность не образует сплошного покрова; сильное испарение с поверхности почвы вызывает перемещение солей в верхние горизонты; почвы – каштановые и бурые; типичные представители растительного мира – полынь и типчак
Слайд 11
Слайд 12
   пустыня – это дефицит влаги, но обилие солнца и тепла; растительность разрежена, типичными растениями являются верблюжья колючка, солянки, саксаул, перекати-поле; почвы – сероземы.
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
   Солонцы – засоленные почвы, в которых легкорастворимые соли, в больших количествах содержатся в почве, на глубина 20-50 см. Солончаки – типы почв, в которых соли в большом количестве находятся в поверхностном слое. Такыры – ровное глинистое место, лишенное растительности в сухое время разбиты трещинами на многоугольник

Полный текст материала Урок географии по теме "Безлесные зоны юга России" для 8 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Стальмахович Светлана Владимировна  geo
21.08.2009 4 36724 5020

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК