Конспект урока географии "Куда исчезли горы-исполины?"; 8 класс


Тема урока: Куда исчезли горы-исполины?

/Разрушение горных пород под воздействием внешних сил. Знакомство с продуктами выветривания своей местности /

Целеполагание: Раскрыть сущность процессов, происходящих в природе под воздействием внешних факторов, основываясь на жизненном опыте обучающихся и краеведческом материале.

Дать представление о роли Солнца, ветра, воды, растений и человека в разрушении горных пород, используя иллюстрации картин, стихи, просмотренные мультфильмы, проделанные опыты, прочитанные книги и т.д.

Показать единство процессов разрушения и созидания в окружающей природе, важность ведения наблюдения за погодой для понимания процессов, происходящих в природе. Обратить внимание на роль экологического фактора в процессе выветривания.

Учить наблюдать за процессами, происходящими вокруг нас, находить их следы в ближайшем окружении.

Закрепить навыки работы с учебником, составлением простейших схем, умением работать с образцами горных пород.

Развивать художественное видение окружающей природы.

Оборудование:

таблицы «Работа ветра» «Морской прибой» «Выветривание»

Карта Смоленской области.

Картины с изображением гор, равнин, морского прибоя.

График хода t0 в г.Гагарине за сутки , за год.

Книги: Г.П.Пивоварова «По страницам занимательной географии».

Энциклопедия по географии.

Оборудование для проведения опытов.

к усочки гранита деревянная дощечка 10 х 15 для опыта монета спиртовка

Образцы песка, глины, гравия – для п/р

Карточки: а) «Формы рельефа – как результат выветривания» б)№1 «Горы. Равнины» в) №2 «Работа ветра»







Опережающие задания к уроку (индивидуально).

  1. Посетить краеведческий музей и познакомиться с полезными ископаемыми Смоленской области. Выяснить где в Гагаринском районе ведётся добыча песка, гравия, глины.

  2. Приготовить сообщение «Использование глины и песка»

  3. Провести опыты (бутылку с водой заморозить), (нагревание и охлаждение гранита).

1.Повторение материала «Горные породы»

Диктант.

У каждого на парте карточка. Определите, о какой горной породе идёт речь, к какому типу горных пород по происхождению она относится и впишите её в нужный столбик.

Земная кора (литосфера).





Горные породы



Осадочные

Метаморфические

Магматические

обломочные

химические

органические







1.Состоит из трёх различных минералов: полевого шпата, кварца и слюды. В нашем городе из него сделан барельеф возле памятника Солнцеву (гранит)

2.Залегает обычно большими слоями, иногда осаждается из насыщенного раствора. Есть в каждом доме, но чрезмерное употребление вредно для здоровья. (соль)

3. Когда гранит испытывает сильное нагревание и сжатие он изменяется, приобретает новые свойства, превращаясь в новую породу, которая служит хорошим строительным материалом. (гнейс)

4.Многие станции московского метрополитена облицованы этой горной породой. Она разных оттенков. (мрамор)

5.Для отопления одной двухкомнатной квартиры в течение 5 месяцев понадобится 7 тонн этого топлива. Расход возрастёт вдвое, если не будут утеплены окна и двери, открыты форточки. (каменный уголь)

6.На Смоленщине встречается почти везде, может быть использована как топливо (раньше) так и удобрение. Природа бурого или коричневого цвета, не блестит. (торф)

7.В Гагаринском районе больше залежи этой рыхлой породы в близи д. Ашкова, д.Курьянова, д.Тетери и других местах. (песок)

8.Трудно пришлось бы врачам травматологам, если бы не было этой горной породы. (гипс)

9.А без этой горной не может обойтись кирпичный завод. (глина)

10. Порода белого цвета (мел)

Самопроверка

По контрольной каточке проверьте свои работы и поставьте оценку

0 ошибок – «5» 1, 2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3» больше 3 – «2»

2 Изучение нового материала

1.Что называют горной породой?

2.Где встречаются горные породы? (везде, ими сложены горы, равнины)

Итак, равнины и горы состоят из горных пород. Обратите внимание на картины с изображением гор. Как они красивы, величественны. Горы громады, горы-исполины.

? Могут ли они исчезнуть, разрушиться, ведь они состоят из горных пород, которые очень прочны? Формирование познавательной задачи для определения темы урока

« По страницам занимательной географии» стр.55, №162,(зачитать).

«Во многих районах нашей планеты встречаются интересные формы рельефа. Например, в Крыму под Алуштой, расположен «сад истуканов» - гигантских каменных столбов высотой до 18 м.. Различные каменные башни, фигуры чудовищ, сфинксов, одинокие столбы, шпили и т.д. известны в Иране, Аравии, в Азии, Китае, Сахаре, Австралии, в пустынных районах США. Их можно видеть и в суровых северных районах Земли».

Обратите внимание на картины с изображением этих феноменов.

Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке? (определение темы урока)

Цель нашего урока выяснить: (на доске записано)

? 1. Могут ли исчезнуть горы?

2. Под действием каких факторов образовались эти причудливые формы рельефа?

3.Как называется этот процесс?

4.Знакомство с продуктами разрушения горных пород своей местности.



На партах у вас есть кусочки гранита, попробуйте их разломать руками. Вам это не удается. Почему? (прочный, твердый, плотный) А я свой кусочек разломаю. Что я с ним сделала? (Сообщение ученика о проведении опыта дома)

Вспомните историю о сметливом человеке, сумевшем без особых приспособлений убрать с дороги огромный валун. Он развел вокруг него костер, и когда валун нагрелся докрасна, полил его водой. Валун растрескался и развалился на отдельные глыбы, которые было нетрудно увезти на телеге.

Давайте выясним МЕХАНИЗМ РАЗРУШЕНИЯ

1.Как меняется объем воздуха при нагревании? (увеличивается) 2.Как меняется объем воды при охлаждении? (Сообщение о результатах опыта .Почему лопнула бутылка? Вывод: объем воды увеличился) 3.А как изменится объем металла при нагревании? (Проведение опыта «Прохождение монеты между гвоздями»)

ВЫВОД ПО АНАЛОГИИ: Гранит разрушается в результате изменения t0: при нагревании его объем увеличивается, а при охлаждении уменьшается, что ведет к образованию в нем трещин, т.к. связи между частицами горной породы нарушаются и прочность ослабевает. Как же происходит воздействие t0 на горные породы в естественных условиях? ЗАДАНИЕ Подумайте и приготовьте ответы на вопросы:

1.Как меняется t0 поверхности Земли в течение суток и в различные времена года?

2. Как изменение t0 влияет на горные породы?

Подтвердить изменение t0 в течение суток можно из календаря погоды.

Анализ графика хода t0 в течение суток и в течение года в г.Гагарин

ВЫВОД: Под влиянием суточного т годового колебания t0 воздуха происходит постепенное разрушение горных пород.

Первый фактор – колебания t0 (запись в тетради).


Являются ли колебания t0 единственной причиной разрушения горных пород?

Мы уже выяснили, что вода при замерзании расширяет и увеличивает трещины.

Но большую разрушительную работу приводит движущаяся вода.

Оборудование: картина «Морской прибой»

карточка №3

Задание: Подумайте как движение воды приводит к разрушению горных пород?

Попробуйте при объяснении использовать картину «Морской прибой».

Послушайте стихотворение С.Михалкова «Утёс и вода», о разрушительной силе воды

ВОДА И УТЁС
Гласит предание: была Волна морская
В Утёс на берегу когда-то влюблена
И, ни на миг его не отпуская,
Весь век ждала взаимности она.
То, грозно пенясь в ярости и страсти,
"Ты мой!" - она стонала в час ненастья.
То, ластясь возле ног его устало,
"Склонись ко мне!" - она ему шептала.
Но гордо, не склоняясь и не споря,
Стоял Утёс, могучий и седой,
Пока однажды вдруг не рухнул в море,
Подмытый и подточенный водой, - 
Движение воды, что постоянным было,
Недвижный тот Утёс в конце концов сломило.

Второй фактор – ВОДА (запись в тетради)

Кто смотрел мультфильм «Самый сильный»? Что ответила скала на вопрос мальчика: «Кто самый сильный»? (дерево)

Послушайте, как поэт С.Островой пишет о способности растений разрушать горные породы.

Чудо

В горах, где крутые толщи,

Где звёзды в седой росе,

Трава пробивает камень.

И вы это знаете все.

Но вы не знаете вовсе,

Как плачут глаза корней,

Как бьётся травинка с тьмою,

Чего это стоит ей.

Живёт под землёй травинка.

Ей выбиться в свет пора.

Но тут на неё садится

Невиданная гора.

Гора на неё садится.

Гнетёт молодую стать.

И давит её. И плющит.

А надо травинке встать.

И здесь происходит чудо,

Которому равных нет:

Трава поднимает Гору

И тихо идёт на свет.

Травинка. Малая травка,

Тонкая, как волосок.

Она напрягает тело

И делает в жизнь бросок.

Ей хочется к солнцу. K людям.

К звёздам, к седой росе...

Трава пробивает камень,

И вы это знаете все.

Где вы уже встречались с такими явлениями? (разрушение асфальта корнями деревьев)

У растений не только сильные корни, но в запасе у некоторых из них есть и химические средства. Мхи и лишайники, например, выделяют гуминовые кислоты, которые растворяют горные породы.

3.Фактор - живые организмы


Послушайте, какой загадочный город создан при участии еще одного фактора разрушения горных пород.

«Эоловый город» - энциклопедия по географии (зачитать)

4.Фактор ветер (запись в тетради)

III Обобщение: Мы познакомились с главными факторами разрушения горных пород. В природе их можно найти больше. Более подробно о них будет идти речь в следующих курсах географии. Разрушение горных пород под влиянием этих факторов называется выветриванием

З апись в тетрадях: 1.колебания t0

ВЫВЕТРИВАНИЕ 2.вода

3. живые организмы

4.ветер

В природе всё целесообразно и связано. В последнее время немалую роль в разрушении играет и человек, когда не задумываясь о последствиях нарушает равновесие в природе. А ведь в ней всё взаимосвязано. Если распахать всю степь, ветер начнёт сметать пахотный слой и переносить пыль. Кислотные дожди ускорят процесс разрушения. Отходы производства, АЭС смешиваясь с продуктами разрушения горных пород, ухудшают качество строительных материалов, получаемых из них. Ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Выветривание происходит неравномерно. Поэтому образуются такие причудливые формы. Это зависит от направления густоты трещин.

Горные породы непрерывно и медленно разрушаются. В результате образуются обломки горных пород. Что с ними происходит дальше? П/Р «Знакомство с продуктами выветривания в своей местности»

Оборудование для п/р глина №2

песок №1 образцы на партах

гравий №3 под номерами

галька №4

карта Смоленской области

Посмотрите на эти мелкие кусочки горных пород, когда-то отколовшихся от крупных. Со временем в естественных условиях, под влиянием ветра, воды они перемещались с одного места на другое, перетирались, измельчались, их острые углы стачивались, и образовывались вот такие продукты выветривания (записать в тетрадь).

глина

песок

П родукты выветривания гравий

галька

валуны

Природа не только разрушает, но и создает. Этот разрушенный материал переносится ветром, водой, ледником и где-нибудь откладывается, накапливается, образуя залежи.

Определяем породу: - несцементированная, рыхлая, мелкая (песок №1) - рыхлые обломки величиной от горошины до ореха (гравий №3) - землистая пластичная порода, состоящая из мелких частичек (глина №2) - размеры этой породы от орешка до кулака (галька №4)

Где в Гагаринском районе ведется добыча этих полезных ископаемых?

Где они используются?

(Сообщения обучающихся )

5. Закрепление

Из чего состоят горы? Горных пород

  1. Могут ли горы разрушаться? Да

  2. Процесс разрушения горных пород Выветривание

  3. Как меняется объём горных пород при Увеличивается нагревании?

  4. Кто нагревает горные породы? Солнце

  5. Какой календарь даёт данные о температуре? Погоды

  6. Как меняется объем воды при замерзании? Увеличивается

  7. Что добывают в карьере близ д. Ашково? Песок

  8. Что образуется в результате выветривания? Продукты выветривания

  9. Окатанные обломки больше кулака Валуны

  10. Для получения стекла нужен Песок

  11. Для получения кирпича нужна Глина

  12. Организация, где ведут наблюдения за Метеостанция погодой

  13. На месте разрушенных гор со временем Равнины образуются

  14. Дюны и барханы созданы с помощью Ветра

  15. О каком факторе шла речь в стих. Растения С.Островского «Чудо»

  16. Рыхлые обломки величиной от горошины до Гравий орешка

  17. Колебания t, вода, живые организмы, ветер Факторы выветривания - это

  18. Гравий, галька, песок, глина, валуны – это Продукты выветривания

  19. Плотные и рыхлые массы, слагающие землю. Горные породы

IV Рефлексия.




Полный текст материала Конспект урока географии "Куда исчезли горы-исполины?"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хромченкова Светлана Васильевна  Публикатор
28.10.2017 0 922 61

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0