Конспект урока географии "Куда исчезли горы-исполины?"; 8 класс


Целеполагание:  

  • Раскрыть сущность процессов, происходящих в природе под воздействием внешних факторов, основываясь на жизненном опыте обучающихся и краеведческом материале.
  • Дать представление о роли Солнца, ветра, воды, растений и человека в разрушении горных пород, используя иллюстрации картин, стихи, просмотренные мультфильмы, проделанные опыты, прочитанные книги и т.д.
  • Показать единство процессов разрушения и созидания в окружающей природе, важность ведения наблюдения за погодой для понимания процессов, происходящих в природе. Обратить внимание на роль экологического фактора в процессе выветривания.
  • Учить наблюдать за процессами, происходящими вокруг нас, находить их следы в ближайшем окружении.
  • Закрепить навыки работы с учебником, составлением простейших схем, умением  работать с образцами горных пород.
  • Развивать художественное видение окружающей природы.

Оборудование: 

  • таблицы «Работа ветра»
  • «Морской прибой»       
  • «Выветривание»
  • Карта Смоленской области.
  • Картины с изображением гор, равнин, морского прибоя.
  • График хода t0 в г.Гагарине за сутки, за год.
  • Книги:  Г.П.Пивоварова «По страницам занимательной географии».
  • Энциклопедия по географии.

Оборудование для проведения опытов.

  • кусочки гранита 
  • деревянная дощечка 10 х 15
  • монета
  • спиртовка
  • образцы песка, глины, гравия

Опережающие задания к уроку (индивидуально).

  1. Посетить краеведческий музей и познакомиться с полезными ископаемыми Смоленской  области. Выяснить где в Гагаринском районе ведётся добыча песка, гравия, глины.
  2. Приготовить сообщение «Использование глины и песка»
  3. Провести опыты (бутылку с водой заморозить), (нагревание и охлаждение гранита).

1.Повторение материала «Горные породы»
Диктант.
У каждого на  парте карточка. Определите, о какой горной породе идёт речь, к какому типу горных пород по происхождению она относится и впишите её в нужный столбик.

  1. Состоит из трёх различных минералов: полевого шпата, кварца и слюды. В нашем городе из него сделан барельеф возле памятника Солнцеву (гранит)
  2. Залегает обычно большими слоями, иногда осаждается из насыщенного раствора. Есть в каждом доме, но чрезмерное употребление вредно для здоровья. (соль)
  3. Когда гранит испытывает сильное нагревание и сжатие он изменяется, приобретает новые свойства, превращаясь в новую породу, которая служит хорошим строительным материалом.  (гнейс)
  4. Многие станции московского метрополитена облицованы этой горной породой. Она разных оттенков. (мрамор)
  5. Для отопления одной двухкомнатной квартиры в течение 5 месяцев понадобится 7 тонн этого топлива. Расход возрастёт вдвое, если не будут утеплены окна и двери, открыты форточки.  (каменный уголь)
  6. На Смоленщине встречается почти везде, может быть использована как топливо (раньше) так и удобрение. Природа бурого или коричневого цвета, не блестит. (торф)
  7. В  Гагаринском районе больше залежи этой рыхлой породы в близи  д. Ашкова, д.Курьянова, д.Тетери и других местах. (песок)
  8. Трудно пришлось бы врачам травматологам, если бы не было этой горной породы. (гипс)
  9. А без этой горной не может обойтись кирпичный завод. (глина)
  10. Порода белого цвета  (мел)

Самопроверка
По контрольной карточке проверьте свои работы и поставьте оценку

2 Изучение нового материала

  1. Что называют горной породой?
  2. Где встречаются горные породы?  (везде, ими сложены горы, равнины)

Итак, равнины и горы состоят из горных пород. Обратите внимание на картины с изображением гор.  Как они красивы, величественны. Горы громады, горы-исполины.
Могут  ли они исчезнуть, разрушиться, ведь они состоят из горных пород, которые очень прочны?

Формирование познавательной задачи для определения темы урока
«По страницам занимательной географии» стр.55, №162,(зачитать).
«Во многих районах нашей планеты встречаются интересные формы рельефа. Например, в Крыму под Алуштой, расположен «сад истуканов» - гигантских каменных столбов высотой до 18 м.. Различные каменные башни, фигуры чудовищ, сфинксов, одинокие столбы, шпили и т.д. известны в Иране, Аравии, в Азии, Китае, Сахаре, Австралии, в пустынных районах США. Их можно видеть и в суровых северных районах Земли».

Обратите внимание на картины с изображением этих феноменов.
Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке? (определение темы урока)
Цель нашего урока выяснить:   (на доске записано)

  1. Могут ли исчезнуть горы?
  2. Под действием каких факторов образовались эти   причудливые формы рельефа?
  3. Как называется этот процесс?
  4. Знакомство с продуктами разрушения горных пород  своей   местности.

На партах у вас есть кусочки гранита, попробуйте их разломать руками. Вам это не удается. Почему? (прочный, твердый, плотный). А я свой  кусочек разломаю.Что  я с ним сделала? (Сообщение ученика о проведении опыта дома)
Вспомните историю о сметливом человеке, сумевшем без особых приспособлений убрать с дороги огромный валун. Он развел вокруг него костер, и когда валун нагрелся докрасна, полил его водой. Валун растрескался и развалился на отдельные глыбы, которые было нетрудно увезти на телеге.

Давайте выясним  МЕХАНИЗМ РАЗРУШЕНИЯ

  • Как меняется объем воздуха при нагревании? (увеличивается)
  • Как меняется объем воды при охлаждении?   Сообщение о результатах опыта .Почему лопнула бутылка? 
  • Вывод: объем воды увеличился) 
  • А как изменится объем металла при нагревании?   
  • Проведение  опыта «Прохождение монеты между гвоздями»)

ВЫВОД  ПО АНАЛОГИИ: Гранит разрушается в результате изменения t0: при нагревании его объем увеличивается, а при охлаждении уменьшается, что ведет к образованию в нем трещин, т.к. связи между частицами горной породы нарушаются и прочность ослабевает.                

Как же происходит воздействие t0 на горные породы в естественных условиях?             

ЗАДАНИЕ    Подумайте и приготовьте ответы на  вопросы:

  1. .Как меняется t0 поверхности Земли в течение суток  и в различные времена года?
  2.  Как изменение t0 влияет на горные породы?

Подтвердить изменение t0 в течение суток можно из календаря погоды.                                                                                                
Анализ   графика хода t0 в течение суток и в течение года в г.Гагарин                                                                                                                                                                   
ВЫВОД: Под влиянием суточного т годового колебания t0  воздуха происходит постепенное разрушение горных пород.
Первый фактор – колебания t0 (запись в тетради).

Являются ли колебания t0 единственной причиной разрушения горных пород?
Мы уже выяснили, что вода при замерзании расширяет и увеличивает  трещины.
Но большую разрушительную работу приводит движущаяся вода.
Оборудование:  картина «Морской прибой»

карточка №3
Задание:  Подумайте как движение воды приводит к разрушению горных пород?  
Попробуйте при объяснении использовать картину «Морской прибой».
Послушайте стихотворение С.Михалкова «Утёс и вода», о разрушительной силе воды
ВОДА И УТЁС
Гласит предание: была Волна морская
В Утёс на берегу когда-то влюблена
И, ни на миг его не отпуская,
Весь век ждала взаимности она.
То, грозно пенясь в ярости и страсти,
"Ты мой!" - она стонала в час ненастья.
То, ластясь возле ног его устало,
"Склонись ко мне!" - она ему шептала.
Но гордо, не склоняясь и не споря,
Стоял Утёс, могучий и седой,
Пока однажды вдруг не рухнул в море,
Подмытый и подточенный водой, - 
Движение воды, что постоянным было,
Недвижный тот Утёс в конце концов сломило.
Второй фактор – ВОДА (запись в тетради)

Кто смотрел мультфильм «Самый сильный»? Что ответила скала на вопрос мальчика: «Кто самый сильный»? (дерево)
Послушайте, как поэт С.Островой пишет о способности растений разрушать горные породы.
                                                                   Чудо
В горах, где крутые толщи,
Где звёзды в седой росе,
Трава пробивает камень.
И вы это знаете все.
Но вы не знаете вовсе,
Как плачут глаза корней,
Как бьётся травинка с тьмою,
Чего это стоит ей.
Живёт под землёй травинка.
Ей выбиться в свет пора.
Но тут на неё садится
Невиданная гора.
Гора на неё садится.
Гнетёт молодую стать.
И давит её. И плющит.
А надо травинке встать.
И здесь происходит чудо,
Которому равных нет:
Трава поднимает Гору
И тихо идёт на свет.
Травинка. Малая травка,
Тонкая, как волосок.
Она напрягает тело
И делает в жизнь бросок.
Ей хочется к солнцу. K людям.
К звёздам, к седой росе...
Трава пробивает камень,
И вы это знаете все.

Где вы уже встречались с такими явлениями? (разрушение асфальта корнями деревьев)
У растений не только сильные корни, но в запасе у некоторых из них есть и химические средства. Мхи и лишайники, например, выделяют гуминовые кислоты, которые растворяют горные породы.    

3.Фактор -  живые организмы

Послушайте, какой загадочный город создан при участии еще одного фактора разрушения горных пород.                                                                                                                   
«Эоловый город» - энциклопедия по географии (зачитать)    
4.Фактор – ветер (запись в тетради)
                                                                                      
III Обобщение: Мы познакомились с главными факторами разрушения горных пород. В природе их можно найти больше. Более подробно  о них будет идти речь в следующих курсах географии. Разрушение горных пород под влиянием этих факторов называется выветриванием.
В природе всё целесообразно и связано. В последнее время немалую роль в разрушении играет и человек, когда не задумываясь о последствиях нарушает равновесие в природе. А ведь в ней всё взаимосвязано. Если распахать всю степь, ветер начнёт сметать пахотный слой и переносить пыль. Кислотные дожди ускорят процесс разрушения. Отходы производства, АЭС смешиваясь с продуктами разрушения горных пород, ухудшают качество строительных материалов, получаемых из них.

Ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно.Выветривание происходит неравномерно. Поэтому образуются такие причудливые формы. Это зависит от направления густоты трещин. 
Горные породы непрерывно и медленно разрушаются. В результате образуются обломки горных пород. Что с ними происходит дальше?             

5. Закрепление                                                                            
IV  Рефлексия.


Полный текст материала Конспект урока географии "Куда исчезли горы-исполины?"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хромченкова Светлана Васильевна  Публикатор
28.10.2017 0 178 17
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0