Комплексная экскурсия «Природа, осень, экология»


В связи с комплексным подходом к образованию и воспитанию проблема межпредметных связей приобрела важное значение. Непрерывная связь географии с другими науками особенно тесно осуществляется через наблюдение живой природы. А  краеведческий подход дает возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки. Очень хорошо можно использовать содружество учителей разных предметов при проведении комплексных экскурсий в природу. А также привлекаются родители учащихся. Проводится преимущественно в учебное время.
Продолжительность комплексных экскурсий от 3 до 5 часов.

Цели экскурсии: дополнить и конкретизировать учебный материал. Организовать наблюдение явлений природы, закрепить знания, полученные на уроках по темам: «Явления природы. Роль и место человека в природе», «Осенние явления в природе».
Закрепить на практике теоретические знания по теме: «Ориентирование на местности».

Выяснить знания ребят о лекарственных и ядовитых растениях, найти некоторые из них в природе, в игровой форме дополнить и углубить полученные знания.

Прививать основные туристические навыки (привал, правила выбора места для костра, уборка места привала). Определение своего местонахождения если заблудились.

Учить наблюдать за процессами, происходящими вокруг нас, находить их следы в ближайшем окружении.
Прививать навыки культурного общения в коллективе, навыки групповой работы, умения организовывать свою деятельность. Показать красоту окружающего мира, используя рисунки, стихи, вызвать желание ребят любить и охранять его.

ПЛАН:

  1. Беседа по ОБЖ: «Правила ТБ во время экскурсии. Проезжая часть. Правила перехода улицы».
  2. Мини-лекция-беседа: « Осенние явления в природе».
  3. Викторина «Лесная аптека» (по группам соревнования).
  4. Практическое занятие «Ориентирование на местности».
  5. Время отдыха: «У костра» (знакомство с правилами туризма). Практическое  занятие (разведение костра, приготовление чая из трав).
  6. Экология и мы: «Сказка о лесном царе». Правила поведения в природе».
  7. Зарисовки на темы: «Лес осенью». «Берегите природу» и  др.
  8. Итоговая беседа ( акцентируются основные цели экскурсии).
  9. Домашнее задание–подготовка отчёта, рисунков, коллекций растений.
  10. Наша помощь природе (уборка территории).
  11. Организованный выход из леса. Путь до школы.

Оборудование:

  • планшеты, компасы, рулетка, альбомные листы, карандаш, ластик, цветные карандаши,
  • открытки с изображением лекарственных растений;
  • гербарий с ядовитыми растениями;
  • гербарий с лекарственными растениями;
  • карточки с вопросами викторины «Зеленая аптека» каждому ученику;
  • туристическое оборудование для приготовления чая.

Время проведения: 4 часа.
1.    Беседа по ОБЖ: «Правила ТБ во время экскурсии. Проезжая часть. Правила перехода улицы. Путь до леса».
У входа в лес.
Есть просто храм,
есть храм науки,
а есть ещё природы храм
с лесами, тянущими руки
навстречу солнцу и ветрам,
он свят в любое время суток,
открыт для нас в жару и стынь
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
не оскверняй его святынь.
Как вы понимаете слова: «Будь сердцем чуток, не оскверняй его святынь»?

Есть правила поведения не только в школе, за столом, в гостях, но и правила поведения  в природе. И каждый должен их выполнять. Сегодня мы будем с ними знакомиться. А пока громко не разговаривайте и не шумите. По тропинке мы пройдем на полянку, где у нас будет проходить урок.

Обожаю это время года!
Праздник золота и багреца,
Синяя щемящая свобода,
Ясность неизбежного конца.
А ведь как металось и хлестало!
Шли дожди, трепали их ветра,
Справилась природа, и настала
Эта драгоценная пора.
(Маргарита Алигер)

2. Мини- лекция «Осенние явления в природе. Почему осенью листопад?»
Цели: Познакомить ребят с сезонными изменениями в жизни растений. Объяснить причины листопада. Развивать наблюдательность, желание любить и охранять природу.
Появление желтых листьев на березе - признак начала осени в живой природе.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят. (М.Ю.Лермонтов)

По календарю осень начинает 1 сентября.
Астрономы считают началом осень день осеннего равноденствия 23 сентября.
Когда день по долготе = ночи.  Желтеют листья становится холодно по утрам заморозки и т.д.
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов)
Организм человека и животных готовится тоже к зиме. Поэтому ему не страшны холода и морозы. А вот весной всё наоборот.

КАК ЖЕ ЖИВОТНЫЕ ОТНОСЯТСЯ К ЗИМЕ?
Накапливают больше жира медведи, барсуки, летучие мыши. А в теле муравьев, древесных жуков и гусениц осенью появляется морозостойкой вещество.
Деревьям тоже приходится выдерживать морозы.
Как деревья справляются с морозами?
Ведь они не могут как белки и куропатки сбиваться для тепла в кучу, не могут как глухари зарываться в снег от мороза.
ОСЕНЬ!До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.

ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ ?
Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.
Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в листе постоянно разрушается и появляется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Хлорофилл тут же восстанавливается.  Лист остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи, света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.

В ЛЕПЕСТКАХ  КАКИХ ЦВЕТОВ СОДЕРЖИТСЯ ТАКОЕ НЕ КРАСЯЩЕЕ ВЕЩЕСТВО?
Маки, жарки, куриная слепота, одуванчики.

Но осенью листья не только желтые, а и красные, багряные, фиолетовые. Это зависит от того какие красящее вещество находится в вянущем листе. Яркость осенних листьев зависит от того какая стоит погода. Осень дождливая- окраска тусклая. Осень солнечная- окраска сочная.
С КАКИХ ДЕРЕВЬЕВ ЛИСТВА ОПАДАЕТ ЗЕЛЕНОЙ ? ПОЧЕМУ?
С ольхи, сирени. Кроме хлорофилла других красящих веществ нет.
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Когда желтеют листья у березы, липы, клена?
У березы, липы - в августе.
У клена - в первых числах сентября.
В сентябре краснеет листва - у рябины.
В конце сентября - у осины.  Все как по часам.

Когда листья пожелтеют, из листьев в ствол начинает оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он как перегородка отделяет черешок от ветки. Только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листка с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

Зачем деревья сбрасывают листья?
Хотя наши лиственные деревья живут десятки, сотни лет, листья у них "работают" всего один сезон. Почему они быстро изнашиваются? В зеленом листе вся нижняя поверхность покрыта прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями - устьицами.
Они, как форточки в домах, то открываются, то закрываются, в зависимости от погоды. Через устьица зеленый лист связан с внешней средой: втягивает СО2, выделяет О2 , испаряет Н2О.

Вода, которую корень всасывает из почвы, поднимается по стволу к листьям. Когда форточки-устьица открыты, из листьев испаряется влага. Солнце нагревает листья, а испарение охлаждает и не дает перегреться.
Приложите листик к щеке - он холодит.

Деревьям нужно много воды. За лето большая береза испаряет 7 т. Н2О.

Зимой столько влаги из почвы не получить. Теряя листья, деревья защищаются от "зимней засухи". Кроме того нужен он и в лечебных целях. Вместе с Н2О дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло само себя отравить. Иногда деревьям приходится дважды менять листву.

В городах воздух сильно загрязнен. Мельчайшие частицы сажи оседают на листьях. Забивают устьица.  Испарение земедляется. Вот и приходится дважды менять листву. Есть третья причина листопада: защитить тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега.

Вывод: Листопад приспосабливает деревья к зиме.

  1. Защищает ветви от тяжести.
  2. Защищает дерево от засухи.
  3. Защищает от накопления вредных веществ в листьях.

Вот так дерево борется за жизнь и приспосабливается к неблагоприятным условиям.

3. Викторина «Лесная аптека»
Цель: выяснить, как ребята знают лекарственные растения, дополнить их знания. Еще раз напомнить о ядовитых растениях. Найти их в природе и показать ребятам. Подвести к мысли о необходимости охраны лекарственных растений.
Оборудование: гербарий с растениями.

Нужные растения: ландыш, мох-сфагнум, малина, липа, ромашка, мать-и-мачеха, валериана, сосна, подорожник, вороний глаз, дурман, белена, белладонна, василек, береза, ель, земляника, зверобой, иван-чай, ноготки.

  1. Какое лекарство готовят из ландыша?    Ландышевые сердечные капли
  2. Выберете из букета растение, которое заменяло партизанам вату при лечении ран?    Мох-сфагнум
  3. Выберете растения, которые используют при простудах.    Малина, липа, ромашка, мать-и-мачеха
  4. Какое лекарственное растение называют «мяун-трава» и какое лекарство из него готовят?     Валериана, сердечные капли
  5. Из какого растения получают хлорофилло - каротиновую пасту для лечения ожогов?    Из сосны
  6. Какое лекарственное растение и в то же время ядовитое носит название глаза птицы?    Вороний глаз
  7. Какое лекарственное растение индейцы называют «след белого»?    Подорожник
  8. Из каких ядовитых растений приготавливают лекарство?    Дурман, белена, вороний глаз, белладонна
  9. Какое растение используют для лечения ран, ссадин, ушибов?    Подорожник
  10. Цветы какого сорного растения используют для лечения глаз?    Васильки
  11. Что за трава, которые и слепые знают?    Крапива
  12. Из каких трав можно приготовить «аппетитный чай» ?    Земляника, зверобой, иван- чай и др.
  13. Какое декоративное растение используют для полоскания горла?    Ноготки (календула)
  14. Из каких деревьев получают лекарства?    Береза, сосна, ель, липа и др.

4.Ориентирование на местности (работа по группам).
Цель работы: закрепить навыки определения расстояния на глаз, определение азимута и хождения по азимуту, приобретение навыков работы в группе.

1 задание: Определение ширины своего шага.
1 способ. Измерить расстояние от подошвы до уровня глаз. Полученное расстояние разделить пополам.
2 способ. Подумайте и  предложите сами.

2 задание: Тренируем свой глазомер.
Потренируйтесь в определении расстояний на глаз. Проверяйте себя, измеряя те же расстояния шагами. Лучше начинать с малых расстояний.

3 задание: Определение направлений и азимута.   

4 задание: Хождение по азимуту.
Хождение по азимуту – очень увлекательный и полезный вид работы. Владеть им несложно. Нужно запомнить последовательность действий.

Инструкция – памятка.

  1. Сориентируй компас
  2. Определи азимут на точку стояния №1
  3. Измерь его расстояние шагами
  4. Перейди на точку стояния
  5. Сориентируй компас
  6. Определи азимут на точку стояния №2
  7. ЗАПОМНИ: при переходе от одной точки стояния на другую всегда начинай с ориентирования компаса.

5 задание: Пройти от точки стояния №1 по азимуту 90 градусов 30 шагов, а затем по азимуту 180 градусов 20 шагов и 10 шагов по азимуту 270 градусов.

Информация: Если вы заблудились в лесу и у вас нет компаса?
Вам нужно определить свое  местонахождение.
Нахождение сторон горизонта:

  • по Солнцу. В полдень падающая тень от предметов имеет наименьшую длину и указывает на север;
  • по Солнцу и механическим часам. Горизонтально положить часы и, поворачивая установить часовую стрелку на Солнце. Поделить угол, заключенный между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 (13 час.) пополам. Биссектриса угла будет направлением на север - юг. Солнце с южной стороны.
  • по звездам. Найти созвездие Большой Медведицы (ковш с ручкой), а потом находим Полярную звезду – она на севере.
  • по местным признакам. Муравейники в редком лесу с южной стороны, мох на деревьях и камнях с северной стороны, кора деревьев на севере грубее и темнее, ягоды зреют и краснеют быстрее  с южной стороны, снег весной  тает быстрее с южной стороны.

Помните! Движение по линейным ориентирам (ручей, речка, лесная дорога) наиболее целесообразно, чем по глухому лесу, степи. Вероятность встречи с людьми здесь выше, и этот путь вас обязательно выведет к жилью или знакомым ориентирам.

5. Время отдыха  «У костра».
Цель: знакомство с основными туристическими правилами  «Не навреди природе!» ( организация  привала, выбор места для костра, уборка места привала).
Практическое занятие: разведение костра, приготовление чая.
Помните: В лесу нужно быть осторожными с огнем, не разводить костра среди сухой травы и деревьев. 97%пожаров в лесу возникает по вине человека.
Место от костра  не зарастает 5-7  лет. Последствия от пожара ликвидируются только через 50 лет. Поэтому нужно стараться разводить костёр:

  • на лесных дорогах;
  • на песчаных отмелях рек;
  • на старом кострище;
  • на подстилке из валунов и гальки.

Можно аккуратно вырезать дёрн и сложить его.
Пока горит костёр бросить в него весь мусор – и горючий и негорючий. После прогорания  затушить угли водой. Дать воде остыть, а затем аккуратно положите дернину на место. Если есть вода, то полейте сверху
Экология и мы

6.Сказка о лесном царе.
Цель: послушать сказку и по ее содержанию составить правила поведения в природе. Они могут быть представлены и в виде рисунка, и в стихотворной форме, и просто словами.В Природном царстве, в Лесном государстве жил был Лесной царь-защитник всякой зверюшки и всякого растеньица. Жилось всем вольготно и весело, да вот напала Чернь на природное царство, стала топтать шелковую травушку-муравушку, рубить зеленые дубравушки, разорять гнездышки малых пташек, вылавливать зверушек да красавиц бабочек.

Стали собираться со всего Природного царства к Лесному царю все обиженные и беззащитные. Первым приплыл осетр и стал жаловаться:  "Горе, горе нам, рыбам. Нас истребляют из-за вкусного мяса и черной икры. Нам заграждают путь к нересту дамбами и плотинами. Загрязняют реки лесосплавом и отходами. Гибнем мы, царь, и просим твоей  защиты!" С жалобой к Лесному царю прискакала жаба и, едва отдышавшись, заквакала: "Всемогущий царь, великий наш защитник! Выслушай меня, старую жабу. Нас отравляют и уничтожают, засыпают наши водоемы, преграждают пути наши к водоемам дорогами, и мы вынуждены уходить с наших мест. А сколько мы пользы принесли! Мы ведь поедаем вредных насекомых, вредителей садов и огородов, личинок москитов – обитателей тропиков, которые при укусе могут заражать людей тяжелыми инфекционными заболеваниями. Не могу понять я, за что к нам такое несправедливое отношение".  "Ж-ж-ж" – прожужжало над самым ухом царя. Это шмель спешит рассказать о своей беде. А тут и жужелица подоспела и, едва шмель замолчал, заговорила: "Ох, царь, спасения нет от мальчишек и девчонок, которые собирают нас в баночки и коробочки, коллекционируют, а ведь мы пользу приносим – вредителей, которые поедают ягоды клубники и земляники, уничтожаем. Никакой благодарности от человека". Долго думал Лесной царь над бедами своего народа и решил: «Дорогие мои лесные жители, я решил издать указ. Человек должен беречь природу! Защищать её, при необходимости помогать ей, беречь всех жителей нашей планеты. А при невыполнении данного закона человек сам становился бы животным или птицей, насекомым или растением, тем, кого он обидел, и вынужден был бы испытывать все ужасы своей деятельности». 

Ребята! Это получается что сказка заставляет нас задуматься о том, как мы относимся к братьям нашим меньшим. Возникло ли у вас желание их защитить? Давайте подумаем, как человек должен себя вести в природе. Составьте по сказке несколько правил поведения в природе/ можно в стихах, виде рисунка/.

(Зачитать некоторые правила, составленные ребятами, показать рисунки, а потом каждому раздать правила поведения в природе, заготовленные заранее.)

Правила поведения в природе (дополняет учитель)
Чтобы реки и ручьи не мелели,
Звери резвились, птицы бы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать не мешало.

  1. Находясь в лесу, старайся ходить только по тропинкам, т.к. вытаптывание является для многих растений губительным;
  2. В лесу будь осторожен с огнем, не разводи костра среди сухой травы и деревьев;
  3. Не ломай деревья, молодую поросль, цветущие кустарники. Взрослое дерево за сутки производит 180 литров кислорода, а человек потребляет 360 литров;
  4. Не режь ножом и топором кору деревьев: это наносит большой вред дереву, а в кору попадают споры вредных грибов – трутовиков, разрушающих древесину;
  5. Не разоряй птичьих гнезд, не открывай маскировку гнезда: птица может его бросить;
  6. Никогда не разоряй муравейников. Помни, что разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей. Одна колония рыжих муравьев за день уничтожает до 100 тысяч вредных насекомых;
  7. Береги и охраняй от уничтожения ежей, кротов, лягушек и других животных: это настоящие друзья леса, помогающие человеку бороться с врагами леса;
  8. Если встретишь птенцов или маленьких зверей, оставь их на месте, не бери с собой, никто не создаст им лучших условий для роста и развития чем их родители;
  9. В лесу соблюдай тишину. От колебаний воздуха, издаваемых звуками приемника. Частотой  более 600 гц., не могут подняться в воздух шмели, птицы, насекомые;
  10. Покидая лес, луг, берег реки, посмотри  вокруг, что ты оставил после себя. Сделай все возможное, чтобы после твоего ухода ручей остался прозрачным, лес зеленым и здоровым, трава пушистой, а твоя совесть чистой;
  11. ЗАПОМНИ: Брошенная тобой бумага будет лежать больше 2-х лет, консервная банка больше 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – вечно.

Ребята! Постарайтесь выполнять правила поведения в природе.
             Тогда и роща, словно книжечка простая,
             Прошелестит, вам тайны доверяя,
             Все до одной! Уметь бы только слушать,
             Ничем покой природы не нарушить.

Зарисовки на темы: «Лес осенью». «Берегите природу» и  др.
Итоговая беседа (акцентируются основные цели экскурсии).
Домашнее задание (консультация по подготовке отчёта по экскурсии).
Наша помощь природе (уборка территории).
Организованный выход из леса. Путь до школы.
В заключении:
Берегите землю
Берегите
Жаворонка в голубом зените
Бабочку на листья повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустой тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю, берегите
Берегите Доброту и Жалость
Чтоб она за слабого сражалась,
Берегите, будущего ради
Это слово из моей тетради.
Всё дарю!
Всё доброе приемлю,
Только берегите эту Землю!  /М.Дудин/


Полный текст материала Комплексная экскурсия «Природа, осень, экология» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хромченкова Светлана Васильевна  svh1om
03.11.2020 0 4320 124

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК