Конспект урока географии "Почва – особое природное тело"; 8 класс


Урок по географии 8 класса, тема «Почва - особое природное тело», 21 урок в теме «Природа России».

Цель  урока: Создать условия для получения новых знаний на по изучению и первичному закреплению нового материала по теме   «Почва – особое природное тело» на основе уровневой дифференциации, проблемного обучения, ИКТ в форме групповой работы с элементами фронтальной с ориентацией на формирование предметных, метапредметных, личностных результатов.

Задачи:
Образовательные:

Базовый уровень:

  1. понятия: «почва», «почвенный профиль», «почвенный горизонт», «механический состав почвы», «структурные и бесструктурные почвы», «факторы почвообразования», типы почв», «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы» , «эрозия почв», «мелиорация», «рекультивация». 
  2.  основные типы почв: их свойства, различия в плодородии, размещение на территории России.

Повышенный уровень:

  1. факторы образования почв.
  2. почвенные ресурсы России

Углублённый уровень: изменение почв в ходе их хозяйственного использования
Развивающие: 
Базовый уровень: - определять главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны по карте «Почвы России и Кировской области».

  • определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам
  • определять структуру земельного фонда России
  • наносить на контурную карту основные типы почв России

Повышенный уровень:

  • оценивать почвенные ресурсы страны, 
  • объяснить причины влияния компонентов природы на формирование почв России

Углублённый уровень:

  •  исследовать проблемы загрязнения почвы, 
  • прогнозировать последствия влияния человека на почвы
  • меры по сохранению плодородия почв.
  • подготавливать и обсуждать презентации о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основные  мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов.

Воспитательные: 

  1. Способствовать пониманию взаимосвязи человека и природы.
  2. Способствовать экологическому воспитанию, социологизации учащихся, формированию гражданской позиции и мировоззренческой идеи о целостности познания картины мира.
  3. Воспитывать бережное отношение к почве как к компоненту природы.

Тип урока: урок изучения и первичное закрепление нового материала
Формы работы учащихся: групповая с элементами фронтальной

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Введение в тему, постановка проблемной задачи

Саморегуляция.

Загадывает загадку о почве.

 Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я все терплю и всем добром плачу.

Демонстрируется слайд «профиль дерново-подзолистых почв Кировской области» ЭОР (фрагмент, Блок 2)

Проблемный вопрос. В.В.Докучаев сказал: «Почва – зеркало ландшафта». Докажем, что это так.

Целеполагание и мотивация

Целеполагание, планирование, саморегуляция.

Предлагается рубрика:

Должны знать/понимать

 Базовый уровень:

1. понятия: «почва», «почвенный профиль», «почвенный горизонт», «механический состав почвы», «структурные и бесструктурные почвы», «эрозия почв», «мелиорация», «рекультивация».

2. основные типы почв: их свойства, различия в плодородии, размещение на территории России.

Повышенный уровень:

1) факторы образования почв                                   

2) почвенные ресурсы России

Углублённый уровень:

изменение почв в ходе их хозяйственного использования

Должны уметь применять

Базовый уровень:

- определять главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны по карте «Почвы России и Кировской области».

- определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам

- определять структуру земельного фонда России

Наносить на контурную карту основные типы почв России

Повышенный уровень: - оценивать почвенные ресурсы страны,

- объяснить причины влияния компонентов природы на формирование почв России

Углублённый уровень: - исследовать проблемы загрязнения почвы,

- Прогнозировать последствия влияния человека на почвы

- меры по сохранению плодородия почв.

 

Каким способам деятельности мы научимся, где эти знания нужны в жизни людей и каких профессий?

Актуализация

Предметные.

Саморегуляция,

умение структурировать, умение строить письменную речь.

Проверка имеющихся знаний о почве, даёт действия и контролирует выполнение

Знаю

 

Хочу узнать 

Узнал

 

Организация восприятия

Планирование, саморегуляция, поиск и выделение информации, умение структурировать.

Умение строить речевые высказывания в устной и письменной речи.

Отделение главного и второстепенного.

Смысловое чтение.

Работа с учебником

  1. Что такое почва и каково её главное свойство?
  2.  От чего оно зависит?

          Организует работу по изучению образцов горных пород и почвы.

  1. Что такое горная порода?
  2. Чем почва отличается от горной породы?

       Уточняет их ответы и раскрывает особенности главного компонента почвы – гумуса.

            Знакомит учащихся со строением почвы, используя учебник (рис. 57, с. 135)

             Знакомит учащихся с образцами различных почв.       

             Организует практическую работу по определению механический состав почвы пришкольного участка (Приложение 1)

             Знакомит учащихся со структурой почв. Совместно с учащимися составляет схему «Структура почвы» на доске.

 

Организует работу с почвенной картой России.

Уточняет ответы учащихся по  факторам почвообразования.

Демонстрация флешролика «Образование разных типов почв»

 

Знакомит с распределением почв России с севера на юг.

  1. Какую закономерность можно выявить?

     Организует работу в группах, используя инструктивные карточки. (Приложение 4)

Организация осмысления

Контроль, слушать партнёра, оценка, нравственно-этическое оценивание.

Умение строить речевые высказывания в устной и письменной речи.

Отделение главного и второстепенного.

 

 

Организует работу переходящих групп.

Вводит понятия «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы», «эрозия почв», «мелиорация», «рекультивация»

В 1900 году русский естествоиспытатель В. В. Докучаев прислал на Всемирную выставку в Париж вырезанный из ковыльной степи под Воронежем куб (1x1x1 метр) чернозема. Воронежский чернозем стал одним из главных экспонатов выставки, получил золотую медаль и был признан «царем почв». Впоследствии его определили как эталон плодородия почвы и поместили в Международную палату мер и весов в Париже, где он хранится и в настоящее время.

Перед просмотром флеш-ролика ставится цель – составить схемы «Процессы, приводящие к разрушению почв», «Рациональное использование почв» и найти новые слова.

 Демонстрируется флеш-ролик «Антропогенное изменение почвы».

Организует работу по анализу схем.

 

 

 

Возвращается к проблемному вопросу «Почва – зеркало ландшафта. Докажем, что это так»

Первичная проверка понимания

Контроль, оценка. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной речи.

Отделение главного и второстепенного.

Слушать партнёра.

Предлагает уровневые задания:

1. Опишите по плану  строение почвы. (Приложение 7)

2. Объясните влияние хозяйственной деятельности  человека на почвы. Выскажите точку зрения «за» и «против».

3. Докажите, что почва – зеркало ландшафта и особое природное тело.

4. Опережающее задание: экологические проблемы почв своей местности, пути их решения.

Корректирует ответы учащихся.

Организация первичного закрепления учебного материала

Предлагает задание «Найти и исправить ошибки Гнома Недоучкина»  (Приложение 8)

Анализ

Саморегуляция, анализ, слушать партнёра

Организует работу по составлению синквейна (Приложение 9)

Информация домашнего задания

Самоопределение

  1. §28-29, с.134-140 учебника, ответить на вопросы 1-5 и задания 7-8 с.136, выучить термины и их определения.
  2. *Какие типы почв в нашей местности и  Кировской области?
  3. *Составить кроссворд по теме «Почва» с использованием компьютерной программы

Рефлексия

Самоопределение,

Нравственно-этическое оценивание

Умение строить речевые высказывания в устной речи

            Организует работу по заполнению третьего столбика таблицы

Знаю

 

Хочу узнать 

Узнал

           Использует приём незаконченного предложения. «Сегодня на уроке я……»


Полный текст материала Конспект урока географии "Почва – особое природное тело"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Якунина Елена Фингальевна  Публикатор
08.11.2017 0 101 8
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0