Конспект урока географии "Географическое положение и климат"; 8 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА АПШЕРОНСК КРАСНОДАРКОГО КРАЯ

«ЛИЦЕЙ №1»

 

В.В. Горяева, учитель географии

 

17.11.18г

Разработка урока по учебному предмету « География» в 8-ом классе на тему « Географическое положение и климат»

Тема урока: «Климатообразующие факторы».

Тип урока:

Урок получения новых знаний .

Авторы УМК: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Россия : природа , население . хозяйство. 8 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2014.

Цели урока:

Сформировать знания о климатообразующих факторах и их роли в формировании климата на территории России; развить практические навыки работы обучающихся с географическими картами.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. ; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха.

Метапредметные- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся ; развитие способности к приобретению знаний и практических умений; умение работать с источниками географической информации, в частности , с картами учебника; формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в группах, использовать в общении правила вежливости.

Предметные –получение новых знаний обучающихся о том, что такое климатообразующие факторы и как они влияют на образование климата; формирование представлений обучающихся о суммарной солнечной радиации, подстилающей поверхности , воздушных массах. Развивать умения работать с климатической картой, провести мини-исследование , учить применять полученные теоретические знания на практике, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность в малых группах ;

Оборудование: Мультимедийный проектор, дидактический материал, компьютер, климатическая карта России, карты учебника: карта суммарной солнечной радиации, среднегодовых температур воздуха.

Образовательные ресурсы :Презентация учителя.

Формы и методы обучения: комбинированный.

Методы : словесные ( беседа, диалог); наглядные ( работа с картами, схемами); практические ( поиск информации, составление схем), письменный контроль, устный контроль.


 

Технологическая карта урока

п/п

 

Этап урока, его продолжительность

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Формируемые УУД

 

1

Организационный момент. ( 1-2 минут)

 

Учитель создает спокойную деловую обстановку, необходимую для работы. Давайте подарим друг другу улыбки и начнем урок с хорошего настроения.

 

 

Демонстрируют собранность, внимательность.

 

 

2

Мотивация

( 3-5 минут)

 

Мотивирует обучающихся к изучению новой темы. Климат России – он разный такой,
Он где то полярный, а где то степной,
Где снег, ну а где то зелёные грядки,
Сейчас  расскажу обо всём по порядку:

Какие учебные задачи (УЗ) вы поставите? Вспомните :

Что такое климат?

Какое место в природе занимает климат

На какие компоненты природы влияет климат

Что является климатическим показателем?

Что влияет на их распределение ?(климатообразующие факторы)


 


 


 

 

Совместная формулировка темы урока.

Учащиеся формулируют учебные задачи.

 

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД . Волевая саморегуляция.

Личностные УУД

Осознание ответственности за общее дело.

 

 

Изучение нового материала

(10мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со схемой ( Слайд1)

Перечислите космические , планетарные и географические факторы.(Слайд2)
Россия большая, от края до края
От севера к югу, везде ты родная!
Везде ты красива, всегда ты могуча
И в мире огромном не может быть лучше!!

Один из главных климатических факторов географическая широта (Слайд3-4)


 

Вспомните основную зависимость солнечного тепла от географической широты.

Работа с учебником

Широтное расположение России определяет её нахождение в 3 климатических поясах. Каких(Слайд8

Центры атмосферного давления Слайд9.10,11)

От перепадов давления возникают ….

Какие ветры действуют на д территорией России Слайд 12 13

Как на климат России влияют океаны?

Какой океан влияет больше ? ПочемуСлайд14. 15

В зависимости от близости океанов какие выделяют климатические области?

Уточняет их ответы и раскрывает особенности

континентальности климата

Понятие «континентальность»


 


 

Организует работу с климатической картой России.


 


 

Совместно с учащимися делает описание умеренно – континентального климата,

континентального и резко – континентального.

Уточняет ответы учащихся

Выполняют задания учителя. Слушают учителя. Высказывают свои предположения. Совместно с учителем составляют схему

Отвечают на вопросы учителя, используя материал учебника §15, с.50-51.

Устанавливают при помощи учителя ,расположение основных центров атмосферного давления

Записывают основные центры максимумом и минимумов

Высказывают свои предположения.


 

Описывают области умеренного климата.

Работа со словарем


 


 


 

Делают вывод

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других ( обучение в сотрудничестве).

Личностные УУД.

Осознание ответственности за общее дело, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Познавательные УУД.

Уметь отвечать на вопросы учителя , находить области умеренного климата на климатической карте

 

Практическая работа

(20мин)

Работа по карточкам (см Приложение)

 

Познавательные УУД.

Использование общих приемов решения задач.

Коммуникативные УУД.

Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Личностные УУД.

Развитие этических чувств и регуляторов поведения.

 

3

Закрепление знаний

( 5мин)

 

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗЫ

  • Узнайте климатический пояс или тип умеренного климата по их показателям: Перечислите климатообразующие факторы

  • На что влияет географическое положение?

  • Какие воздушные массы действуют на территории России?

  • Какое давление преобладает над Восточной Сибирью зимой?

  • Ветры , господствующие на территории России?

  • Почему муссоны не действуют над Восточной Сибирью?

 

 

 

4

Рефлексия УД на уроке

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.

( 5 минут)

 

 

Использует незаконченное предложение «Сегодня на уроке я……»

Проводят рефлексию по алгоритму. проводят самооценку, используя оценочный лист.

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

 

Личностные УУД.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения

Приложение 1

Карточка №1 прочтите текст и ответьте на вопросы

Учащиеся нескольких школ , находящиеся в разных городах России , обмениваются результатами наблюдений . которые проводятся на географических площадках, 23 сентября (Во всех городах действует московское время)они определили высоту солнца над горизонтом и зафиксировали температуру воздуха . Результаты их наблюдений приведены в таблице.

Город

Географические координаты города

Угол падения солнечных лучей

Температура воздуха

Время наблюдения (московское)

Луга

50*с.ш.30 * в.д.

31*

+14*С

13ч.00мин

Тверь

57*с.ш.36* в.д.

33*

+12* С

13ч 24 мин

Тамбов

53* с.ш. 41* в.д.

37 *

+15 * С

13ч 48 мин

Волгоград

49* с.ш. 44 * в.д.

41 *

+14 * С

14ч. 00мин

IКакое из утверждений верное подтверждают данные таблицы

  1. В европейской части России температура повышается при движении с запада на юг

  2. Температура воздуха повышается при движении с запада на восток

  3. 3. Угол падания солнечных лучей изменяется в зависимости от географической долготы местности

  4. Угол падания солнечных лучей увеличивается при приближении к экватору

II. Определите в каком из перечисленных городов 22 июня продолжительность дня будет наибольшей

III.В каком из перечисленных городов среднегодовое количество осадков наибольшее

IV.

Карточка №2 прочтите текс и ответьте на вопросы

Учащиеся нескольких школ , находящиеся в разных городах России , обмениваются результатами наблюдений . которые проводятся на географических площадках, 21 марта (Во всех городах действует московское время)они определили высоту солнца над горизонтом и зафиксировали температуру воздуха . Результаты их наблюдений приведены в таблице.

Город

Географические координаты города

Угол падения солнечных лучей

Температура воздуха

Время наблюдения (московское)

Санкт- Петербург

60*с.ш.30 * в.д.

30*

+4*С

13ч.00мин

Москва

56*с.ш.37* в.д.

34*

+1* С

13ч 24 мин

Липецк

53* с.ш. 40* в.д.

37 *

+6 * С

13ч 48 мин

Астрахань

46* с.ш. 48 * в.д.

44 *

+8 * С

14ч. 00мин

I.Какое из утверждений верное подтверждают данные таблицы:

1.Континентальность климата увеличивается в направлении с северо-запада на юго-восток

2. Температура воздуха увеличивается с востока на запад

3. Угол падания солнечных лучей изменяется в зависимости от географической широты местности

4. Угол падания солнечных лучей изменяется в зависимости от географической долготы местности

II. Определите в каком из перечисленных городов 22 июня продолжительность дня будет наименьшей

III.В каком из перечисленных городов среднегодовое количество осадков наибольшее


 


 


 


 


 


 


Полный текст материала Конспект урока географии "Географическое положение и климат"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горяева Валентина Васильевна  Goryaeva
17.11.2018 0 632 56

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0