Педагогическая мастерская "Обучение в сотрудничестве. Из опыта работы"


Из опыта работы учителя биологии и географии

Насоновой Надежды Анатольевны

МОУ Вознесенской ООШ

Педагогическая мастерская «Обучение в сотрудничестве»

Продолжительность - 25 минут

Участники (9 человек) приглашаются заранее. Они выбирают жетоны разного цвета (красный, желтый, зеленый).

Здравствуйте, все, кто присутствует в этом зале, уважаемое жюри, коллеги. Заранее спасибо участникам педагогической мастерской за помощь.

Методическое и научное обоснование (2 минуты)

Обучение в сотрудничестве связано с организацией обучения учащихся в составе малых учебных групп (как правило, по 3—5 человек). Обучение в сотрудничестве — это совместное обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в готовом виде.

Выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:

  1. взаимозависимость членов группы;

  2. личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи своих товарищей;

  3. совместная учебно-познавательная, творческая, исследовательская деятельность учащихся в группе;

  4. социализация деятельности учащихся в группах;

  5. общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.

 

Я покажу один из вариантов обучения в малых группах под названием «пила».


 

Оргмомент (2 минуты)

Уважаемые участники, у вас в руках жетон определенного цвета: красный, желтый или зеленый.

Прошу вас разбиться на группы, так, чтобы в каждой группе был и красный, и желтый, и зеленый. Таким образом, получилось три группы. Занимайте, пожалуйста, места. Каждая группа получает одинаковую информацию по теме «Витамины». Почему витамины, потому, что наконец-то наступила весна и сейчас остро стоит проблема авитаминоза.

А теперь распределяем функции в каждой группе. Так,

Красные изучают вопрос про витамин А.

Желтые изучают характеристику витамина С.

Зеленые изучают характеристику витамина группы В.

Вы читаете свой вопрос и кратко пересказываете его другим участникам группы. Я думаю, что вы с этим заданием справитесь за 3 минуты. Приступаем к чтению своего вопроса, а затем пересказываем его друг другу.

Работа с залом (3 минуты)

Данная технология применяется тогда, когда учебный материал можно разбить на фрагменты. Причем, лучше, чтобы число таких фрагментов совпадало с количеством участников группы.

Предлагаю, подумать, учебный материал по каким темам можно разбить на смысловые фрагменты в рамках вашего учебного предмета.

Например

Участники готовы, напоминаю, что, на данном этапе участники познакомились с содержанием темы в группе через самостоятельную работу с текстом и рассказ.

Далее предлагаю вам организовать группы нового состава, так, чтобы в первую группу объединились все красные, во вторую – все желтые, в третью – все зеленые. Итак, у нас собрались эксперты по витамину А, витамину С, витамину группы В.

Сейчас в группах вы обсуждаете свой вопрос и заполняете таблицу только по своему вопросу. Я думаю, что с этим заданием вы справитесь за три минуты, ведь вы эксперты в своем вопросе.

Работа с залом (3 минуты)

Данный этап так и называется «встреча экспертов». На практике в эти группы лучше объединять учащихся с разным уровнем обученности, так, чтобы более сильные учащиеся могли оказать помощь слабым.

На данном этапе идет повторное перечитывание текста, уже более осмысленное, участники группы могут обменяться мнениями, устранить проблемы в понимании. И конечно, должен получиться какой-то совместный продукт. Это может быть таблица, логическая схема, рисунок и т.д. Сегодня, в рамках педагогической мастерской – это таблица.

Необходимо быть готовым к тому, что на уроке не будет тишины, а скорее рабочий шум. Учитель на этапе – встреча экспертов выполняет консультационную и контролирующую функцию. Если у группы возникают затруднения, можно использовать сигнальные карты.


 

Работа экспертов закончена, восстанавливаем первоначальный состав групп. Проверьте, чтобы у вас в группе получился светофор - красный, желтый, зеленый. Сейчас вам необходимо обменяться информацией и закончить заполнение таблицы. Я думаю, что с этой задачей вы справитесь за 3 минуты.

Работа с залом (3 минуты)

Итак, предлагаю подвести итоги по технологии взаимного обучения «пила».

1. Применяется тогда, когда учебный материал можно естественным образом разбить на фрагменты. Причем число таких фрагментов должно совпадать с числом участников групп.

2. Встреча экспертов, цель которой – обсуждение материала, получение продукта деятельности.

3. Возвращение в первоначальные группы, обмен информацией.

4. В конце урока все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Определяется команда-лидер.

Контроль знаний. Каждая группа получает тест. Все участники выполняют его, объявляются правильные ответы, выставляется оценка по указанным критериям. Оценки суммируются в каждой группе и подсчитывается средний балл, определяется команда – лидер.

Варианты:

    1. Тест, выполняют все участники группы, результаты суммируются, считается средний балл, выбирается группа-лидер.

    2. Задают друг другу вопросы, можно использовать шаблоны (Почему?, Какой? В чем отличие? Назовите? и др.

    3. Листы самоконтроля, которые заполняются на каждом этапе урока.

Подведение итогов (2 минуты)

Использование на уроках такой групповой работы убедили меня в том, что:

- возрастает глубина понимания учебного материала, повышается познавательная активность и самостоятельность учащихся,

- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность,

- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе – ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

Организация обучения в малых группах позволяет формировать у учащихся:

- регулятивные

- познавательные

- коммуникативные универсальные учебные действия.


 

Рефлексия (3 минуты)

Почему данная форма группового обучения называется «пила»?

Как вы думаете, можете ли вы использовать данную технологию в своей практике?

Каких результатов позволяет достичь технология обучения а малых группах? (см. слайд № )

Большое спасибо участникам педагогической мастерской за помощь, будьте здоровы и ешьте витамины.


 

Витамины и их значение

Витамин А влияет на рост и развитие, повышает защитные свойства организма, улучшает зрение в сумерках (лечит «куринную слепоту»). Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения клеток кожи, на состояние волос и ногтей. При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается, темнеет, изменяется состав сальных желез. Содержится витамин А в печени трески, морского окуня, в сливочном масле, моркови, помидорах.

Витамины группы В содержатся в хлебе, фруктах и особенно и в пивных дрожжах. Они влияют на работу мышечной и нервной системы. При недостатке витамина В1 человек быстро утомляется, становится нервным и раздражительным. Причина в том, что нарушаются процессы биологического окисления, так витамин В1 участвует в образовании окислительных ферментов. При недостатке этого витамина человек заболевает болезнью бери-бери. Она протекает с судорогами и параличами.

Витами С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Витамин С препятствует образованию вредных веществ, возникающих при биологическом окислении, он входит в состав ферментов, участвующих а образовании антител, препятствует разрушению стенок кровеносных сосудов кожи. Для восполнения витамина С в организме необходимо есть как можно больше овощей, фруктов и квашенной капусты. Особенно иного этого витамина в шиповнике, черной смородине. Отсутствие витамина С в пище вызывает цингу. Выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды.


 

Витамины и х значение

Витамин

Значение для организма человека

Признаки гиповитаминоза

Продукты, в которых содержится витамин

А


 

 

 

 

В


 

 

 

 

С


 

 

 

 


 

Проверочная работа по теме «Витамины»

      1. Витамин ….. повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям

А) А

Б) В

В) С

2. При недостатке этого витамина развивается заболевание цинга.

А) А

Б) В

В) С

3. Этот витамин влияет на работу мышечной и нервной систем.

А) А

Б) В

В) С

4. При недостатке этого витамина кожа становится сухой, трескается, темнеет, изменяется состав сальных желез.

А) А

Б) В

В) С

5. Витамины этой группы содержатся в хлебе, фруктах и особенно в пивных дрожжах.

А) А

Б) В

В) С


 


Полный текст материала Педагогическая мастерская "Обучение в сотрудничестве. Из опыта работы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Насонова Надежда Анатольевна  Надежда0820
03.12.2018 0 278 25

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0