Урок + презентация по теме:"Озера" для 6 класса


Разработка урока по географии 8 класс.
учителя Булыгиной Л.Н.
МОУ № 94 Самарской области, г.Тольятти (слайд 1)

Тема: Озера.

Цели:

1. Образовательная: сформировать понятие « озеро», образование озерных котловин. Рассказать о значение озер и их охране.
2. Воспитывающая: 1)способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к природе, о правилах поведения;
2) значение для ленинградцев Ладожского озера в период героической обороны г.Ленинграда.
3. Развивающая: продолжить совершенствовать приемы определения географического положения «Озер».

Оборудование: физическая карта России, и карта полушарий. Таблицы «Образование озерных котловин», «Загрязнение озера», атлас, учебник, карточки, проектор.
Тип урока: комбинированный.
Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.
Формы: индивидуальная, групповая.
Методы: познавательный, практический.

Ход урока.
I. Ориентация учащихся на урок.
II. Проверка домашнего задания.
1.Карточки: дать описание реки по плану : Волга, Енисей, Амур.
План описания Название реки
На каком материке находится
Где берет начало
Каково общее направление течения
Куда впадает
Характер течения

2. Фронтальный опрос (слайд 5):
2.1. Закончите предложение:
А) Место, где начинается река, называется ….
Б) Выработанное рекой углубление на земной поверхности, по которому она течет, называется …

В) Низменность перед впадением реки в море, образованная речными наносами, на которой река делится на рукава, называется…
Г) Территория, с которой стекают в данную реку поверхностные и подземные воды, называется….
2.2 Дать понятия (слайд 6):
-исток, устье, речная система;
- половодье, паводок, межень, режим и питание рек.
III. Изучение нового материала.
1.Формирование понятия – «озера». (слайд 8,9)
Учащимся было дано опережающее задание, подготовить сообщение об озерах: Байкал, Каспийское.
На основе прослушанных сообщении выделяем следующие признаки:

Варьирующие: пресное или соленое, сточное или бессточное, берега пологие, песчаные, гористые, маленькое или большое, глубокое или мелкое. (слайд10)
Существенные признаки: замкнутый, постоянно заполненный водой, природная котловина. . (слайд11)
Учащиеся делают вывод:
-озеро Байкал: замкнутый водоем, постоянно заполненный водой, сточное, пресное, берега скалистые, глубокое. (слайд12)

- Каспийское море-озеро: большое по площади, соленое, бессточное. Постоянно заполнено водой, берега пологие. (слайд13)
Учащиеся записывают определение «озеро»
Озеро – скопление воды в природном углублении на суше. (слайд14)
Учитель: Около 2 млн. озер встречается в России. Много мелких до 1км? в диаметре. Есть крупные: Байкал, Ладожское, Каспийское. ( найти с учащимися на карте). Встречаются на с-з Русской равнины, Среднесибирском плоскогорье, Колыма – Индигирская низменность.
2. Условия образования озер. (слайд15)

Образование озер

атмосферные котловина
осадки

Классификация озер (слайд 16)

Озера

по сточности по солености по происхождению
сточные соленые старицы
бессточные пресные ледниковые
тектонические
вулканические
карстовые
запрудные

По сточности: (слайд 17-18)
Сточные озера – озера, из которых вытекают реки. (Байкал)
Бессточные – озера, из которых не вытекают реки. (Каспийское)

По солености: если испарение превышает количество выпадаемых осадков, то озеро соленое, например оз.Баскунчак, Эльтон (найти на карте) (слайд 19-20)

По происхождению ( таблица):
Старицы – мелкие озера, образовались в поймах рек.(слайд 21)

Ледниковые - озера, образованные в результате таяния ледника в понижениях земной коры. (Ладожское, Онежское озера) (слайд 22)

Тектонические – озера, образовались в трещине земной коры. (Байкал)(слайд 23)

Вулканические - озера, образовались в кратере потухшего вулкана. (Кроноцское озеро) (слайд 24)

Карстовые – озера, образовались в пустотах земной коры. (слайд 25)

Запрудные – озера, образуются в результате обвалов горных пород в речной долине. (Сарезское озеро) (слайд 26)
Учитель: Так, что же такое котловина?
Котловина- природное углубление на суше.

3. Значение и охрана озера.( сообщение ученика о Ладожском озере)

Стихотворение
На Ладожском озере «Дорогою жизни»
Вдоль берегов Было когда-то,
Столетние сосны Спасло из блокады
С древних веков Взрослых ребяток.
Песчаные дюны И в мирное время
Хранят тишину, Ему тяжело,
Как помнят о том, Что было в войну. До самого дна
Все загрязнено.
Но все же в нем
Коллекция рыб сохраняется
И озеро честь России остается! (Томилова Лена ученица нашей школы) (слайд 27)

Учитель: Ребята, Вы, прослушали сообщения, а теперь давайте сделаем вывод: «Для чего нужны озера человеку?» (слайд 28)

Ученики:
1. обеспечение населения и отраслей хозяйства;
2. транспортные пути;
3. эстетическое наслаждение, для отдыха;
4. рыболовство
Учитель:
- Какие меры по охране озер должен соблюдать человек? (слайд 29)
Ученики:
1. очищать промышленные и бытовые воды;
2. соблюдать правила транспортировки грузов;
3. соблюдения правил по ловле рыбы;
4.не загрязнять места отдыха.

4. Практическая работа. Описание озера по плану.
III. Повторение.
Вопросы: (слайд 30)
1. Что такое озеро?
2. Что такое котловина?
3. Назвать условия образования озер.
4. Перечислить типы озерных котловин.
5. Назвать значение озер для человека.
IV Выставление оценок.
V. Домашнее задание § 32


Полный текст материала Урок + презентация по теме:"Озера" для 6 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Булыгина Людмила Николаевна  алмаз
16.09.2010 17 25121 3952

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 16
avatar
16 CvetiC • 19:29, 10.01.2013
Спасибо. Очень интересный материал. Использовала во 2 классе по УМК "Школа -2100". Кое-что, правда, подкорректировала, но в целом очень хорошая разработка: наглядно, доступно, подробно.
[Материал]
avatar
15 iraiddddda • 16:01, 07.04.2011
Спасибо!
[Материал]
avatar
14 учитель1722 • 17:27, 14.03.2011
Спасибо за интересный материал, с удовольствием буду использовать на своих уроках
[Материал]
avatar
13 [Материал] Людмила • 16:01, 15.02.2011
Спасибо огромное! Материал получился интересный!
[Материал]
avatar
12 ОлЕчКа1511 • 20:01, 10.01.2011
Большое спасибо за интересный материал! Обязательно возьму некоторые моменты себе на заметку.
[Материал]
avatar
11 Людмвас • 20:08, 30.12.2010
Спасибо, обязательно воспользуюсь
[Материал]
avatar
10 guly0697 • 22:57, 18.12.2010
Я работаю в коррекционной школе и могу использовать фрагменты Вашей презентации и урока с моими добавлениями при изучении темы "Озёра" в 6 и 7 классах. Спасибо!
[Материал]
avatar
9 Стативо • 12:04, 13.12.2010
Спасибо! Чуть подкорректирую и - на урок.
[Материал]
avatar
Спасибо за разработку, как раз для воприятия шестиклассников. РОМАНКЕВИЧ И.В.
[Материал]
avatar
7 НГП • 19:53, 25.11.2010
Спасибо за идею!
[Материал]
avatar
6 Solovjova60 • 14:55, 13.11.2010
Воспользуюсь с небольшими изменениями
[Материал]
avatar
5 guly0697 • 10:46, 27.10.2010
Благодарю за интересные идеи проведения урока. Использовала на своих уроках.
[Материал]
avatar
4 bondar • 23:35, 25.10.2010
Спасибо за хорошую работу, она соответствует и методическим, и экологическим, и возрастным требованиям.
[Материал]
avatar
3 Нагорная • 13:14, 23.10.2010
Хороший материал. Удачно сочетание нескольких педагогических технологий. Презентация соответствует возрастным особенностям детей, легка для восприятия.
[Материал]
avatar
2 nakon59 • 19:21, 17.09.2010
Замечательный фрагмент - собственные стихи ребёнка на уроке! Но, размещая материал, автор неудачно скопировал их в описание материала. Немного не рифмуются в конце. Может, что потеряно? Но стихи достойны, чтобы те, кто материал просто просматривает, не скачивая, прочитали не нескладушки, формируя особое мнение, а то, что хотела выразить девочка в своих словах. И, да простит меня автор материала... Уважаемые пользователи, стихи звучат так:
На Ладожском озере
Вдоль берегов
Столетние сосны
С древних веков.
Песчаные дюны
Хранят тишину
И помнят о том,
Что было в войну.
"Дорогою жизни"
Было когда-то,
Спасло из блокады
Взрослых ребяток.
И в мирное время .
Ему тяжело,
До самого дна
Все загрязнено.
Но все же в нем
Коллекция рыб сохраняется
И озеро честь России остается!
[Материал]
avatar
1 kovaleva • 18:54, 17.09.2010
Мне нравится, что Вы поднимаете вопросы охраны водоёмов от загрязнения.
[Материал]