Анализ работы РМО учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год


Как показывает практика, использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения детей требует определенного уровня компетентности учителя, позволяющей создать информационно - образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых образовательных результатов у ребенка. Переход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному методу требует изменения мировоззрения учителя начальных классов, всей привычной системы взаимодействия между ним и обучающимся, освоения культуры самоизменения и саморазвития, которую учитель затем должен передать ученикам.  

Поэтому, вся работа методического объединения учителей начальных классов в 2015-2016 учебном году, была спланирована и осуществлялась с учётом современных требований к образованию, и преподавателю, и включала поиск оптимального содержания образования, внедрение в учебный процесс новых форм, технологий и приёмов обучения, диагностические исследования личности и коллектива учащихся, развития одаренности и творческого потенциала младших школьников.

Тема РМО начальных классов  «Эффективность моделей реализации образовательных программ, обеспечивающих формирование компетенций обучающихся, определенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»

           В 2015 -2016 учебном  году  РМО учителей начальных классов работало над  развитием профессиональной компетентности педагога как фактора  повышения качества образования в условиях  реализации  ФГОС  начального общего образования и решало  следующие  задачи: оказывать информационно-методическую  поддержку учителям начальных классов Байкал по вопросам ФГОС НОО; способствовать профессионально – личностному  развитию педагога через овладение новым содержанием и современными образовательными технологиями в обучении и воспитании; изучение педагогических потребностей учителей посредством диагностики учебных достижений обучающихся и мониторинга и программно – методического обеспечения учебного плана ОУ; активное вовлечение учителей в педагогический поиск, творчество, исследовательскую деятельность; изучение и внедрение инновационного опыта педагогов   

Направления работы: информационная деятельность; образовательная; организационно-педагогическая; оснащение учителей педагогическим инструментарием  для работы по ФГОС НОО.

В 2015 – 2016 учебном году в районное методическое объединение учителей начальных классов входило 50 учителей.

Сведения о составе и категории учителей начальных классов  

Количество

учителей

Категория

Высш.

1

Соответствие

50

5

10%

38

76 %

7

14 %

Анализ динамики уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов  показал, что больше ¾ учителей используют в образовательном процессе современные методики, формы, средства и элементы новых технологий. В каждом образовательном учреждении один из кабинетов начальных классов района оборудовано рабочее место компьютером и проектором, некоторые кабинеты оснащены интерактивной доской.

На уроках активно применяют средства мультимедиа, дидактический и раздаточный материал. Педагоги практикуют в своей деятельности различные организационные формы обучения.

Все районные заседания  проходят с использованием мультимедиа.

Работа по  новым образовательным стандартам  во многом определила направления деятельности районного методического объединения учителей начальных классов. Использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения детей требует определенного уровня компетентности учителя, позволяющей создать информационно - образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых образовательных результатов у ребенка.

Основные направления деятельности районного методического объединения учителей начальных классов   включали  в себя аналитическую, информационную, организационно-методическую, консультационную деятельность в форме информационных и теоретических семинаров,  открытых уроков и их анализов, практических занятий,  консультационных часов, проблемных семинаров, малых педчтений, панорам современного урока, мастер – классов и творческих групп по обобщению и распространению эффективного педагогического опыта по введению ФГОС НОО.

В течение учебного года заседания РМО  проводились согласно планированию. План РМО был составлен таким образом, что тематика каждого заседания связана с проблемой РМО.

В текущем учебном году было проведено 4 заседания  РМО учителей начальных классов. Основные темы заседаний были направлены на обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения младших школьников.

Кратко проанализирую каждое заседание педагогов.

1 заседание. Август.

Тема: «Профессиональная деятельность  современного педагога в зеркале Федерального государственного образовательного стандарта начального образования»

Педагоги обсудили вопросы:

- Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми особенностями: увеличение скорости изменений в жизни; быстрое освоение новыми поколениями социального опыта; стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира; смещение ценностных ориентаций;

- Каким  должен быть современный учитель и его роль?

Это человек: способный создавать условия для развития творческих способностей; развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний; учить их самостоятельно мыслить; самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности; повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования и многое другое.

- Педагогические технологии, используемые при построении урочных занятий

- Стандарт для учителя, для ученика, для родителей …

2 заседание. Ноябрь. Ляпуновская СОШ.

Тема: «Методы, способствующие формированию метапредметных компетенций обучающихся при изучении учебных предметов на уровне начального образования»

Хозяевами Ивановой А.В. и Инишевой Н.В. даны открытые уроки: ОМ И ОСЭ.

В анализе уроков отмечено, что педагоги владеют методикой проведения современного урока, стараются и применяют различные формы и методы.  Дети с интересом работают на уроке, неплохо владеют навыками самооценки и взаимооценки, рефлексивными моментами.

Теоретические выкладки по теме прилагаются.

Во второй половине заседания проведен аукцион педагогических находок и новинок.

3 заседание. Декабрь. Пелевинская ООШ.

Тема: «Методы формирования самооценки младших школьников как метапредметной компетенции»

Педагоги посетили 2 урока: ОМ и ОСЭ. Из анализа уроков можно сделать вывод: уроки построены в соответствии с ФГОС. Приемы и методы формируют познавательную активность, на уроках преобладают наглядные методы обучения, самостоятельная работа. Ребята знакомы с самооценкой, могут оценить себя на различных этапах урока. Далее теоретический материал по теме.

ВПР. Описание проверочных работ (материалы прилагаются).

О проведении олимпиад среди третьеклассников.

4 заседание. Февраль. Городищенская СОШ.

Тема: «Модель формирования основ информационной компетенции у младших школьников в контексте достижения метапредметных результатов»

Учителя начальных классов посетили 2 урока: литературное чтение и ОСЭ.

Урок литературы не соответствует требования проведения урока литературного чтения: он плавно сошел на традиционный, огромная потеря времени урока впустую,  урок не воспитывает никаких переживаний и чувств, чтение не соответствует  идеалу, монотонность, учитель не смог организовать работу по целеполаганию и планированию этапов урока. Такие же выводы можно сделать и по другому уроку. Педагоги не донца поняли и прочувствовали требования к современному уроку.

Аналитическая справка по ВПР.

Практическая часть  заседания прошла в виде семинара по учебным и методическим вопросам. Все педагоги распределены на 5 творческих групп, которые работают по определенным направлениям (методическим).

Не все педагоги применяют на практике основные механизмы, формы, соответствующие образовательным стандартам 2 поколения. Третий год проходит в районе олимпиада среди третьеклассников. Итоговые протокола были  высланы в каждое образовательное учреждение по итогам олимпиад. Результаты участия ОУ  в таблице. Но наряду с успехами в работе есть и проблемы. Некоторыми педагогами недостаточно используется внедрение инновационных систем, компьютерных технологий, мало уделяется внимание вопросам самообразования, действенному участию в семинарах, конкурсах, что отражается на развитии и знаниях учащихся.

ОУ

Русский язык

математика

ОМ

Физкультура

Районный финал

Баженовская

3

1

3

4

5

Вязовская

2

1

2

3

1

Городищенская

2

1

3

2

2

Нижне-Иленская

5

3

3

3

3

Еланская

5

5

5

5

1

Пелевинская

4

3

5

4

2

Шадринская

2

2

3

-

-

Байкаловская

25

24

24

26

5

Ляпуновская

3

3

3

4

3

Краснополянская

7

6

3

5

1

Чурманская

4

-

-

-

-

итого

62

49

54

56

23

На районный финал были приглашены 3 победителя районного финала: Ф.И.О. детей.

По итогам олимпиады можно сделать вывод, что не все классные руководители 3 –х классов добросовестно относятся к процедуре проведения школьного тура, ребята набирают огромное количество баллов в ОУ, а на районном туре не входят в десятку лучших. Необходимо к олимпиаде готовиться  и прорешивать задания.

Кроме того, РМО педагогов начальных классов и ОРКСЭ проведен заочный тур проектов.

Протокол районного конкурс проектов по ОРКСЭ

Конкурсант

ОУ

тема

класс

балл

место

Ф.И.О. ученика

ГСОШ

Моя бабушка - мой нравственный идеал

4

25,5

1

Ф.И.О. ученика

ПСОШ

Семейная реликвия

4

13,5

3

Ф.И.О. ученика

ВООШ

Добро и зло в русских народных сказках

4

16

2

Проекты учащихся начальных классов

Конкурсант

ОУ

тема

кл

Балл

место

Ф.И.О. ученика

ПСОШ

Полотенце с вышивкой

2

17.5

9

Ф.И.О. ученика

ЛСОШ

История одной улицы

3

23,5

4

Ф.И.О. ученика

БСОШ

Знакомство с гончарным производством

3

17

10

Ф.И.О. ученика

БСОШ

Чем мамы моют посуду

3

18

8

Ф.И.О. ученика

БСОШ

Исследование зависимости динамики прорастания зеленой массы репчатого лука от диаметра луковицы

3

18,6

7

Ф.И.О. ученика

БСОШ

Свердловская область край озер и рудных скал

4

22,5

5

Ф.И.О. ученика

БСОШ

Удивительный мир кристаллов

4

25,5

3

Ф.И.О. ученика

БСОШ

Зачем нужен алфавит

1

29

2

Ф.И.О. ученика

БСОШ

Вода - самый удивительный минерал Земли

4

29,1

1

Ф.И.О. ученика

ГСОШ

Влияние спорта на жизнь человека

4

20,5

6

Ф.И.О. ученика

ГСОШ

Вода- источник творчества и вдохновения

4

23,5

4

Надо сделать вывод, что основная масса проектов была представлена педагогами МАОУ «Байкаловская СОШ», хотя проектная работа – это одно из требований ФГОС НОО. Но основная группа учителей  начальных классов района занимают активную жизненную позицию. Систематически работают над повышением своего профессионального мастерства, занимаются самообразованием, участвуют в различных конкурсах районного, регионального, Всероссийского уровней, принимают активное участие в работе РМО, активно участвуют в жизни села и района.

Для решения данных  проблем на следующий год намечены следующие шаги:

  • методическую работу строить на диагностической основе, сделать её адресной, мотивированной;
  • включение в работу РМО вопросов аттестации учителей;
  • поиск активных форм проведения семинаров, заседаний РМО через изучение методической литературы, поиск в Интернете;
  • популяризация и использование в работе новых технологий;
  • оказание методической помощи учителям, испытывающим затруднения в работе, работающим по современным технологиям.

Руководитель РМО учителей начальных классов: Ф.И.О., подпись


Полный текст материала Анализ работы РМО учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Захарова Надежда Александровна  Публикатор
учитель начальных классов, МАОУ "Байкаловская СОШ", с. Байкалово
28.10.2016 0 191 32
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0