Рефлексивный отчет по уроку самопознания в 6 классе по теме «Найти свое призвание» из серии последовательных уроков


В материале представлен опыт рефлексивного преподавания. Адресован учителям-предметникам.

Тема урока: найти свое призвание 
Цель: осмысление понятие «призвание»
Результат: учащиеся сами определят тему и задачи урока, понимают ценности «цель жизни», «смысл  жизни», сделают коллективную работу «Острова моих интересов», развивают критическое мышление, вербальные, коммуникативные навыки
Ресурсы: интерактивная доска, компьютер, учебник самопознания для 6 класса, видеоролик «Есть такая профессия Родину защищать»
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая

Я провела урок самопознания в 6 классе на тему «В поисках своего призвания». Урок является вторым по данной теме. На прошлом уроке учащиеся получили первоначальные представления о призвании. На рассматриваемом уроке ученики  развили свои представления об истинном предназначении человека.
Как проходил урок?

Принимая во внимание важность создания благоприятной атмосферы сотрудничества для протекания конструктивного диалога, я начала свои действия именно в этом направлении. Я поприветствовала учащихся. Пожелала им мира, добра  и любви. Предупредила о том, что сегодня тему и задачи на урок сообщать не буду, так как по логике построения урока учащиеся должны будут определить их сами. Выразила уверенность в том, что у них все получится, с тем, чтобы оказать психологическую поддержку, придать уверенности. Затем пригласила в центр для проведения «круга радости». Учащиеся брали в свои руки ладонь соседа и передавали ему частичку своего доброго сердца, выражая этим жестом доброе расположение, и  поддержку. Прием «круг радости» позволил создать  позитивное настроение у учащихся. 

После этого ученики просмотрели видеоролик на тему «Есть такая профессия – Родину защищать» с установкой внимательно прослушать беседу героев киносюжета - молодого бойца и его командира, чтобы точно определить тему и задачи урока. Мои вопросы по окончании просмотра сюжета подталкивали учащихся к размышлениям о теме диалога персонажей. Это были вопросы: «Какой совет дает командир молодому бойцу?  Как вы понимаете эти слова?  А в жизни у каждого человека профессия совпадает с призванием? Как можно найти свое призвание?» С экрана прозвучали слова: «Профессию не по приказу надо выбирать, а по призванию», они и послужили отправной точкой в определении темы урока.

Работу мы продолжили, используя технологию критического мышления «Большой круг», но стулья не двигали. Я попросила учащихся самостоятельно определить для себя задачи на урок, заполнив бланки, все еще используя тему показанного сюжета. Вот примеры заполненных бланков: Даша: «Я хочу узнать, как найти призвание, я хочу понять побольше о друзьях, я хочу научиться правильно использовать призвание», Никита: «Я хочу узнать, какое призвание мне подходит, я хочу узнать, какие интересы имеет призвание, я хочу научиться понимать других, я хочу помочь другим по этому заданию», Дамир: «Я хочу узнать свое призвание, я хочу понять побольше о друзьях, я хочу понять, как использовать свое призвание». Задача этого этапа урока была выполнена.

Далее для активизации имеющихся знаний по теме урока предложила учащимся в группах поработать по кластерам, составленным на прошлом уроке. Целью задания было повторение, систематизация знаний. Деление на группы провела по считалке «учитель, программист, врач, бизнесмен». Особенно детям нравилось, когда им выпадало «бизнесмен», а девочки называли себя «бизнесвумен», всем было весело, никто не хотел поменяться местами с кем-то.     

На этапе осмысления нового материала при работе с текстом ««Меня зовут Кожа» Б. Сокпакбаева использовала прием критического мышления «чтение с остановками». Чтобы проверить, как ученики усваивают прочитанную информацию, мотивировать мышление, останавливала во время чтения и просила подумать: «Что будет дальше? Как поступит герой?» Для подведения учащихся к выводу о прочитанном каждой группе подготовила по одному вопросу, предложила им сначала обсудить в группах, а затем выдавать решение классу. В итоге этой работы учащиеся смогли размышлять о призвании учителя на примере известных им людей.

Для того, чтобы учащихся подготовить к восприятию следующего учебного материала, я поставила перед ними проблемный вопрос: «А как вы думаете, нужно ли вам уже сейчас развивать призвание? А может не стоит торопиться, когда станете взрослыми, потом и подумаете?» Ответы были прямо противоположными, я дала возможность высказаться всем желающим. Мои ученики были заинтригованы и психологически готовы к восприятию учебного текста «Мечта Княжина» по В. Железникову. В анализе текста я снова применила элемент критического мышления – «автобусную остановку». Учащиеся размышляли о возможности поиска своего призвания уже сейчас. 

На данном уроке одной из моих задач было распределить учеников по группам так, чтобы ученики сами выбрали себе для сотрудничества двух учащихся, которых они знают меньше всего и хотели бы узнать о них больше. Своеобразным «мостиком» к разделению детей на группы послужила игра «Я хочу вас познакомить», которая предполагает диалог между двумя учениками. 

Увлекательной была работа в группах, которую я назвала «Острова моих интересов». Дети подошли творчески, называли острова в соответствии с тем, чем они увлекаются. Названия островов говорили о детских увлечениях.  К примеру: Ученица 1 назвала остров «Flovers», объяснив это тем, что любит английский язык и цветы, ученик 2 разделил остров на три части и назвал их «Мир кошек», «Собака ленд – там живут собаки всех пород и кошки»,  и «Программист», ученица 3 назвала свои острова «Танцовщица» и «Люди», объяснив просто – она любит танцевать и любит людей. Когда выступили все группы, дети увидели, какие увлечения их объединяют, и в чем они не похожи на других. 

Были ответы, которые меня удивили. Ученик 1, Ученик 2 и ученик 3 не стали рисовать несколько островов, а нарисовали только один и назвали «Остров мечтателей». Объяснили так: на этом острове живут люди, которые мечтают о чем-то хорошем. На этом острове живут умные люди, поэтому у них нет никогда войн и вражды».

Я спрашивала учеников: «Насколько острова интересов покорны и доступны человеку? От чего это зависит? Могут ли их увлечения оказаться их призванием?» В результате диалога ученики пришли к выводу: чтобы найти свое призвание, нужно знакомиться с жизнью, узнавать свои таланты. Иметь привычку развивать свои способности до уровня мастерства. И, может быть, тогда человек найдет свое призвание.

В завершение урока я спросила у детей: «Как найти свое призвание, как узнать, какое дело тебе интересно?». Ученики размышляли самостоятельно, прочитали информацию в учебнике и пришли к выводу: среди множества дел, которые существуют на Земле, каждый может найти свое. Для этого надо познавать себя, изучать окружающий мир. Вместе с учащимися мы пришли к выводу, что все поставленные в начале урока цели были достигнуты. Свое понимание темы урока учащиеся отобразили на этапе рефлексии, когда писали о своих впечатлениях от полученных знаний на уроке. 

Что было удачно?
Мне понравилось, как прошел этап, на котором учащиеся сами определили задачи на урок. Во-первых, очень удачно подобран видеоролик. Во-вторых, стратегия КМ «Большой круг» самым лучшим образом способствовала созданию условий для обмена мнениями. Учащиеся вели себя непринужденно, деловито, задавали вопросы, направленные на решение проблемы. В ходе беседы Ученик 4 спросил: «А вы нам поможете?», что может свидетельствовать о том, что между мной и учениками было взаимопонимание, ученики рассчитывали на мою поддержку. Я сказала, что помогу, но и они сами будут помогать друг другу. 

И конечно, творческое задание в группах «Острова моих интересов» позволило многое узнать друг о друге. Ученики проявили свои творческие способности, фантазию, учились толерантности, пониманию, когда на одном листе бумаге нужно было трем ученикам разместить свои «острова».  

Что было неудачным?
Не оправдались мои ожидания на этапе «Я хочу вас познакомить». Казалось бы, задание понятное, легкое. Всего-то нужно было спросить у собеседника, чем он увлекается, какое у него хобби. Но мои ученики, видимо, задание не поняли, задавали много ненужных вопросов. Время неоправданно затянулось. Я, как учитель, проявила непрофессионализм –пошла на поводу у желания детей продолжить это и так затянувшееся интервью, что не способствовало решению задач урока. 

На какие сильные стороны вы можете рассчитывать?
Я могу вовлечь учеников в диалог, в котором бы они раскрывали свои позиции по отношению к обсуждаемой проблеме. Сами ставили вопросы. Этап, когда учащиеся определяли цели, затянулся на десять минут. И я не считаю это потерей, потому что ученики находились в поиске ответов на вопросы о призвании. Они говорили о мечте, о том, что не всегда твое призвание совпадает с профессией. И вот проблемный вопрос: почему так получается? И что делать? Задавали вопрос: быть начальником – это призвание или нет? Задумались о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы его слушали люди и почему слушают начальников. 

Что бы вы могли развивать?
Мне надо учить учащихся вести запланированный диалог. Формулировать вопросы по теме. Мотивировать на точное выполнение задания, составлять критерии. Проверять, насколько правильно поняли ученики, что я от них требую. 

Что бы вы хотели изменить?
Плохо и то, что я использовала слишком много стратегий критического мышления на одном уроке. Да, формы работы интересные, учащиеся научились работать по ним, но вопросы были несложные. Я поняла, что в погоне за формами нельзя забывать о содержании. 
Что вы можете сделать с этим?

Более вдумчиво относиться к заполнению формы начинкой, то есть содержание задания и вопросы продумывать таким образом, чтобы они заставляли учеников размышлять, анализировать, добывать информацию, обучать друг друга. 

На что походил бы урок, если бы все шло по плану?
Если бы урок не был перегружен различными заданиями, то, я думаю, ученики бы не устали от урока, у них  бы было лучше настроение. 

Как вы думаете, как ученики видят ситуацию?
Я думаю, что ученикам этого класса нравится высказывать свое видение изучаемой темы. Делиться своими мыслями.  Задавать друг другу вопросы. Обучать друг друга. 

Что является выполнимым?    
Я увидела преимущества стратегий критического мышления перед стандартными приемами обучения. В основном это интерактивные методы. Они заставляют ученика становиться активным участником  своего обучения. Буду изучать дополнительную литературу, знакомиться с опытом коллег в данной теме. Добьюсь того, чтобы применяемые мной стратегии критического мышления работали на раскрытие интеллектуального, творческого потенциала учеников, помогали их социализации в обществе.


Полный текст материала Рефлексивный отчет по уроку самопознания в 6 классе по теме «Найти свое призвание» из серии последовательных уроков смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шевченко Ольга Петровна  origmi74
29.01.2017 0 1349 139
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0