Программа элективного курса "В удивительном мире камня"; 9 класс


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 516 НЕВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА









ПРОГРАММА

« В удивительном мире камня »

Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов с

ориентацией на естественнонаучный профиль, 34 часа.








Автор-составитель

программы, учитель высшей категории истории и культуры Санкт-Петербурга и

МХК

Дунаева Светлана Романовна


















Санкт-Петербург 2011 г.

В удивительном мире камня


Программа элективного курса по минералогии для учащихся 9 классов в

рамках предпрофильной подготовки


Пояснительная записка


Программа курса « В удивительном мире камня» предназначена для учащихся 9 классов средней общеобразовательной школы.

Содержание элективного курса предполагает ознакомление учащихся с основами минералогии, геммологи, литотерапии, криатотерапии.

Программа охватывает широкий спектр явлений минералогии в истории человечества, прикладном искусстве, архитектуре, криатотерапии. Через изучение минерала идёт изучение произведений искусства, автора-творца, представляются социо-культурные доминанты эпохи, основные художественные идеи. Это позволяет сформировать у учащихся представления о культуре разных народов и эпох. Способствует эмоциональному реагированию на культурно-эстетические достижения народов России и других стран. Таким образом, идёт накопление у учащихся художественных ценностей, знаний по минералогии и вырабатывание своей собственной оценки. Через познание формируется новое мировоззрение и мировосприятие.

На теоретических занятиях, экскурсиях большое внимание уделяется изучению шедевров мировой культуры и Санкт-Петербургу, его архитектурному, скульптурному убранству, а также прикладному искусству, скульптурам-шедеврам, хранящимся в музеях города.

Содержание элективного курса предполагает работу с разными источниками информации, это посещение музеев, работа с коллекциями, экскурсии, изучение научно популярной и художественной литературы, а также самостоятельную работу, представленную в докладах, сообщениях, рефератах, индивидуальных творческих работах, презентациях.

Целью настоящей программы является личностное развитие учащихся, а также обогащение эстетического восприятия через изучение произведений искусства. Формирование Этико-эстетической культуры, приобретение знаний, умений и навыков по работе с минералами. Одновременно это может служить целям профориентации учащихся в выборе будущей профессии.

Для реализации поставленной цели могут быть определены следующие задачи:

  1. Дать учащимся представление о целях и структуре науки минералогии и геммологи.

  2. Познакомить со сведениями о камнях, их ценности, виде, медицинских, мистических, магических свойствах.

  3. Сформировать систему эстетических знаний (влияние архитектурных форм, скульптур на психо-эмоциональное состояние человека, на формирование эстетических вкусов)

  4. Изучение Санкт-Петербурга, как музея природного камня.

  5. Изучение мегалитических сооружений, архитектурных шедевров мирового значения.

  6. Развитие личностных качеств учащихся необходимых для исследовательской работы, таких как работа с литературой, анализ и обобщение собранного материала.

Основными формами обучения являются лекции, доклады, сообщеия, диспуты, презентации, а также экскурсии. В процессе аудиторных занятий предусматривается просмотр видеофильмов, мультимедийных фильмов, работа с коллекциями минералов, практические занятия.

Настоящая программа ориентирована на опорные знания учащихся в области географии, химии, истории, истории и культуре Санкт-Петербурга по общеобразовательным программам базового обучения.

При освоении элективного курса «В удивительном мире камня» учащиеся получают широкие возможности для самореализации, получают навыки работы со специальной литературой, минералами, развивают художественно-Эстетический вкус, формируя новое Мировоззрение.

Итоговой зачётной работой является курсовая работа отражающая знания по минералогии, истории и культуре Санкт-Петербурга и МХК.

Методические материалы: Видеомагнитофон, ДVД, компьютер, иллюстративный материал, коллекция минералов.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

1. Введение

1

1

-----

------

2. Исторические сведения о камнях и минералах ,понятие о литотерапии, креатотерапии


2


1


1


Сообщения, презентации

3. Камни-самоцветы России

3

2

1

доклады, сообщения, презентации

4. Древнее искусство взаимодействия с камнями

3


2


1


рефераты

5. Легенды о камнях и минералах


1


1


-----


доклады

6. Ювелирные камни в прошлом и настоящем


1


1


-----


презентации

7. Азбука камней самоцветов

8

6

2

сообщения, тесты, презентации

8. От мегалитов до дворцов

2

2

-----

презентации

9. «Здесь будет город заложён». От каменного налога до гранитных набережных.


3


3


-----


рисунки, творческие работы,презентации

10. Шедевры Санкт-Петербурга. Город оделся в гранит (каменное убранство парков, фасадов, дворцов, убранство интерьеров)



8



6



2

Доклады, творческие работы, презентации, стихотворения

11. Современная архитектура и использование в ней камня (убранство вестибюлей метро, интерьеров музее, театров)


1


1


-----


Сообщения, тесты, презентации, защита курсовых


Программа элективного курса

  1. Введение.

  2. Исторические сведения о камнях и минералах (понятие о литотерапии).

  3. Камни-самоцветы России

- Месторождения и добыча самоцветов в России.

- Из истории применения самоцветов.



  1. Древнее искусство взаимодействия с камнями

- Камень в руках человека каменного века (искусство палеолита, мезолита, неолита).

- От мегалитических сооружений до храмов Египта, Древней Греции, Рима.

  1. Легенды о камнях и минералах.

  2. Ювелирные камни в прошлом и настоящем.

  3. Азбука камней самоцветов

- Применение самоцветов в древности и использование их в наши дни.

Практическое использование кристаллов кварца в технике, на производстве.

- Алмазы, сапфиры, изумруды.

- Рубины, топазы, опалы.

- Дымчатый кварц, обсидиан, горный хрусталь.

- Янтарь, жемчуг, гранаты

- Лазурит, малахит, нефрит, яшма.

8. От мегалитов до дворцов.

- Мегалитические сооружения каменного века.

- Пирамиды Египта, Мезоамерики.

- Дворцы и культовые сооружения мирового значения, созданные из камня.

9. «Здесь будет город заложён»

- Указ Петра1 о каменном налоге, строительство стольного града.

- Что такое декоративный камень, места добычи для строительства города.

- Первые дворцы, набережные, скульптура Летнего сада.

10. Шедевры Санкт-Петербурга.

- Каменное убранство дворцов и их интерьеров. Зимний дворец, Таврический

дворец, Мраморный дворец, Михайловский дворец.

- Михайловский замок, Аничков дворец, Юсуповский дворец.

- Каменное убранство храмов и их интерьеров.

- Храм Воскресения Христова, Казанский собор, Исаакиевский собор.

- Памятники и скульптура в городском пространстве.

- Александровская колонна, памятник Николаю 1, Памятник Петру1,

Екатерине 2, учёным, архитекторам, композиторам, путешественникам.

  1. Современная архитектура и использование в ней камня.

Природный камень в оформлении современных зданий и станций метрополитена.


Планируемые экскурсии


- Минералогический музей

- Эрмитаж

- Исаакиевский собор

- Мраморный дворец

- Летний сад

- Музей горного института

- Кабинет минералогии. (Ул. Л. Чайкиной 24)


Литература


В помощь обучающимся.


  1. Атлас Ленинградской области 2004г.

  2. Энциклопедия Аванта+, Геология М.: 2000г.

  3. Э.И. Гоникман Одежда и камни которые лечат М.: Центр народной медицины «Сантана» 1997.

  4. Нейл Куртис Породы и минералы М.: «Тимошка» 1998.

  5. Ю.О. Липовский «Найди свой камень» М.: «Дельта» АСТ 1997.

  6. Ю.О. Липовский Вечные хранители здоровья М.:-СПб.: «Диля» 2001.

  7. Ю.О.Липовский Словарь справочник лечебных камней М.: СПб.: «Диля»2003.

  8. М.И. Пыляев Драгоценные камни. Их свойства, местонахождения и применение

СПб.: СЗКЭО «Кристалл» М.: «Оникс»2008.

  1. Е.А. Миллер Обереги предков М.: РОСТ-книга 2000.

  2. О.А. Рысьев О.В. Кайдалова Литотерапия СПб.: ТЕССА 2002.

  3. Джаспер Стоун Всё о лечебных и магических минералах С.Пб.: СЗКЭО «Кристалл» М.: «ОНИКС» 2007.

  4. Р.Ф. Саймз и сотрудники музея естественной истории Лондон Камни и минералы Словакия «Неография» 1999.

  5. Б.И. Сребродольский Загадки минералогии М.: «Наука» 1987.

  6. Г. Хертцка Лечебные драгоценные камни СПб.: Комплект 1997.

  7. А.Е. Ферсман Занимательная минералогия Л.: Детская лит-ра 1975.





Полный текст материала Программа элективного курса "В удивительном мире камня"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дунаева Светлана Романовна  Светлана9627
01.11.2012 0 5592 912

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК