Проект «Хрусталик», папа, мама, я – вместе мы одна семья!»


С организацией инклюзивного образования в МОУ «Хрусталик», мы ищем пути, приобретаем первый опыт взаимодействия с родителями, имеющими детей с тяжелыми множественными нарушениями.


Социальный проект «Хрусталик», папа, мама, я – вместе мы одна семья!» разработан с целью организации эффективного взаимодействия учителя-дефектолога и родителей по вопросам воспитания обучения и развития ребенка, имеющего тяжелые множественные нарушения, расширения представлений родителей о значении общественного и ценности семейного воспитания детей с ОВЗ.


Через использование разнообразных форм взаимодействия с родителями, включение их в систему разработанных мероприятий, организованных в образовательном учреждении, удалось добиться положительной динамики в развитии детей, повышению психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства в семье и МОУ. Улучшился показатель удовлетворенности родителей работой тифлопедагога, учреждения в целом.

 

Проект «Хрусталик», папа, мама, я –вместе мы одна семья!»

Введение. Рождение тотально слепого ребенка или ребенка с тяжелым зрительным дефектом, как правило, является неожиданным для семьи, наступает период неопределенности и тревоги, необходимость приспособления не к тому ребенку, которого ждали. Родители задают вопросы и прежде всего себе: «Почему именно у нас родился такой ребенок?».В дошкольные годы жизни ребенка устанавливается тесная связь между ним и матерью, другими взрослыми членами семьи, которые стимулируют его развитие. Через общение со взрослыми ребенок постигает опыт старших поколений, усваивает навыки познавательной деятельности, которые с трудом постигаются в более поздний период. Особенно важен этот период для ребенка с тяжелым зрительным дефектом, он должен приспособиться к познанию мира без зрительного контроля. Это очень трудная задача, и слепой ребенок не может с ней справиться сам.


С развитием инклюзивного образования такие дети-инвалиды посещают наше образовательное учреждение с сопровождающим - мамой или тьютором.
Как тифлопедагог я осуществляю коррекционно-развивающую работус тотально слепойот рождения девочкой и мальчиком, у которого потеря зрения наступила вследствие образовавшейся опухоли в головном мозге. Положительный момент - у этого ребенка имеются представления, полученные ранее об окружающем мире, отрицательный - родителям и ребенку сложнее «принять» имеющийся зрительный диагноз и прогноз врачей на будущее: ввиду прогрессирования заболевания, зрение уже не восстановится до прежнего уровня. К сожалению, приходится констатировать, что оба тотально слепых ребенка страдают сопутствующими заболеваниями, которые привели к нарушениям опорно-двигательного аппарата, нервной системы, эмоциональной сферы, т.е. это дети, имеющие тяжелые множественные нарушения.

Актуальность проекта
Особая значимость родителей как первых воспитателей является неоспоримой, статус родителей закреплен в Конституции РФ, законе «Об образовании в РФ» (статья 44, п. 1), Семейном кодексе РФ.
Анализ жизнисемей, где растут и воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями, показывает, что, несмотря на различные позиции, есть нечто общее, характерное во взглядах родителей девочки и мальчика: тотально слепые дети занимают особое положениев семье. Оно проявляется в сентиментальномдетоцентризме, который приводит впоследствии к социальной и психической зависимости от окружающих. Но это не вина, а скорее беда родителей детей с тяжелыми зрительными дефектами. Ни мать, ни отец не готовятся опытом всей предыдущей жизни к адекватному отношению к слепому ребенку, не знают, как и чему его надо обучать, как с ним общаться. Для них слепой ребенок - «сплошной вопросительный знак».


Таким образом, у родителей, имеющих таких детей, возникают следующие проблемы:
1. Недостаточная компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения негативно сказывается на ребенке, имеющем тяжелые множественные нарушения, тормозит его дальнейшее развитие.
2. «Непринятие» дефекта ребенка, бесконечный поиск путей чудесного исцеления, перекладывание ответственности за возникающие трудности и проблемы в его развитии на других людей: медицинских работников, педагогов, членов семьи приводит к тому, что упускается время сензитивного периода в развитии таких детей.
3. Тяжелый зрительный дефект отражается на двигательной активности ребенка, он не может передвигаться без помощи взрослого, ориентироваться самостоятельно в окружающем пространстве, родители вынуждены постоянно находиться рядом, отсюда физическое и психологическое переутомление, связанное с имеющимися проблемами.
4. И наконец, тяжелое материальное положение одной из семей (мама не работает, папа имеет низкооплачиваемую работу) сказывается на организации полноценного питания, свободного времени, семейного отдыха, досуга, родители не могут нанять для сопровождения ребенка тьютора (человека, имеющего специальное педагогическое образование).


Сейчас, с организацией инклюзивного образования в МОУ «Хрусталик», мы ищем пути, приобретаем первый опыт взаимодействия с родителями, имеющими детей с тяжелыми множественными нарушениями.
Отсюда возникают противоречия:
- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи МОУ и семьей, имеющих детей с тяжелым зрительным диагнозом и поиском новых форм взаимодействия, в которых, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим особенным ребёнком, с педагогами;
- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений данной проблемы.


Таким образом, я считаю, что положительных результатов в решении данных проблем можно достичь только при согласованных действиях педагога МОУ и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители будут не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.
С этой целью был разработан социальный проект по взаимодействию с родителями детей-инвалидов «Хрусталик», папа, мама, я – вместе мы одна семья».
Девиз взаимодействия учителя-дефектолога и семьи:
«Мы воздействуем на семью через ребенка и для ребенка,
мы воздействуем на ребенка через семью и для семьи».
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый, подгрупповой
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: 2 воспитанника, учитель-дефектолог, родители.


Гипотеза проекта:
Если правильно и эффективно организовать взаимодействие с родителями детей, имеющими тяжелые множественные нарушения, повысить их педагогическую компетентность, то можно добиться положительных результатов в развитии ребенка, помочь ему социализироваться в обществе сверстников, в окружающем мире.


Цель: организация эффективного взаимодействия  учителя-дефектолога и родителей по вопросам воспитания обучения и развития ребенка, имеющего тяжелые множественные нарушения, расширение представлений родителей о значении общественного и ценности семейного воспитания детей с ОВЗ.
Задачи:
1.Изучить потребность родителей в образовательных услугах для своего ребенка с ОВЗ с целью его максимального развития как личности.
2. Повысить компетентность родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей, имеющих тяжелые множественные нарушения.
3. Способствовать успешной социализации ребенка в обществе сверстников, развитию коммуникативных умений и навыков, помочь адаптироваться к условиям, в которых он находится.
4. Создать условия для активного участия родителей в жизни МОУ через организацию совместных детско-родительских мероприятий, обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.
5. Разнообразить формы эффективного взаимодействия и сотрудничества с родителями воспитанников.
6. Помочь родителям осознать имеющиеся проблемы и «принять» ребенка таким, каков он есть.
Формы работы с родителями:

  • родительская педагогическая гостиная;
  • консультации, дискуссии;
  • развлечения, праздники;
  • круглый стол;
  • мастер-класс; практикумы;
  • папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;
  • аукцион педагогических идей;
  • семейные спортивные встречи;
  • обобщение опыта семейного воспитания.


I этап -организационный
С родителями:

  • опрос-диагностика родителей на предмет их социального заказа;
  • анкетирование родителей по проблеме эффективного взаимодействия учителя-дефектолога и семьи;
  • ознакомление родителей с планом по реализации проекта.

Учитель-дефектолог:

  • изучение методической литературы по инновационным формам взаимодействия с родителями, имеющими тотально слепых детей;
  • разработка методических материалов (игр, консультаций, совместных мероприятий и др.);
  • составление социального паспорта обеих семей;
  • обследование детей, заполнение индивидуальных карт развития, разработка индивидуального маршрута развития ребенка-инвалида в соответствии с результатами диагностики;
  • постановка целей и задач проекта, составление плана по реализации проекта;
  • составление, разработка мероприятий, направленных на активное включение родителей в образовательную деятельность МОУ.

С детьми:

  • проведение бесед о роли семьи;
  • сбор информации в процессе повседневного наблюдения за детьми, их взаимоотношениях с родителями, со сверстниками в группе.

С сотрудниками общественных организаций:

  • составление плана по взаимодействию с театрами и др. общественными организациями;
  • организация встреч с интересными людьми (поэтами, ветеранами, участниками Хора ветеранов, библиотекарем и др.)

II этап – основной (практический)

  • ведение тетради взаимодействия с родителями, в которой дается информация о проводимых занятиях, целях, задачах, методиках проведения, с рекомендациями по выполнению заданий в домашней обстановке по закреплению изучаемых тем;
  • проведение консультаций для родителей: «Если в семье ребенок с тяжелыми нарушениями зрения»;«Развитие осязания и мелкой моторики у тотально слепых детей»;
  • мастер-класс с родителями по изготовлению пособий, дидактических игр для работы с незрячими детьми;
  • мастер-класс по работе с озвученными книгами с рельефными рисунками, выпущенными благотворительным фондом «Иллюстрированные книжки»;
  • разработка методических материалов, рекомендаций по проблеме, оформление буклетов, памяток: «Если у вас в семье ребенок с тяжелыми нарушениями зрения», «Заповеди для родителей», «Это важно знать!»,«Рекомендации тифлопедагога по развитию пространственной ориентировки»;
  • проведение практикума для родителей по воссозданию ситуаций, имеющихся у тотально слепого ребенка при ознакомлении с окружающим миром, практические советы;
  • участие родителей с детьми в ярмарке-продаже, «Щедрая осень - милости просим!», в фотовыставке «Вот оно какое, наше лето!», организованных в МОУ;
  • участие в праздниках, утренниках, проводимых в МОУ;
  • участие в спортивном детско-родительском мероприятии, посвященном 23 февраля;
  • участие в выставке совместных рисунков героев из книг-юбиляров 2016 года»;
  • участие в практикуме по организации исследовательской деятельностис демонстрацией опытов, экспериментов в рамках родительского собрания(совместно с детьми);
  • посещение выступлений артистов театров: постановок, музыкальных сказок, концертов, организованных для детей дошкольного возраста в МОУ (в том числе совместно с родителями).

III этап - заключительный:

  • участие в празднике«Семья талантами богата» (совместное детско-родительское мероприятиев МОУ, посвященное Международному дню семьи);
  • в конце учебного года организована выставка совместных работ по продуктивным видам деятельности, выполненных детьми с учителем-дефектологом и с родителями;
  • оформлена тетрадь взаимодействия с родителями на весь учебный год в соответствии с тематическим планированием и изучаемыми темами, даны конкретные рекомендации по выполнению коррекционных заданий на лето.

Полный текст материала Проект «Хрусталик», папа, мама, я – вместе мы одна семья!» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шангина Ольга Юрьевна  Публикатор
учитель-дефектолог, МБОУ «Начальная школа - детский сад для обучающихся, воспитанников с ОВЗ № 98 «Хрусталик»
28.10.2016 0 79 21
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0