Классный час по теме «Освобождение Брянщины»


В материале описана беседа с учениками о том, как происходило освобождение Брянской области в период Великой Отечественной войны

Тема: Освобождение Брянщины
Цель: воспитывать патриотизм, уважение к ветеранам, осознание своего качества гражданина
Оборудование: книга Брянщина, век XX, 2003, с. 111-145, иллюстрации с памятными местами Брянской области 

ХОД ЗАНЯТИЯ
Война обрушилась на страну невиданным потрясением. Всё вокруг ломилось, крушилось, горело. 
По Брянской области была объявлена мобилизация  военнообязанных. В Брянске незамедлительно по рабочей традиции был сформирован 6-й отдельный дивизион бронепоездов, который уже в июне начал боевые действия в районе  Полесья. Еще   через месяц в боевой путь двинулся другой бронепоезд — «За родину», состоявший из добровольцев, рабочих брянского завода «Красный Профинтерн». 

С горячей верой в победу, с желанием отомстить врагу записывались наши земляки в Брянскую Пролетарскую дивизию. Она примет боевое крещение под российской столицей - Москвой, которую не достанет враг, а по¬том дойдёт до Праги – столицы Чехословакии.  Из  Брянска в первые дни Великой Отечественной войны на фронт ушло более пяти тысяч добровольцев. А ещё тысячи учились делать мины, гранаты, бутылки с горючей смесью, вставая к станкам и, заменяя, ушедших на войну солдат.

Повсюду наБрянщине создавались отряды народ¬ного ополчения. Они охраняли улицы городов, посёл¬ков, деревень, ликвидировали последствия от налётов вражеской авиа¬ции, боролись с десантниками-парашютистами и диверсан¬тами, которых, как пишут историки, особенно много было на промышленных предприятиях.

В начале июля начали строиться специальные оборонительные здания, начиная от Жуковки в направлении Почепа и Жирятина, и от Брянска до Почепа через Выгоничи. 

Брянский фронт должен был выполнять очень ответственную задачу: прикрывать Московский стратегический район с юго-запада страны.
Войска Брянского фронта добросовестно выполняли свою работу. Активно шла эвакуация мирных жителей в места, в которые не добрались враги.

0 сентября 1941 года гитлеровская армия начала своё генеральное наступление на Москву. 3 октября танки ворвались в Орёл, 6 октября пал Брянск, 12 октября – Калуга. Большая часть сил была окружена.
Пятьдесят девять дней и ночей полыхало небо над городом, умирали люди. Немецкие войска, заняв сёла и города Брянщины, подвергли всё вокруг грабежам, разрушению и уничтожению. Сколько погибло невинных людей!

Начали действовать партизанские отряды. Они наносили огромный урон противнику. В августе 1941 года партизаны Клинцовского отряда разрушили 9 мостов.
Учитель:
- Как вы понимаете значение слова «партизаны»? Кто эти люди? Что они делали во время войны?
(Ответы детей)

Особенно активно вели себя партизаны в Дятьковском районе. Уже в феврале 1942 года вся территория этого района была под контролем партизан. К маю 1942 года партизаны освободили от гитлеровцев 500 населённых пунктов.
В мае 1942 года начал действовать первый партизанский аэродром. Самолёты увозили больных и раненых  людей, доставляли еду, лекарства, боеприпасы.
8 марта 1943 года была осуществлена знаменитая операция «Голубой мост». Этот мост находился на магистрали Гомель-Брянск. Он возносился над Десной, протяжённостью более 300 метров. Мост был взорван. Это была жертва ради спасения Брянщины.
Глухой мартовской ночью у окраины леса сосредоточились партизанские отряды. Было холодно и сыро. Четыре партизанские группы отправились в путь. Одна группа под командованием генерала Георгия Покровского направилась к станции Выгоничи. Партизаны незаметно приблизились к станции и минировали выходы из неё, ведущие к Голубому мосту. 

По сигналу атаки затрещали пулемёты, грохнули пушки. Воины лесов одновременно наносили удары по гарнизонам двух железнодорожных станций. Выстрелы застали немцев врасплох спящими. У них началась паника. Противник не понимал, что происходит вокруг.  Все немцы были окружены. 

В трудных боях добывалась победа. В тяжёлых условиях приходилось действовать партизанам и подпольщикам. В их честь в Брянской области отмечают День партизан и подпольщиков 29 июня.
Фронтовики и партизаны дрались с врагом в открытую. Подпольщики не могли открыто действовать, каждое своё действие они тщательно продумывали.

Им приходилось притворяться, подстраиваться, чтобы никак не выдать себя. Вспомните знаменитый фильм о Штирлице. Случалось, что их планы раскрывали, и тогда их ждала неминуемая и мучительная смерть. В конце 1942 года на Брянщине насчитывалось более 70-ти подпольных организаций. Цель у них была одна.
Более тысячи боевых операций провели брянские партизаны. И вот в августе 1943-го отгремело Орловско-Курское сражение. Войска Брянского фронта, под командованием генерала М.М. Попова, сломили сопротивление фашистов и вышли в Карачев. Так началось освобождение Брянщины. С каждым днём части Красной Армии всё ближе подступали к Брянску. Вот и свершилось! 

Решительным и смелым ударом войска 50-й армии прорвали оборону противника и завершили манёвр, в результате которого быстро, не дав противнику даже опомниться, овладели плацдармом на западном берегу Десны.
Далеко ещё до полной победы, но Брянщина уже свободна. До сих пор мы помним о подвигах героев Брянщины. Мы смотрим на памятники. В них величие подвига народного, в них недремлющая память души и сердца, в них ощущение свободы.
(Демонстрируются фотографии памятников)

И хотя давно умолкли громы Великой Отечественной войны, невозможно забыть, какие огромные пространства нашей страны были ареной кровопролития, невозможно забыть беды и разрушения, слёзы матерей и огромную неисчерпаемую волю к победе.
Запомним этот день – 17 сентября – День освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков. 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  • Какие мысли и ощущения возникают у вас при разговоре о войне?
  • Почему мы не должны забывать подвиги воинов?

Полный текст материала Классный час по теме «Освобождение Брянщины» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хабарова Зоя Михайловна  Ekaterina
учитель начальных классов, МБОУ Брасовского района Сныткинская СОШ
23.11.2016 0 78 11
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0