Круглый стол «Культурный человек»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ . « ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ № 1384 имени А.А. ЛЕМАНСКОГО»


 

Внекласное мероприятие для 9-11 классов.

Учитель: Гарина Марина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы


 

Круглый стол по теме: «Культурный человек».

Вопросы круглого стола:

1.Какого человека мы называем культурным? Считаешь ли ты себя культурным человеком?

2.Почему за последние 20 лет так сильно упал уровень культуры людей в нашей стране?

3.Что мы можем сделать, чтобы поднять уровень культуры в нашем обществе и в нашей школе?

Структура презентации:

1. Тема.

2.Портрет Чехова.

3."В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". (А.П.Чехов)

4.Вопросы круглого стола.

5.1-ый вопрос.

6.Высказывания знаменитых людей о культуре.

7. Толкование слова «культурный» в словаре Ефремовой, Ушакова.

8. Видео. Письмо А. П. Чехова брату Николаю (Март 1886 г. Москва).

"Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям…»

9. 2-ой вопрос. Почему за последние 20 лет так сильно упал уровень культуры людей в нашей стране? 10. Результаты анкетирования.

11.Что мы можем сделать, чтобы поднять уровень культуры в нашем обществе? В нашей школе? 12. Результаты анкетирования.

13. Итог сказанному. А.С.Макаренко в письме своему ученику.

14. Отрывок из стихотворения Владимира Солоухина «Здравствуйте»


 

Цели мероприятия: получить представление о культуре как многогранном, сложном явлении жизни людей; формировать основы нравственной культуры, базовой по отношению к другим видам культуры; развивать умение самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, навыки культуры общения, поведения человека в обществе.

Оборудование: мультимедийная доска (проектор, ноутбук, доска), портрет А.П.Чехова, куклы, видеофрагмент из журнала "Ералаш"

Эпиграфы: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". (А.П.Чехов)

Представление участников и ведущих.

Ведущий.

 

Участники круглого стола:

Учащиеся.

 

Преподаватели.

Анкетирование проводили учащиеся школы.


 

Ход мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте,

Как я рада,

Что могу вам это сказать!

Сегодня мы собрались с вами за круглым столом, чтобы обсудить насущную проблему современности – проблему культуры. Конечно, проблема, глобальная, и решить ее сегодня нам вряд ли удастся, но наметить пути решения, подобраться к ее сути нам нужно постараться. Помогут нам в этом три вопроса (см. вопросы).

Хочу представить участников сегодняшней беседы:

Гости: редактор газеты «Петровский парк» Заболотских Андрей Сергеевич, Специалист по делам несовершеннолетних

 

 


 


 

Ведущий: с самого момента своего рождения человек начинает приобщаться к культуре: принимает уклад жизни в семье, правила поведения людей в обществе, что можно делать, а чего нельзя; что такое хорошо, и что такое плохо.

На протяжении веков понятие «культурный человек» менялось в зависимости от условий жизни людей, особенностей культурно-исторических эпох.

1.Какого человека мы сегодня можем назвать культурным?

- Ответы, размышления участников мероприятия. Дискуссия.

Ведущий: если заглянем в толковые словари Ефремовой и Ушакова, то найдем такое толкование слова «культурный»:

(Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000) 135 000 слов

а) Достигший высокого уровня культуры ; просвещенный, образованный.

б) Отвечающий требованиям культуры, соответствующий запросам просвещенного человека.

в) Обладающий определенными навыками поведения в обществе; воспитанный.

4) Занимающийся просветительской деятельностью.

В словаре Ушакова (Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка) В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000. 

Стоящий на высоком уровне культуры, усвоивший культуру, образованный. 

Ведущий: нетрудно заметить, что слова «образованный, воспитанный, отвечающий требованиям культуры, - часть понятия «культурный человек».

Подытожить сказанное нам поможет письмо А. П. Чехова своему брату Николаю (Март 1886 г. Москва). Чехов говорит брату , что такое воспитанный человек.

Видео

 

"Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

 

   1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

 

   2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят, благодаря тому что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку.

 

   3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

 

   4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице также, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

 

   5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: "Меня не понимают!" или: "Я разменялся на мелкую монету! Я б<...>!!.", потому что всё это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...

 

   6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon'e, известность по портерным... Они смеются над фразой: "Я представитель печати!!", которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили... Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки... Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную...

 

   7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой... Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и с гостями Скворцова, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы...

 

   8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт... Спать с бабой, дышать ей в рот <...> выносить ее логику, не отходить от нее ни на шаг - и всё это из-за чего! Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, <...> не ум, выражающийся в уменье надуть фальшивой беременностью и лгать без устали... Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не <...>, а матерью... Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае... Ибо им нужна mens sana in corpore sano {здоровый дух в здоровом теле (лат.).

 

   И т. д. Таковы воспитанные...

 

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из "Фауста".

   Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...»

 

Вывод.

  

Ведущий: подытожим все сказанное.

 

-Культурный человек - это человек доброжелательно и уважительно относящийся к окружающим, уважающий мнение других людей, человеческую личность, национальность, вероисповедание, возраст.


 

-Это человек милосердный.(Обратите внимание, у Чехова сострадание к нищим и кошкам само собой разумеещееся)

- Это гражданин своей страны, поэтому любовь к своему городу, селу, двору, дому - тоже показатель культуры человека.

-Ярким признаком воспитанного человека является его речь. Поэтому воспитанный человек не будет оскорблять окружающих нецензурной, грубой речью.

-Культурный человек умеет выслушать собеседника и никогда не станет критиковать его прилюдно.

 2.Почему за последние 15-20 лет так сильно упал уровень культуры людей в нашей стране?

- Ответы, размышления участников мероприятия. Дискуссия.

Ведущий: готовясь к сегодняшней дискуссии, ребята провели опрос наших учеников и учителей. Результат оформился таким образом.

Презентация. Результаты анкетирования.

Ведущий: уже несколько лет мы живем в условиях крушения общественных идеалов, нравственных ценностей. Причин падения культуры, духовного обнищания людей много:

- ослабление «института семьи», семья как основной социальный институт перестала выполнять свои воспитательные функции; большинство семей заняты зарабатыванием денег и утратили духовный контакт со своими детьми;

- распространение и пропаганда через средства массовой информации праздного образа жизни, потребительской психологии, насилия, жестокости;

-слабая пропаганда и освещение мероприятий патриотической направленности; примеров доброго отношения друг к другу, трудовых успехов, историй большой любви, высоких отношений между людьми;

- мы перестали читать высокохудожественную, научно-популярную литературу;

-обнищание старых и больных людей, разделение общества на очень богатых и очень бедных.

- обострения нигилизма, апатии.

Все это приводит к потере духовного и физического здоровья , прежде всего, молодого поколения.

В сознании и действиях многих учащихся устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению, стремление к наживе, низкий культурный уровень.

Во многом утрачено чувство долга и ответственности перед родителями, семьей, коллективом, обществом.

Растут детская беспризорность и преступность, агрессивность, психические отклонения детей. Особую тревогу вызывает распространение алкоголизма и наркомании среди молодежи.

Презентация. Результаты опроса.

3.Что мы можем сделать, чтобы поднять уровень культуры в нашем обществе?

Ведущий: понятно, что вопрос звучит так: что мы с вами, каждый из нас может сделать, чтобы нам совсем не свалиться в пропасть бездуховности?

- Ответы, размышления участников мероприятия. Дискуссия.

Презентация. Результаты опроса.

Ведущий: во всем начинать с себя. В первую очередь, работать над собой, совершенствоваться, развиваться. 1.Читать. По Чехову «вечное чтение».

Вспомним Белинского, который сказал: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека». 2.Читать правильно. Хороши слова К.Г.Паустовского: «Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая… Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей широте только перед просвещенным и знающим человеком».

3. Работа над собой. «Нужен беспрерывный труд, штудировка, воля» (А.П.Чехов)

- Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далеких от комфорта, тут уж пусть каждый заботится о себе. Но, по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. В наши дни нужны не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

-Великий педагог Макаренко в письме своему ученику писал: «От тебя требуется освоить только одну профессию на земле – быть настоящим человеком».

Мне хочется надеяться, что сегодня мы хотя бы чуть-чуть приблизились к этой мысли.

Инсценировка стихотворения В. Солоухина «Здравствуйте».

 

Мне навстречу попалась крестьянка,

Пожилая,

Вся в платках (даже сзади крест-накрест).

Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул,

По колено увязнув в снегу.

Здравствуйте!—

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

 

Здравствуйте!—

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

 

 

Здравствуйте!— был ведь когда-то обычай такой.

Мы его в городах потеряли,

Потому что нельзя ж перекланяться всем,

Кто ходит по улице Горького,

В ГУМе толпится

И даже кто вместе с тобой приходит в театр, на спектакль.

Здравствуйте!—

Был ведь, был ведь прекрасный обычай у русских

Поклониться друг другу при встрече

(Хотя бы совсем незнакомы)

И «здравствуйте» тихо сказать.

«Здравствуйте!» — то есть будьте в хорошем здоровье,

Это — главное в жизни.

Я вам главного, лучшего в жизни желаю.

Здравствуйте! Я вас встретил впервые.

Но я — человек, и вы человек —

Мы люди на этой земле.—

Поклонимся же друг другу при встрече

И тропинку друг другу уступим

(Если даже там снег,

Если даже там грязь по колено).

Здравствуйте,

Как я рад,

Что могу вам это сказать!


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Полный текст материала Круглый стол «Культурный человек» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гарина Марина Вячеславовна  Публикатор
22.07.2018 0 151 18

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0