Статья "Проектная деятельность на уроках иностранного языка: языковое портфолио"


Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения со 2 по 11 классы. То есть можно сказать, что  портфолио – это сборник документов, папка (которая может быть и в электронном виде или  в бумажном), в которой ученик за все время обучения в школе фиксирует все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты. Портфолио помогает дополнить традиционные контрольно-оценочные средства, и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т. п.

В основе данного проекта лежат Европейский опыт (ELP), требования ФГОС II поколения и портфолио обучающегося. Давайте рассмотрим цели, задачи и основные характеристики данного направления проектной деятельности. В чем же основной смысл портфолио?

Можно сказать так, что основной смысл портфолио – это дать возможность учащемуся продемонстрировать все, на что он способен. Итак, первые 2 вопроса: что же такое портфолио ученика, и в чем его основной смысл мы рассмотрели. А каковы же цели данного проекта? С позиции учащегося – это самовыражение и творчество, а с позиции учителя – повышение мотивации к развитию и компетентности. Можно назвать основные 3 основные задачи проекта: 1. Активизация работы учащихся,развитие навыков рефлексии и безусловно индивидуализация процесса изучения иностранного языка. 

Портфолио может быть трех видов : монопроект, долгосрочный или индивидуальный проект. . Структуру портфолио определяет каждое учебное заведение самостоятельно. Тут нет строгих рамок. Мы придерживаемся уже несколько лет активного использования данного вида проектной деятельности данной структуры :4 значимых разделов,которые представляют: 1 раздел (обо мне – 1) Биография, 2) зачем я изучаю иностранный язык 3) языковой опыт и достижения, во 2 разделе учащиеся собирают так называемую Копилку творческих работ, в 3 разделе: Новые слова, в 4 разделе Карточки прогресса. Иными словами, основной целью и задачей внедрения портфолио ученика является формирование его активной жизненной позиции, мотивация, воспитание  человека, способного принести пользу современному обществу 

Какова же методика работы с языковым портфолио? Можно выделить два основных направления: самостоятельная работа учащегося и работа в классе. Мы можем распределить работу с портфолио по следующим этапам:  введение в сам проект и подготовительный этап(сентябрь), основной этап,который  занимает самый продолжительбный отрезок времени (приблизительно с октября по апрель) и заключительный этап,который приходится на май месяц. Как мы видим на диаграмме самостоятельной работе учащегося отводится бОльшее количество времени, в то время как работа в классе не является основной

Если проводится работа,то вполне ожидаем вопрс-Каковы же методы оценивания в данном виде проектной деятельности? Я могу выделить два основных направления Конкурс портфолио, который целесообразно проводить в конце каждой четверти или же итоговая рефлексия
 
Какие же результаты мы ожидаем при внедрении и регулярном использовании портфолио на уроках иностранного языка? Если говорить про личностные,то это безусловно формирование положительной мотивации к обучению и формирование творческой личности и самоопределения.

Если мы говорим о метапредметных результатах, то можно выделить формирование и развитие самооценки и безусловно формирование межкультурной компетенции. Невозможно оставить без внимания предметные результаты – это развитие языковых компетенций в письменной речи.

В 2016-2017 годах в нашем лицее было проведено анкетирование по итогам проекта. Предлагаю изучить предложенные диаграммы:
 
По итогом анкетирования можно уверенно заявить,что учащимся нравится предложенный вид проектной деятельности, большинство учащихся сохранили портфолио прошлого года, некоторые продолжили с удовольствием вести их в следующем классе.

Давайте подведем итоги всего вышесказанного. Можно выделить основные сильные стороны портфолио такие как, 100% вовлечение учащихся в проектную деятельности, так же можно выделить высокие предметные результаты,расширение кругозора и развитие творчества у учащихся. Так же, конечно, невозможно не отметить то,что портфолио способствует формированию адекватной самооценки. Данный вид проектной деятельности,открывает большие возможности при взаимодействии учителя и учащихся.  Портфолио позволяет учителю повысить мотивацию к изучению иностранного языка, дает возможность реализовать себя творчески – выполнение большого количества творческих работ. Данный проект активно способствует развитию всех психических процессов у детей, под ними я понимаю восприятие, мышление,память,внимание и воображение. Не смотря на большое количество сильных сторон портфолио, не обходится в данном случае и без слабых сторон. Но минусы данного проекта скорее затрагивают нюансы , связанные с другой стороной учебного вопроса – учителем. Ведь проверка портфолио занимает колоссальное количество времени,что в условиях современной загруженности учителей безусловно становится некой проблемой или трудностью.


Полный текст материала Статья "Проектная деятельность на уроках иностранного языка: языковое портфолио" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Голикова Виктория Сергеевна  vika582
14.01.2018 0 76 8
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0