Алгоритм разработки метапредметного урока по английскому языку


Главной задачей современного учителя является – научить учащихся самостоятельно добывать необходимую информацию, получать знания для того, чтобы решать задачи и находить решение проблем, используя собственные неординарные подходы

В современном обществе задачи, которые стоят перед учителями иногда кажутся очень сложными и невыполнимыми. И нам, учителям приходится  решать  такие задачи путем переосмысления и пересмотра нашего педагогического опыта, мы пытаемся ответить на вопрос «Как и чему обучать в новых условиях?» и насколько мы компетентны в современных педагогических образовательных технологиях.

ФГОС предусматривает преподавание метапредметов как отдельных дисциплин, но современная система образования  уже сегодня  «подталкивает» нас на шаг вперед,  готовя нас и  наших учеников  к новой системе работы, применяя на своих уроках элементы метапредметного подхода.

Метапредметный подход - это хорошее знание своего предмета, которое позволяет деятельностно переработать учебный материал и заново его преподнести с точки зрения деятельностных единиц содержания. Мета предметы – это учебные предметы нового типа, универсальные предметы.

Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, то есть: учащиеся не запоминают, а промысливают основные понятия. Учащиеся на каждом учебном предмете формируют определённый блок способностей. Метапредметы  надстраиваются над преподаванием традиционных учебных предметов. Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через:

  • содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль, взаимоконтроль)
  • использование мультимедиа приложений
  • наличие текстов разных жанров и заданий на разные типы чтения
  • сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений
  • анализ английского языка на основе моделей-опор
  • знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке
  • интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на английском языке

Разработка метапредметных программ может стать одним из основных  направлений современной образовательной  деятельности образовательных учреждений, поскольку содержание этих программ может и должно учитывать особенности конкретной школы - социальной среды, состава учащихся, потенциала педагогического коллектива.

АЛГОРИТМ    РАЗРАБОТКИ    МЕТАПРЕДМЕТНОГО  УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ   ЯЗЫКУ

1. Сформулируйте  тему.

   (Она не обязательно должна совпадать с формулировкой программы по предмету)

   Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке.

2. Сформулируйте  цель.

- Конечный образовательный  продукт - наиболее эффективный способ целеполагания,  «вспомнить → узнать → научиться» (по внешним «плодам» учеников всегда можно судить и о внутренних результатах обучения, то есть о развитии личностных качеств учащихся).

3. Запланируйте  предметные, метапредметные,  методологические (оргдеятельностные)  результаты.

  • Предметные (приобретение знаний и умений по данному предмету): развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная,   развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка (в конкретном случае - формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации)
  • Метапредметные (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации): развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими;   развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; развитие смыслового чтения;  осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки.
  • Оргдеятельностные (методологические): знание учеником своих индивидуальных деятельностных особенностей, черт характера;   целеполагание (умение ставить цели);  владение методами рефлексивного мышления, навыками самоорганизации, умение прогнозировать результаты деятельности; смысловое видение изучаемых объектов; умение выстроить свои дальнейшие планы обучения, умение отстаивать свои идеи, выносить непризнание окружающих, "держать удар"; совместное с другими учениками познание и генерация идей; умение организовать мозговой штурм, участвовать в нѐм; сравнение и сопоставление идей, спор, дискуссия.

4.  Построение проблемной образовательной ситуации, используя  фундаментальные образовательные объекты (объект), с которыми  планируется деятельность учеников (природные объекты, объекты культуры, традиции и явления культуры); социальные объекты (определённый товар, семья ученика, реальные гражданские процессы); технические устройства (компьютер, телефон, телевизор и др.).

5. Учитывайте особенности  учащихся  к переосмыслению  и уточнению первоначально сформулированной темы,  перечислите, какого рода способности можно задействовать, уточните,  при  необходимости разбейте  выделенные способности на группы, например: общеучебные и частнопредметные  или креативные, когнитивные и оргдеятельностные.

7. Ядром творческого метапредметного урока является образовательная ситуация:

  • Сформулируйте одну или несколько ключевых проблем, с помощью которых учащиеся захотят и смогут проявить себя.
  • Сформулируйте задания ученикам на каждом этапе урока,  Для творческого урока задания задаются таким образом, чтобы допускались разные варианты их выполнения(обложку книги, инструкцию, памятку, макет, кластер, алгоритм, синквейн).
  • Назовите конкретный образовательный продукт, который должны будут создать
  • ученики на уроке, Продукт должен быть конкретный, но без известного для учителя содержания
  • Продумайте, какие культурно-исторические аналоги будут предложены ученикам по рассматриваемой проблеме,  цитаты из первоисточников, сравнение определений, которые дали ученики, с теми, которые имеются у учѐных, размещены в словарях и энциклопедиях.
  •  Решите, Каким образом Вы предполагаете обеспечить рефлексию учеником своей деятельности (вспомнить, выявить, осознать, чему научился и каким способом действовал, конкретный способ, или прием, или задание).

8. Продумайте, как Вы предполагаете продиагностировать внешний и внутренний образовательный продукт учащихся (ученика)?  (анкеты,  тесты, зачеты, контроль, самоконтроль).  Какая будет применена система оценки деятельности учащихся (ученика)?  (самооценка,  взимооценка, оценка и отметка учителя)

9. Как, с помощью каких критериев предполагаете оценить успешность проведенного данного занятия?(Самоанализ, Карта анализа и оценки эффективности учебного занятия,  Анализ эффективности урока, Анкета для учителей,  Карта отслеживания эффективности урока ученик - учитель)


Полный текст материала Алгоритм разработки метапредметного урока по английскому языку смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: АРБЕКОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА  марби
21.03.2018 0 875 41

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0