Статья "Развитие навыков чтения на уроках английского языка"


Развитие навыков чтения и формирование культуры чтения на уроках английского языка

Пользу чтения сложно переоценить. Все мы понимаем и знаем насколько важно и необходимо читать книги, еще У. Теккерей отмечал «книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце». В этой статье я хотела бы рассказать о своих наблюдениях и особенностях чтения художественной литературы на английском языке с детьми школьного возраста. В моем случае это пятиклассники. 

Итак, чем же полезно чтение. Если мы хотим быстро выучить нужный нам иностранный язык: мы отправляемся в страну изучаемого языка. Однако не у всех взрослых есть такая возможность, не говоря уже о детях. Туристические поездки в страну изучаемого языка на одну-две недели не в счет, так как это очень небольшой срок, которого чаще всего недостаточно для того, чтобы начать говорить свободно на английском языке. Второй способ изучения иностранного языка - это чтение. Этот способ, на мой взгляд, более действенный, менее затратный, но медленный. В данном случае сложно не процитировать Вальтера "Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить».

Изучение языка - явление социальное, невозможно учить язык вне социума. Одним из основных механизмов изучения языка является подражание, сначала ребенок подражает своим родителям и учит свой родной язык на бытовом уровне, затем в помощь идут книги: стихи, потешки, сказки, так у ребенка расширяется словарный запас, приобретаются речевые клише, так приобретается следующий уровень владения языком. С иностранным языком ситуация несколько иная, язык начинают учить под руководством учителя, стадия подражания пропускается, изучение начинаем с клише и готовых структур, лексика соответствует строго заданным темам. Язык изучается на должном уровне, есть хорошие грамматические знания, имеется набор лексики академической тематики, но есть и минусы, с которыми сложно поспорить, нет знания повседневной, бытовой лексики, почти отсутствуют знания о культурных реалиях страны изучаемого языка, но все это можно компенсировать другими видами речевой деятельности.

Чтение на иностранном языке помогает убрать многие трудности изучения языка, читая мы, тренируем наш письменный язык, который сложно натренировать только разговаривая. Во-вторых, мы приобщаемся к культуре и реалиям страны изучаемого языка. Способность чтения на английском дает возможность читать многие шедевры английской литературы в оригинале. В последних изменениях в ОГЭ и ЕГЭ появились отрывки текстов, которые учащимся необходимо прочесть вслух с правильным произношением и интонацией – тренируем, естественно, чтением. Так же в этих экзаменах присутствует несколько текстов на разные типы чтения: чтение с полным пониманием прочитанного или чтения с пониманием общего содержания текста. Все эти навыки можно натренировать, читая на английском языке. В приложении к данной статье статистика, где в процентом соотношении указан процент учащихся успешно выполнивших задания по чтению на ЕГЭ в 2018 году, согласно статистике самым сложным заданием в плане чтения оказалось задание III, где необходимо чтение с полным пониманием прочитанного, только 60% учащихся успешно справляются с этим заданием.

Целесообразно приобретать адаптированные книги на английском языке. Есть множество вариантов на различных сайтах и в книжных магазинах. Очень важно выбирать текст адаптированные для детей, так как учтен уровень владения языком, сложные и редкоупотребляемые обороты, метафоры заменены на более актуальные или простые. Важно чтобы книга соответствовала уровню учеников, количество незнакомых слов на странице не должно превышать 15%, это не обязательно, но желательно. Если каждое второе или даже третье слово ученик будет искать в словаре, польза от чтения такой книги будет минимальна - эти слова не запомнятся, навык беглого чтения или чтения с полным пониманием не будет тренироваться в должной степени. Я обращаю внимание учеников на то, что не нужно искать перевод каждого слова, нужна сначала попробовать догадаться о его значении из контекста, таким образом, тренируется языковая догадка, обращаемся к словарю только в том случае, если контекст не дает возможность понять значение слова и незнание слова препятствует, понимаю смысла текста. Было бы неплохо найти аудио к книгам, которые вы намерены читать с детьми. Это и тренировка восприятия информации на слух, и дополнительная возможность проверить прочтения многих слов.

Напомню основные виды чтения на уроках английского языка:

  • Ознакомительное (основная задача понять смысл текста;

  • Изучающее (подразумевает глубокое понимание текста, его осмысление и анализ);

  • Поисковое (поиск требуемой информации);

  • Просмотровое (выборочное чтение с целью получения общего представления о тексте);

  • Ценностоно-ориентационное (использование результата чтения в других видах речевой деятельности);

  • Познавательное (направлено на получение новой, ранее неизвестной информации для расширения кругозора);

Правильно организованное обучение чтению выполняет следующие функции:

  • Самостоятельность;

  • Развитие навыков письма говорения и аудирования;

  • Воспитательные цели (нравственность, мировоззрение, ценности);

  • Познавательная функция;

  • Привитие культуры чтения и любви к чтению;

Стадии чтения и возможные задания по тексту

I. До прочтения текста (Pre-reading)

Перед прочтением очередной главы или текста важно чтобы учащие выполнили несколько заданий на развитие языковой интуиции или просто попробовали представить ситуацию логически. Можно предложить учащимся догадаться по картинкам в книге о смысле главы или текста. Задать вопросы по тексту, учащиеся отвечают и потом после прочтения мы проверяем, правильно ли они ответили до прочтения текста. Все сложные и новые конструкции и слова необходимо так же ввести до начала чтения главы.

II. Чтение текста (During reading)

После этого приступаем к чтению. Обычно первое знакомство с текстом с ребятами происходит посредством прослушивания аудио к главе книги. Если произведение знакомо или много действующих лиц, то читаем по ролям. Получается очень живо и интересно.

III. После прочтения текста (After reading)

После прочтения обязательно проверить понимание прочитанного посредством утверждений «верно», «неверно или предложить вопросы по тексту. Если грамотно подобрать произведение то иногда получается возможность обсудить поступки героев или те или иные ситуации - отойти от текста и попытаться рассказать своими словами о прочитанном, привести примеры аналогичных ситуации из реальной жизни. Сильным ученикам предложить своими словами передать смысл прочитанного текста.

Если мы читаем не отдельно взятую историю или текст, а произведение, состоящее из глав важно провести заключительный урок, на котором учащиеся выполнят проектную работу по прочитанному произведению, это может быть презентация с кратким содержанием книги и своим мнением о ней, иллюстрации, особенно сделанные самими авторами презентации, приветствуются. Так же можно провести викторину по прочитанному тексту.

На самом деле, я не рассказала ничего нового о пользе чтения. Все мы прекрасно понимаем, что читать нужно, но читают в наше время далеко не все. Тексты до 100 знаков, такие как посты в социальных сетях не в счет. Важно концентрироваться на чем либо более долгосрочном и достоверном. В случае с художественной литературой мы можем быть уверены в компетентности писателя. Читайте, приобщайте к чтению детей, это не так сложно как кажется на первый взгляд.


 

Список использованной литературы:

Вербицкая М.В Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по иностранным языкам /М.В Вербицкая, К.С Махмурян: Федеральных институт педагогических измерений.- М, 2018. – 35с.

Цыперсон М.Б Программа курса «Домашнее чтение на английском языке» (По материалам книг для чтения издательства «Macmillan») 5-9 классы. – М, «Макмиллан» 2012. – 19с.

Упражнения на формирование навыков и умений чтения на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://infourok.ru/uprazhneniya-na-formirovanie-navikov-i-umeniy-chteniya-na-urokah-angliyskogo-yazika-1338572.html


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1

 


 


Полный текст материала Статья "Развитие навыков чтения на уроках английского языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Перевалова Марина Анатольевна  MA6454
02.11.2018 0 221 13

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0