Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"


Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Здоровье человека – тема для разговора достаточная актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Все люди без исключения понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить себя встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать …

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Если школьный учитель, преподающий предмет понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребенка.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые ошибочно считаем: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями?

Учащиеся соответственно уделяют главное внимание далеко не своему здоровью. В результате исследования, проведенного в 8-11 классах(всего опрошщено200 учащихся) здоровье как жизненная ценность ставится лишь на девятое место.

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

Такое положение вещей угрожает психологическому и физическому здоровью школьников. Именно школьников, так как дошкольные учреждения уделяют двигательной активности своих воспитанников достаточно серьезное внимание. Да и дошкольников легче привлечь к участию в подвижных играх, спортивных праздниках.

В школе это сделать гораздо труднее, так как многие учебные учреждения все свои усилия направляют на то, чтобы максимально интенсифицировать учебный процесс, обрекая своих учащихся на многочасовую подготовку к урокам, олимпиадам и конкурсам.

Оздоровительные двигательные минутки в школе

В первую очередь, следует проводить здоровьесберегающие минутки на уроках общеобразовательного цикла. Многие педагоги, особенно на среднем и старшем этапе обучения учащихся, считают, что физкультурные минутки отнимают массу времени урока, расхолаживают учащихся и не способствуют оптимизации учебного процесса.

Однако, при этом они констатируют, что использование физкультурных минуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо с большей результативностью учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Учащимся одной из школ был задан вопрос: «Физкультминутки на уроках математики мешают или помогают?»

Ответы были такие:

  • Помогают преодолевать сонливость и однообразность урока 35%;

  • Повышают работоспособность 30%;

  • Создают хорошее настроение 20%;

  • Способствуют общению 6%;

  • Мешают уроку 5%;

  • Ограничивают время урока 4%;

Преимущество проведения двигательных минуток на уроке:

  • В них могут принимать участие все учащиеся, вне зависимости от перенесенных заболеваний;

  • Благодаря игровым двигательным разминкам учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности;

  • Игровые двигательные перемены способствуют повышению работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость;

  • Данные упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволит развивать одновременно как интеллектуальную сферу ребенка, так и его двигательную активность;

Виды физкультурных минуток на уроках английского языка

Релаксации могут быть разнообразными, например игры, пение. Самое важное, что должен помнить учитель английского языка, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учениками цель запомнить языковой материал, наоборот она должна освобождать учащихся умственного напряжения.

Цель релаксации – снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции.

Возможные виды разрядки на уроках английского языка.

  • Физкультминутка, динамическая пауза. Цель: снять напряжение общей моторики, умственной деятельности учащихся. Ее проводим с первых уроков, когда по команде учителя или одного из учеников все учащиеся встают и выполняют простые движения (поднимают руки вперед, вверх, вперед, вниз). В дальнейшем можно включать видео где герои делают определенные движения под музыку и поют, через два-три урока учащиеся запоминают слова песни и подпевают, таким образом расширяем словарный запас и отдыхаем.

  • Игра. Цель: снять напряжение, помогает разнообразить монотонность урока, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.

Игры, которые можно использовать на уроках английского языка.

«Repeat after me» Суть игры: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе движение называет и показывает учитель, ученики повторяют и движения, и слова. Когда лексика освоена учитель, а позже ведущий из учеников только показывает действия, учащиеся же должны его повторить и назвать самостоятельно.

«The Chain of Letters» Суть игры: Все участники игры встают в круг (в неделящемся классе мы просто встаем в междурядье). Ученики по очереди называют по одной букве алфавита. Тот, кто ошибается или слишком долго вспоминает нужную букву, выбывает из игры, то есть занимает свое место. Побеждает тот, кто не допускает ни одной ошибки. Как правило, в первый раз остаются стоять 1-2 ученика. Через пару тройку уроков из игры выбывает 1-2 человека, а к концу года проигравших и вовсе не бывает. В этой игре буквы можно заменить цифрами и числами, названиями времен года, месяцев, дней недели и т.п.

«My pet» Суть игры: изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

  • Песня на уроке английского языка. Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Она снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Разновидностью музыкальной разрядки является исполнение учащимися только припева песни. Целесообразно для отдыха выбирать песни задорные, веселые, шуточные. Важно помнить, при выборе песен возрастные особенности учащихся.

Новизна и нетрадиционность учебного материала на уроке английского языка.

Ожидание необычного, особая заинтересованность так же служит релаксации учащихся, т. к. затрагивают эмоциональную сферу. Интерес вызывает знакомство с новыми иллюстрированными журналами на английском языке, рассказ о каком-нибудь городе с показом фотографий, картинок и т. д. Рассказ способствует снятию усталости напряжения, созданию расслабленной обстановки, он не носит учебного характера. Внимание учащихся основано на интересе к новому материалу. Такое сообщение рассчитывается на 2-3 минуты. Результаты использования различных видов разрядки говорят сами за себя. Однако следует отметить, что время использование проектора или мультимедийной доски не должно превышать 7-10 минут, иначе, это принесёт, скорее, вред, чем пользу для здоровья детей.

Приёмом использования пальчиковых игр на уроках английского языка в начальной школе. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Остроумно весёлое, удачно подобранное маленькое стихотворение, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на уроке, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков. Вот несколько примеров пальчиковых игр.

Five little kittens

Five little kittens standing in a row (hold up 5 fingers)

They nod their heads to the children so (bend fingers)

They run to the left, they run to the right (run fingers to the left and then to the right)

They stand up and stretch in the bright sunlight (stretch fingers out tall)

Along comes a dog who's in for some fun (hold up one finger from opposite hand)

MEOW! See those little kittens run (let fingers run)


 

Bug

Finger play 1, 2, 3 (hold up fingers)

There is a bug on me! (point to shoulder)

Where did it go? (brush off)

I don't know (shrug shoulder and look really puzzled).

Успешность пальчиковой гимнастики зависит от её разнообразия и качественных характеристик. Хорошо динамические паузы, смысловое содержание, которых соответствует теме урока, становятся его органичной частью и способствуют повышению эффективности усвоения учебного материала. Педагогическое мастерство педагога умелый подбор и неоднократное в течение урока включение в структуру учебной деятельности соответствующих игровых движений, сопровождаемых речью, способствует повышению интереса детей к учебному материалу, позитив ному комплексному воздействию на разные сферы детей, сохранению и укреплению их физического и психического здоровья.

Конечно, все мы понимаем, что невозможно сделать из каждого урока праздник, соревнование, урок – это все-таки образовательный продукт, а не развлекательный, не нужно пытаться превратить каждый свой урок в «фейерверк», но уделить 3-5 минут физкультминутке, игре или пальчиковой гимнастике вполне реально без дополнительной подготовки.


 

Список использованной литературы:

Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.- М: Вако, 2007. – 150с.

Кулясова Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка. – М: Вако, 2011. – 144с.

Архипова С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-urokah-angliyskogo-yazika-69679.html


 


Полный текст материала Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Перевалова Марина Анатольевна  MA6454
04.11.2018 0 102 4

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0