Статья "Работа с одаренными детьми как неотъемлемая часть в обучении иноязычному общению"


С идоренко Татьяна Ивановна ,

учитель немецкого языка

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 9

 

 

 

 

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Статистика гласит, что всего лишь 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определенными способностями, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет умение учителя создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития личности ребенка, стимулировать творческую деятельность одаренных и способных детей.

Иностранный язык является одним из важнейших показателей общекультурного развития человека. Являясь учителем немецкого языка общеобразовательной школы , считаю своей задачей создавать все условия для расширения интеллектуального потенциала и творческого роста одаренных детей. Именно поэтому я пытаюсь на уроках немецкого языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитать в них стремление к постижению и открытию нового. 
Работая по принципу «Языку нельзя научить, языку можно только научиться», я стараюсь использовать на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление,
 развивали познавательный интерес к предмету,  творческую инициативу.   исследовательскую активность,  коммуникативные возможности,  артистизм .

Целесообразным считаю деление всего процесса обучения в школе на следующие учебно-методические этапы:

  1. мотивационный (2-4 классы)

На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету .

Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке, в разнообразные творческие задания. При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип - учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают. Первым самым значительным праздником второклассников является «Праздник алфавита» по окончании 1 полугодия. Это настоящая демонстрация успеха . Подготовка к данному мероприятию проходит в течение всего первого полугодия. Участниками являются сами учащиеся 2 класса , их родители, учитель начальных классов, ученики 4 класса, имеющие опыт участия в данном разновозрастном проекте, учащиеся 11-х классов, для которых работа в данном проекте является необходимой им языковой практикой. Сразу обозначиваем роли, которые будут выполнять каждый из участников. Родители-сценаристы и костюмеры, старшеклассники-переводчики и режиссеры, дети-актеры, исполняющие роли сказочных персонажей. Проводя такое мероприятие, нашла способ совершенствования учебно-воспитательного процесса: происходит отработка навыков устной речи, совершенствование речевых умений, творческой деятельности; сближение разновозрастных категорий учащихся, самостоятельность, инициатива, ответственность.

Постановка спектаклей на немецком языке, исполнение немецких песен развивает артистизм, творческие способности обучающихся. Во время проведения традиционной Рожественской декады в школе большой успех у зрителей вызывает инсценировка сказки «Двенадцать месяцев». В данный момент идет подготовка к театрализованной постановке произведения современного немецкого писателя М. Бальтшейта «Лев, который не умел писать», которая будет представлена ученикам 2 класса на Празднике алфавита. В инсценировке примут участие ученики 4 класса, которые посещают вокальный кружок. Песня на немецком языке «Alle Kinder lernen lesen» завершит постановку.

Костюмированные представления, музыкальное оформление, исполнение немецких песен самими учащимися , привлечение родителей, старших школьников , представление итогов работы широкой общественности – всё это способствует развитию интереса к изучению языка и сопутствует созданию «ситуации успеха», раскрывая потенциальные творческие способности обучающихся.

2 этап (5-6 класс)- формирующий

На этом этапе происходит формирование творческой деятельности и основ исследовательской деятельности. При подготовке к урокам подбираются и разрабатываются оригинальные творческие задания, отвечающие особенностям познавательной деятельности одаренных школьников, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление учащихся; задания, провоцирующие на поиск выхода из ситуации.

Неделя иностранного языка, включающая в себя такие мероприятия, как «Литературная гостиная», «Театр юного зрителя», «Празднование Рождества», «Знатоки немецкого и английского языков», конкурсы на лучшего чтеца и т.д. позволяет не только выявить новых талантливых детей, проявляющих высокие способности и интерес к изучению языка, лингвистики, культуры и литературы стран изучаемого языка, но и способствует включению в работу детей, одаренных в другом плане - способных играть на сцене, читать стихи, петь песни, имеющих хорошее произношение и музыкальный слух.

В подготовке и проведению уроков и внеклассных мероприятий широко используется УМК зарубежных авторов, таких как Klett, Langenscheidt, которые отвечают требованиям европейского стандарта к владению языком. Журналы «Juma», «Kulturjurnal», «Deutschland» позволяют быть в курсе событий, происходящих в стране изучаемого языка, затрагивают актуальные проблемы общественной и культурной жизни страны. Кроме того используется богатый аудио-видео материал, полученный из института имени Гете.

Несколько лет подряд мои ученики принимают участие в дистанционных эвристических олимпиадах.

Эвристическая олимпиада совсем не похожа на обычную. Участники здесь соревнуются не в умении решать трудные задачи, отвечать на вопросы, а в способности сочинять, изобретать, придумывать что- то новое и, не побоюсь этого слова, творить. Задания олимпиады- открытые, то есть такие, которые не предполагают заранее известного ответа.

Каждое задание интересно по - своему и требует неординарных решений, творческих идей. Мои ученики дважды становились лауретаами Всероссийской эвристической олимпиады (2010, 2011, 2012 г.)

Дистанционные эвристические олимпиады, предоставляемые центром дистанционного образования «Эйдос», с которым наша школа сотрудничает в течение нескольких лет, являются, на мой взгляд, одним из эффективных способов организации личностно –деятельностного обучения.

Эвристические олимпиады носят обучающий характер, поскольку стимулируют творческую деятельность, побуждают пересматривать технологию изучения "общепринятых" вопросов, зачастую меняют отношение детей и педагогов к образованию.

3 этап – развивающий (7-11класс) 

На этом этапе происходит активное вовлечение учащихся в реферативную, исследовательскую, проектную деятельность, а также деятельность, связанную с личным социальным развитием. Развитие осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а с одаренными и способными детьми на спецкурсах и во внеурочное время.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить три основных момента: 

  •   эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие, не подавляя его индивидуальность;

  •   педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть профессионально готовы к тому, что уровень способностей детей может быть выше, чем у учителя;

Необходимость модернизации российского образования, интеграция в общеевропейское образовательное пространство, сохранение и развитие лучших традиций отечественной школы вносит существенные коррективы в систему обучения школьников. Обучение детей , имеющих высокий творческий потенциал, уже не должно ограничиваться рамками образовательных программ, поэтому одной из главных задач учителя является привлечение таких обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, проектах разного уровня.

В этом учебном году учащиеся 7 А класса Харченко А. и Тищенко О. приняли участие в международном конкурсе творческих работ, организуемых институтом имени Гёте «Балтийский талант», который должен привлечь внимание людей к уникальной красоте Балтики и к ее экологическим проблемам.

Работа над данным проектом требовала не только применения языка, но и привлечение знаний из смежных областей. Обе ученицы окончили художественную школу, поэтому из 4-х заданий была выбрана номинация «Дизайн». Свои работы –постеры с изображением Балтийского моря на тему «Ostseeromantik» и эссе на немецком языке участницы разместили на сайте www.ostseetalent.com.

В данный момент мы участвуем в долгосрочном литературном проекте института имени Гёте «Рюкзак с книжками», целью которого является пробудить интерес школьников к чтению, развивать их фантазию и творчество, а также содействовать изучению немецкого языка. Участниками проекта являются ученики 7-х классов, изучающие немецкий язык.

Зарегистрировавшись на сайте, мы заказали «Рюкзак с книжками» и получили посылку с подборкой книг 15 современных немецких авторов. Для того, чтобы выбрать книгу для прочтения всем классом, я организовала знакомство с творчеством всех 15 писателей на факультативных занятиях. Наибольший интерес у ребят вызвало творчество молодой немецкой писательницы С. Хайн и её произведение „Rutti Berg , die Bäuerin, wär so gerne Königin“.

Для того , чтобы правильно организовать работу над проектом, получать методическую и дидактическую помощь при проведении проекта и его презентации , я записалась на дистанционный курс повышения квалификации института имени Гете «Рюкзак с книжками». В курсе предусмотрено постоянное дистанционное сопровождение тьюторами курса, а также возможность обмениваться опытом с коллегами-участниками курса.

Мною был разработан план работы над проектом, оригинальные творческие задания для понимания содержания книги, с которыми можно ознакомиться в моем блоге http://sidorerenko.blogspot.ru/.

Работая над книгой , класс разделился на несколько групп по интересам, одна из которых решила изготовить футболки с изображение сказочных персонажей истории, друга работает над литературным переводом сказки, третья – над созданием фильма по книге с помощью интерактивных технологий. Работа над данным проектом широко выходит за рамки уроков, привлекаются учителя технологии, информатики, русского языка и литературы, родители учеников.

В данный момент идет завершение работы над проектом. Планируется презентация продуктов нашего проекта широкой общественности- родителям, младшим школьникам, администрации, учителям иностранного языка города и т.д. Кроме того наши материалы будут представлены на платформе Немецкого культурного центра им. Гете.

Участие в проекте позволило мне выявить не только новых талантливых детей, проявляющих высокие способности и интерес к изучению языка и немецкой литературы , но и способствовала включению в работу детей, одаренных в другом плане- способных к рисованию, сочинению стихов, рукоделию, дизайну и т.д

Опыт последних лет показывает, что происходит отход от рационально- знаниевой, технократической парадигмы образования к методам развития способностей личности, основанный на стимулировании потребности в самообразовании и самообучении к духовному развитию на протяжении всей жизни человека. Говоря словами Эриха Фромма, развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что он имеет.

На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность нового типа, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие.

Литература

1. Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках английского языка. Иностранные языки в школе. – 2009. № 7.

2.     Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004.

3. Полат Е.С. “Метод проектов на уроках иностранного языка” “Иностранный язык в школе”, 2000, № 2

4.  Афанасьева, Н. А. Информационно-коммуникационные технологии при обучении иностранному языку / Н. А. Афанасьева // Педагогические технологии. - 2009. - N 2.

 


Полный текст материала Статья "Работа с одаренными детьми как неотъемлемая часть в обучении иноязычному общению" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сидоренко Татьяна Ивановна  9sidorenko
26.02.2019 0 138 28

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0