Статья "Применение интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка"


С идоренко Татьяна Ивановна,

учитель немецкого языка

высшей квалификационной категории

МБОУ СШ № 9


 


 


 

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

В современном образовании пришло время, когда возникает потребность в создании новых педагогических технологий, целью которых является развитие личности и активности каждого учащегося в образовательном процессе.

 Специфика предмета «иностранный язык» требует несколько иных форм обучения, нежели другие теоретические предметы, так как цель учащегося при обучении иностранному языку - не просто знать материал предмета, но и уметь применять его непосредственно в языковой ситуации. Правильно задать языковые ситуации и заинтересовать обучающихся своим предметом помогают интерактивные методы изучения языка.

Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» – взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.). В современной практике преподавания иностранного языка эффективно применяется ряд личностно-ориентированных технологий, которые обеспечивают самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования иностранного языка. Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач.

Интерактивные приемы помогают всем учащимся активно взаимодействовать между собой при правильной организации комфортных условий учебного процесса. Использование таких приемов предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации в процессе собственной активности.

Методика интерактивного обучения способствует выработке у учащихся коммуникативных навыков, помогающих им завести новых друзей и проявить свои личные качества. Упражнения на приобретение чувства уверенности у учащихся появляется с помощью таких упражнений, как чтение стихов, исполнение песен, рассказы о себе и о своих увлечениях. Такие упражнения позволяют говорить на немецком языке раскованно и свободно.

Работа в группе и парах, ролевые игры, конкурсы, праздники, инсценировки, мультимедийные проекты раскрывают таланты и творческий потенциал у учащихся.

Одним из эффективных приемов, на мой взгляд, является интервью, задача которого - опросить как можно больше присутствующих на занятии учеников, для того чтобы выяснить их суждения, мнения, ответы на поставленные вопросы. Для этого учащиеся работают одновременно, свободно перемещаясь по классу. Выбирают учащегося, которому адресуют свои вопросы, затем отмечают ответы в рабочей тетради, выбирают другого ученика и т.д. Общие итоги такого опроса записываются на классной доске и используются для дальнейшего обсуждения. Заранее подготавливаю такие рабочие листы, в которые обучающиеся вносят данные опроса:

 

 

 

 

Технология «Карусель», как и многие интерактивные технологии, заимствована из психологических тренингов. Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Каждая пара обменивается информацией, после чего учащиеся внутреннего круга перемещаются по кругу к следующему партнёру. В этом упражнении успешно отрабатываются диалоги этикетного характера (темы «Знакомство», «Еда», «Путешествия»). Учащиеся увлеченно беседуют; урок проходит динамично и результативно.

Часто я использую метод «Мозговой штурм», стимулирующий творческую активность учеников. Участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения той или иной проблемы. Из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике при изучении тем «Здоровье», «Спорт», «Образование».

Метод «Обучение по станциям» используется мною на уроках закрепления, обобщения, систематизации и контроля материала. Данный метод требует большой подготовки со стороны учителя: разработка станций, подбор заданий, оформление сопроводительных карт обучающихся.

«Обучение по станциям» (Stationenarbeit) – это форма работы учащихся, при помощи которой закрепляется, совершенствуется, углубляется иноязычный материал. Создаются станции, каждая из которых предлагает ученику ряд разнообразных заданий, позволяющих ему работать в силу своих способностей, возможностей, в своем темпе. «Обучение по станциям» делает возможным подойти к процессу обучения более дифференцированно, так как каждый ребенок (или группа) работает по своему индивидуальному плану и в своем индивидуальном темпе.

Широко применяю данную методику на разных ступенях обучения. Например, при обобщении темы "Рождество " в 4 классе разбиваю класс на группы по 3-4 человека, каждой из которых выдается маршрутный лист с наименованием станций. Для прохождения каждой станции дается определенное время. Группа сама решает, на какую станцию отправиться в первую очередь. Станции, которые нужно пройти, включают в себя не только задания на развитие основных видов речевой деятельности ("Рождественская открытка"; "Заполнение пропусков в письме Деду Морозу", "Рождественские кроссворд" и т.д.), но и творческая станция "Мастерская Деда Мороза", на которой ребятам предлагается смастерить из цветной бумаги рождественские игрушки на елку.

Для организации работы по станциям не требуется специального оборудования. Нужно только расставить парты в зависимости от количества станций. Каждая станция располагается на отдельной парте. На каждой станции устанавливается табличка с номером станции и всем необходимым рабочим материалом. Также в классе создается информационная станция, где находятся словари, справочники, карты и т.д.

Обучение по станциям имеет следующие преимущества: ребенок или группа работает по своему индивидуальному плану и в своем темпе; задания на всех станциях различные, контролирующие разные аспекты языка; задания сменяются, это вносит в процесс разрядку, страхует от усталости; задания имеют различную степень сложности; развивается чувство самоконтроля, ответственности; учитель не контролер, а помощник и координатор.

Невозможно представить обучение иностранному языку без ролевых игр. Речевое взаимодействие является важным условием организации учебной работы школьников на уроке иностранного языка, с помощью которого можно рационально использовать учебное время, активизировать речемыслительную деятельность учащихся, повышать развивающий эффект обучения.

Я считаю, ролевая игра имеет большое значение для развития навыков общения. Это прием, при котором обучающийся должен импровизировать в рамках заданной ситуации, выступая в роли одного из его участников. Ролевая игра обычно основывается на решении проблемы и обеспечивает оптимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся на уроке.

Наиболее эффективным считаю ролевую игру "Ток-шоу", которая предполагает высказывание мнений собеседников, отстаивание своей точки зрения, умение делать выводы, приходить к компромиссу. Например, при прохождении темы "Летний отдых" в 7 классе организую ток-шоу "Виртуальный отдых- преимущества и недостатки". Совместно обсуждаем вопросы, которые будут рассматриваться на ток-шоу, в группе распределяются роли: модератор, учитель, ученик, психолог, пенсионер и т.д. На начальном этапе подготавливаю карточки для персонажей, на основании которых ученики строят свои высказывания, группе отводится время на подготовку ток-шоу, в конце урока происходит презентация совместной работы.

Образец карточек

Moderator Olaf

 

Frau Doktor Virtuelli

hat ein Buch über die Vorteile

eines virtuellen Urlaubs geschrieben.

Lisa

Herr Natürlich

ist absolut gegen das virtuelle

Leben.

Mädchen/Junge aus einem

weiten Ort in Russland

hat nicht so viele Möglichkeiten,

die Welt zu sehen.

Herr Wanderling

hat mehrere Reisen zu Fuß

durch die ganze Welt gemacht

Frau Gemütlich

ist Rentnerin und möchte die

Welt sehen, hat nicht viel Geld

und ist schon nicht mehr so fit.

Ролевая игра - это обучение в действии, учащиеся видят практическое применение полученных знаний. Постановка проблемы в ролевой игре и необходимость ее решения способствуют развитию мышления; умения аргументированно высказаться; убеждать собеседников; учитывая их мнение, корректировать свое поведение; правильно оформлять свое высказывание в языковом плане, развивает навыки практического использования иностранного языка.

Системное и целенаправленное применение активных и интерактивных методов на уроках и во внеурочное время позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

 

Литература

1. Захарова.Л. «Формирование мотивации к изучению немецкого языка на базе комплекса упражненицй к аутентичному тексту. - М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2009.

2. Методические рекомендации. Интерактивные методы, формы и средства обучения. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства юстиции РФ» г. Ростов-на-Дону, 2013

3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учебное пособие / А. П. Панфилова. -- М. : Издательский центр «Академия», 2009

4. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания / Н.И.Шевченко - М.: Русское слово, 2008

5. Технология интерактивного обучения: Электронный курс - http://www.moi-universitet.ru


Полный текст материала Статья "Применение интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сидоренко Татьяна Ивановна  9sidorenko
26.02.2019 0 471 23

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0