Логопедические рифмовки как средство развития коммуникативных способностей детей


Этапу автоматизации произношения звука во фразах и стихах, посвящены многие издания, в которых приводится множество  стихов, подобранных специалистами для работы с разными группами звуков. Однако при непосредственном проведении такой работы возникают затруднения. Очень часто эти стихи довольно объёмны и могут быть сложными для заучивания детьми.

Далеко не каждый ребёнок с нарушением речи с лёгкостью запоминает 10-16 рифмованных строк, и далеко не всегда эти строки наполнены нужными логопеду звуками. Последнее время в речи детей отсутствуют и такие звуки, как «К», «Г», «X», «В», «Ф», «Б», «М», «Н», что соответственно требует материал для автоматизации. Здесь мы напрямую сталкиваемся с дефицитом стихотворного материала в логопедических пособиях. 

Данные логопедические рифмовки в основном двустрочные, это позволяет их легко запоминать. Они наполнены словами, в которых автоматизируемые звуки встречаются довольно часто. А также в них отрабатываются практически все группы звуков, которые часто нарушены в речи детей. Логопедические рифмовки подкреплены картинным материалом.

Представленные рифмовки можно использовать в качестве пальчиковых игр. У детей большая фантазия и движения для пальчиков по тексту дети легко могут придумать самостоятельно. Если содержание рифмовки позволяет, то допустимо использование элементов драматизации, что напрямую способствует развитию коммуникативных способностей детей. Можно играть в  диалоги, а именно задавать вопросы с помощью текста рифмовок и отвечать ими.  После заучивания дети могут произносить рифмовки нараспев, как маленькие песенки. И в дальнейшем придумывать рифмовки самостоятельно. 


Это лишь немногие приемы использования логопедических рифмовок.

Кошка катала ниток клубок,
Не свяжет бабушка носок.


У куклы  Кати
Кружевное  платье.


Квохчет курица: ко-ко,
Как живется не легко.


Ко-ко-ко кудахчет квочка.
Ко-ко-ко ищу сыночка.


Цыпленок крошки клевал.
От мамы курицы отстал.

Колуном расколет Коля
Все дрова у дяди Толи.

Галя гусей гоняла,
Гусей боялась сначала.
Гуси гоготали: га-га-га:
Хотим гулять на луга.

Гром гремит на всю округу.
Не пойду сегодня к другу.

Филин ухает:  ух-ух-ух.
Мышек чувствую я дух.

Хрюшка Хавроша  
Очень хорошая.
Хвостиком машет,
Хрюкает, пляшет.

Вата в аптечке,
Валенки у печки.

Фокусник Федот,
Факел кладет в рот.

Федя любит финики,
Ваня – вареники.

Мама Машу мылом мыла,
Маша мыло уронила.

Мыло мыльное,
Мороженное ванильное.

Маячил месяц май,
На море поезжай.

Ножницы у Нины,
Нитки у Марины.

Ночью сон приснился Нине
Про ананасы и мандарины.

Паша купил машину,
У машины большие шины.

Мышонок сушкою шуршал,
Малышке Шурочке мешал.

Шумит камыш нарушая тишь.
Малышка Маша ела пшенную кашу,

Пшенную кашу ела с  простоквашей.

Тише, тише малыши,
Не шумите вы в тиши.

Идет пешком старушка с бадашком.

Наташа испекла Саше,
Штанишки  из простокваши.

Шура шустро сшила,
Шубу из шиншиллы.

Мышка крошками шуршала,
Кошке сны смотреть мешала.

Жук на жабу зажжужал,
Жук от жабы убежал.

Чух-чух-чух клокочет чайник,
Чух-чух-чух я здесь начальник.

У чайника крышечка,
В печке пышечка.

Черепаха без причины.
По дороге ходит чинно.

Калачи в печке,
Чебаки в речке.

Маруся во сне,
Висела на сосне.

Купили Саньке серебристые санки.

Апельсин делю на части,
Часть Алисе и часть Насте.

Зина возила зайку в корзине,
Зайка у Зины упал из корзины.

Звонок звонит,
Бубенчик  звенит.


Полный текст материала Логопедические рифмовки как средство развития коммуникативных способностей детей смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лейбо Татьяна Владимировна  Публикатор
учитель-логопед, МБДУ "Детский сад № 21" город Троицк Челябинской области
18.11.2016 0 300 37
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0