Классный час на тему "Моя Родина - Кыргызстан"; 6 - 9 классы


Классный час на Тему "Моя Родина - Кыргызстан" разработан для учащихся 6-9 классов.
Цель - формирование у учащихся патриотизма, толерантности, развитие интереса к истории родного края.Предназначен для классных руководителей.


Цели: Углубить и расширить понятие – Родина, продолжить формирование представления о Кыргызстане – как об общем доме для всех населяющих его людей; воспитывать у учащихся патриотизм, уважение к людям всех национальностей и вероисповеданий, толерантность; развивать умение высказывать собственное мнение, логически мыслить.

Материалы и оборудование: Карта, Флаг, Герб, текст Гимна КР. 
Цели: углубить и расширить понятие - Родина, продолжить формирование представления о  Кыргызстане - как об общем доме для всех его жителей; воспитывать у учащихся патриотизм, уважение к людям всех национальностей и вероисповеданий, толерантности; развивать в себе способность выражать свое мнение, логически мыслить.

Материалы и оборудование: Карта, Флаг, Герб,  текст гимна КР.

Ход урока:
I.    Организационный  момент.

Встреча учащихся, гимн Кыргызской Республики.
Дорогие друзья, я поздравляю вас с началом нового учебного года. Вы уже в 6-м классе, предметы становятся немного сложнее, появляются новые, но я надеюсь, вы, отдохнувв течение лета, со свежими силами возьметесь за учёбу, и мы не уменьшим наши достижения прошлого года.
Вчера, 31 августа мы отмечали 25-летие Декларации о государственной независимости Кыргызстана.Каждый год этот праздник отмечают тысячи людей - жителей и гостей Кыргызстана.


II. Основная часть.
Беседа: Моя Родина - Кыргызстан!
С чего начинается Родина?
Этот вопрос задают много людей в разных странах. Для некоторых, Родина - это место, где он родился и вырос, для других – место где он сейчас живет, для  космополита – вся планета Земля…
А наша Отчизна  - Ала-Тоо, колыбель народа Кыргызстана. Здесь историей определено наше место в мире, где наши предки защищали в суровых битвах и войнах, отражая иностранные вторжения, наше будущее ...


Мекен–по-киргизски Родина, тагдыр - судьба, "Мекенимдинтагдыры" - судьба моей страны. Чьё сердце не отзовется, чья душа не переполнится чувством сыновней любви и признательности к своей родной стране, которая породила его народ.
Наши горы, поднявшиеся в верхних пиках более чем на семь тысяч метров над уровнем моря, покрытые первозданной белизной вечных снегов - являются образом нашего национального символа - могучая снежная вершина на фоне неба, чистого и просторного. С этих пиков, между космосом и землей слышатся новые песни акынов, ускоренные радиоволнамидо молниеносной скорости.Над этими вершинами летают наши самолеты, набирая высоту, стремясь к разным концам земли. Среди этих гор на вершинах где царят холода Заполярья, среди снегов заключено несметное богатство–наша Родина ...


Мы живем в горах и среди гор в долинах ...
Эти горы связаны с таинством возникновения рек. Да, пьющий глоток быстрого речного потока в просторахАзии пусть помнит, что он пьет чистую влагурожденную в горах Кыргызстана.
Из-под вечных снегов высокогорья, площадь которых равна территориям иных европейских стран, происходят великие реки Средней Азии, которые образуют на пути своем моря и озера, Иссык-Куль и Балхаш, Сон –Куль и Аральское море, реки, дарящие влагу полям и равнинам соседних стран – Узбекистана, Казахстана.


В старинной туркестанской поэзии воспетыгорцы-киргизы как обитатели верховий рек, «живущие у головы воды в непосредственной близости от облаков." Может быть, поэтому к рекам и водопадам, мы чувствуем особую нежность и восхищение, видя красоту, движение и силу природы. Не случайно один из самых ярких поэтов - акынов XIX-XX веков - Дженижок, хранивший рукописи стихов в переметной седельной сумке, в своих паломничествахнаписал о горном потоке,возникшем от капель в облаках ледника, чистого как девичьи слезы, и превратившемся в  бурнуювсесокрушающую реку внизовьях в огромной жаркой степи, целую философскую поэму под названием  «Агын-Суу». В ней акын превознес стихию воды-жизни, протекающую по многим землям и народам, воспел предназначение, качество и превращения воды, щедро приписал ей все возможные полезные свойства в хозяйствовании человека на земле, за исключением того, что не суждено было знать ему в ту пору – он не мог воспеть то, что таило в себе движенье высокогорных рек - гидроэнергетику, которая является в настоящее время одним из основных национальных богатств страны.


Мы живем в горах и среди гор в долинах ...
От кочевых троп и старых каравановостались только легенды… Около 60000 км  автобусных линий охватывают территорию республики, проникая почти во все отдаленные уголки во всех областях. А ведь у нас с древних времен бытовалапритча «Жолазабы, коразабы" - "Муки дороги - мукигробовые." Вы можете себе представить, почему это было написано, какие подобные смерти страдания причиняли прежде людям, кочевавшим с детьми и пожилыми родителями, со всеми домашними вещами, пути через горы и перевалы…Существовали даже "перевальные плачи" - стенания по близким, погибшим в плохих погодных условиях, упавших в бездонные расщелины между льдами и оставшихся там навсегда непогребенными. Часто бывали случаи, когда в пропасти вместе с людьми срывались целые табуны лошадей и стада овец. Именно поэтому в старые времена строительство дорог и мостов считалось святым деломи почиталось, как строительство храмов. И в наше время очень часто судьбы людей зависят от состояния дорог, так что уходу за дорогами и строительству новых уделяется большое внимание.


Мы живем в горах и среди гор в долинах ...
В лучах солнца ярким светом вспыхивают белоснежные вершины, отбрасывающие отсветы на крутые скалы, пологие холмы, причудливо изогнутые урочища... Кыргызстан - страна высоких гор, которая охватывает весь  Центральный Тянь-Шань и большую часть Памиро-Алая - около двухсот тысяч квадратных километров. Напоминает горы и истории Кыргызстана: преодолевая долгий и трудный путь, народ идёти видитдругие вершины, открываются новыедали. Но иногда необходимо оглянуться назад увидеть уже пройденный путь ...
Кыргызстан - древний культурный центр. Первые следы человека на ее территории принадлежат раннему каменному веку - ашельской эпохе. Три сотни тысяч лет назад на Тянь-Шане уже жили люди. В группах, они кочевали в долинах и котловинах на землях современного Кыргызстана, занимались охотой.


Во времена бронзового века Кыргызстан населяли пастушеско-земледельческие племена. ВТаласскойдолинеи  Ферганскомхребте   найдены наскальные изображения со сценами охоты и животноводства. Разведение крупного рогатого скота определяется в структуре экономики и внутренней жизни населения Тянь-Шаня. Могильники найдены в Иссык-Кульской, Нарынскойобластях, в Aрпe, Чуйской и Таласской долинах - памятники скотоводческих племен в Кыргызстана того времени. Клады бронзовых орудий труда - топоры, кинжалы, серпы, копья –свидетельствуют о том, что пастухи были способны для обрабатывать металл и изготавливать необходимые предметы домашнего обихода. Везде наряду с признаками кочевой культуры присутствуют элементы земледелия.


Ученые проникают все дальше и дальше в историю времен. Многое рассказали величественные курганы - эти своеобразные пирамиды кочевников, крупные носителисако-усуньской культуры. В них археологи обнаружили античную вазу, золотые произведения искусства так называемого «звериного» стиля.


Сохранилось в горах много каменных скульптур - балбалов - первых скульптур древних тюрков. Их лица молча хранят тайны тысячелетней давности.


СедойТянь–Шань…Хребты Ала-Тоо ... Незамерзающий Иссык - Куль ... сама природа издревле навевала фантастические истории, которые переплетаясь с историческим существованием воплощались в первобытном искусстве. Теперь вы можете увидеть галерею архаических наскальных рисунков вблизи Иссык - Куля. Рисунки повествуют о быте, охоте, верованиях древнейших жителей Кыргызстана. Далекие предки верили в магию, неведомые силы пугали их, но и звали к единоборству.Воздействие  духовной жизни соседних стран, религий, на местных жителей показано в несторианской эпитафии. Древний Навакет Чуйской долины - единственное место в Центральной Азии, где брахманистские тексты были найдены на фрагменте бересты. Буддийские храмы и находки подтверждают тесные исторические и культурные связи древних народов, живших в Кыргызстане с народами Индии.


Тысячи торгово-экономических и культурных нитей связывали средневековыйБаласагун - столицу некогда могущественного ханства Караханидови другие города Средней Азии и Восточного Туркестана. Уроженцы   города были известные ученые – энциклопедист того  времениЖусупБаласагун, оставивший нам шедевр турецкой поэзии "КутадгуБилиг" ( "Благодатное знание"), и великий ученый Махмуд Кашгари, первый автор энциклопедического словаря тюркских народов "Диван лугат аль-тюрк"            ("Словарь тюркских наречий"). Их скульптурные портреты, созданы народным художником Кыргызстана Тургунбаем Садыковым. А на месте Баласагуна создан республиканский историко-археологический музей под открытым небом - "Бурана". Здесь собраныпредметы и находки из археологических раскопок. Памятники выступают уже не как немые свидетели истории, а живые ее участники, начиная с каменного века вплоть до современности. Здесь воссоздается история, осуществляются принципы сбережения культурного наследия и приобщения к нему широких масс. Прошлое служит настоящему, служит делу эстетического и интернационального воспитания.


Кыргызстан имеет сложную историю многих веков. Это история труда и борьбы –борьбы с суровой природой и иностранными захватчиками. Разделенные на враждующие племенные группы, подавленные племенной знатью, кыргызский народ - один из старейших в Центральной Азии - жил в сложных социально-экономических условиях. В экономике Киргизии, до вхождениястраны в состав России, доминировали патриархально-феодальные отношения. Бедные кочевые юрты жили в жестокой нищете. Акт добровольного присоединения Киргизии к России выразил давние надежды киргизского народа, стремившегося к дружбе с русскими и другими народами Российского государства.
Раздробленные киргизские племена еще в восемнадцатом веке делали попытки к установлению контактов с Россией, но в силу родоплеменной и территориальной разобщенности и постоянных междоусобиц процесс добровольного вхождения в состав России был осуществлен лишь в 1863 году.


Связав свою судьбу с русским народом, киргизский народ тем самым был спасен от деспотического режима Кокандского ханства, феодальных меджоусобиц и угрозы закабаления английским империализмом, покушавшимся на независимость народов Средней Азии.
 Вхождение Киргизии в состав России обусловило постепенный рост производительных сил, ликвидацию вековой замкнутости и нередко вынужденной обособленности киргизского народа, разрушение патриархально-феодального строя и зарождение прогрессивных общественных и экономических отношений. Под влиянием русского народа киргизы стали приобщаться к более развитым формам хозяйства и передовой культуре.


Однако экономика Киргизии вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции носила отсталый колониальный характер. В 1913 году ее промышленность давала только 5 % всего произведенного общественного продукта. Большинство населения вело кочевой и полукочевой образ жизни.


Земледелие находилось в зачаточном состоянии. Хозяйство носило натуральный характер, промышленность состояла из небольшого числа предприятий, в основном по переработке сельскохозяйственного сырья.


Киргизский народ был политически бесправен и находился под двойным гнетом царских колонизаторов и местных феодалов. В дореволюционной Киргизии почти все население было неграмотно: по переписи 1897 году общая грамотность Пишпекского и Пржевальского уездов составляла 2,8 %, по Ошскому уезду – 1,9 %. Не было ни высших, ни средних специальных учебных заведений. В 1914 году на территории Киргизии было 107 школ, из которых 103 – начальные. Обучалось в этих школах немногим более семи тысяч человек, а из них лишь 574 киргиза. Не было в Киргизии театров, массовых библиотек, газеты и книги не издавались.


После революции в России началась борьба за установление Советской власти в Киргизии. Вначале Советская власть была установлена в шахтерских городках Кызыл-Кия и Сулюкта (ноябрь 1917 г.). А уже с середины 1918 года Советская власть победила на всей территории Киргизии.


Плечом к плечу с первыми большевиками Киргизи А. И. Иваницыным, Д. Т. Декановым, И. И. Едренкиным сражались за Советскую власть и строили новую жизнь киргизского народа Т. Жукеев –Пудовкин, К. Сарыкулаков, И. Кобеков и другие. В борьбе за будущее своего народа погибла от рук басмачей УркуяСалиева, руководитель одного из первых колхозов в республике. Данью этим героическим свершениям является монумент «Борцам революции» в Бишкеке.


14 октября 1924 года киргизский народ обрел свою государственность в составе Советского Союза. Выход первой киргизской газеты «Эркин –Тоо» ознаменовал собой создание национальной письменности. Открылись большие возможности для развития экономики и культуры. В невиданно короткий срок, в течение жизни одного поколения Кыргызстан из патриархально-феодального края, минуя капитализм, превратился в развитую индустриально-аграрную республику. Вся страна помогала Киргизии преодолевать вековую отсталость. И бывшие кочевники овладели письмом, перешли к оседлости, освоили технику, создали национальные виды искусства, профессиональную культуру.
Война прервала мирный труд. Весь советский народ встал на защиту своего отечества.как и везде в Киргизии старики, женщины и дети заменили на заводах, на полях и на фермах ушедших на фронт мужчин. А каждый шестой житель республики с оружием в руках сражался против гитлеровских захватчиков. Подвиг комсомольца ЧолпонбаяТулебердиева, закрывшего своим телом амбразуру, всегда жив в памяти потомков. В этом 2007-м году Кыргызстан и все республики бывшего Советского Союза отмечают двойной юбилей:85- летие со дня рождения героя и 65-летие его подвига – он погиб 6 августа 1942 года. В Киргизии и Казахстане формировалась легендарная Панфиловская дивизия. Немеркнущей славой покрыли себя гвардейцы-панфиловцы, принявшие неравный бой с фашистами у подмосковного разъезда Дубосеково. Среди них герои из Киргизии: ДуйшенкулШопоков, Николай Ананьев, Григорий Конкин, Иван Москаленко. Всего за ратные подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза более семидесяти воинов республики. И первый памятник в суровые военные годы был возведен в столице Киргизии видному военачальнику генералу И. В. Панфилову.


Усилия народа в послевоенные годы были направлены на то, чтобы не только залечить нанесенные раны, восстановить разрушенное хозяйство, отстроить новые города и деревни, но и выйти на новый уровень развития промышленности и сельского хозяйства, продолжать развивать науку, культуру, искусство. И наш народ добился победы и в этом непростом деле.


К середине 80-х годов Советский Союз оказался в преддверии экономического, социального и политического кризиса. В результате после событий 19-21 августа 1991 года падение авторитета партии, переход инициативы перестройки к национал-сепаратистским силам завершился развалом СССР.


Декларация о государственной независимости 31 августа 1991 года провозгласила Кыргызстан независимым, суверенным и демократическим государством.
Государственная независимость - это возможность сохранить себя на века как нацию, сберечь свои неповторимые черты и качества, умножая тем самым свой вклад в мировую культуру.


Национальная государственность – это великая историческая ответственность кыргызов не только за свою национальную судьбу, но и за судьбу представителей всех этносов, образующих единый народ Кыргызстана, перед которым стоит осознанная цель – построение полиэтнического общества.


Государственная независимость Кыргызстана должна давать всем народам свободу в решении своей исторической судьбы, возможность развивать свою национальную культуру и приобщиться к кыргызской национальной культуре и языку, открытость к ценностям мировых цивилизаций и возможности для усвоения этих ценностей.
За истекшие годы многое изменилось в нашей стране: была принята национальная символика государства, Конституция, введена национальная валюта, в 1995 году мы отметили 1000-летие эпоса «Манас», наша республика перешла от социалистического строя к демократическому. Приоритетами нового- демократического государства стало образование: появились новые учебные заведения, происходит компьютеризация школ и ВУЗов, все более доступным становится INTERNET, сотовая связь проникла почти во все регионы республики. И все это не случайно, это часть стратегического развития страны, залог стабильного будущего, ведь уже сейчас понятно, что конкурентоспособность на рынке труда в XXI веке будет определяться знаниями и умением применять эти знания.
Широко известно исконно киргизское гостеприимство. У тех, кто посетил Кыргызстан, надолго остаются в памяти воспоминания о щедром, добром народе.


На свете много есть земель и стран
Великими поэтами воспетых.
Судьба дала тебя, мне, Кыргызстан,
И я судьбу благодарю за это!К. Маликов
Неповторима кыргызская земля! Велик народ, живущий на ней! И мы должны сделать все, чтобы передать эту землю нашим потомкам такой же прекрасной и цветущей!


Полный текст материала Классный час на тему "Моя Родина - Кыргызстан"; 6 - 9 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Буканева Ольга Викторовна  olga939498
учитель математики, Школа-гимназия № 33 с углубленным изучением экономики и права города Бишкек
02.11.2016 0 152 19
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0