Конспект урока литературы "Проблемы и художественные особенности повести М.А.Булгакова "Собачье сердце"; 9 класс
















Тема : Проблемы и художественные особенности повести М.А.Булгакова

«Собачье сердце» (9 класс)













Учитель русского языка и литературы

Кравцова Зинаида Владимировна



Тема: Проблемы и художественные особенности повести М.А.Булгакова « Собачье сердце».

Цель: углубить и закрепить понятие о сатире, прояснить цели булгаковской сатиры, показать актуальность произведения М.А.Булгакова.

Задача: развивать навыки анализа текста.

1.Оргмомент

11.Реализация д/з

Тест.

111.Углубленное понятие о сатире

(сообщение о сатире)

Сатира (от гр. кот.) КОС-веселый, смешной – вид комического; эстетическая категория, единственным предметом которой является человек и его пороки. ( В сатирических произведениях часто изображаются животные, но высмеиваются не они, а люди, отмечается человекоподобное в животных). Сатира отмечается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Учитель :

Что такое сатира и каков предмет ее изображения?

Какие виды сатиры вам известны?

(Ирония - когда смешное скрывается под маской серьезного.

Юмор - когда серьезное скрывается под маской смешного.

Сарказм – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка).

-Расскажите о средствах сатиры.

(Гиперболизм, гротескность; несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием; контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает)

- Вспомните русских писателей, чьи произведения можно назвать сатирическими?

(Крылов, Грибоедов, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов)

-А есть ли у Пушкина сатирические произведения?

(Да. Эпиграмма на Воронцова:

« Полу – милорд, полу - купец,

Полу - мудрец, полу- невежда,

Полу - подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.»)

1.Аналитическая беседа по повести « Собачье сердце».

Учитель : Начнем работу с пересказа фабулы повести. Напомню вам, что фабула-это схема, по которой строится сюжет. Повесть состоит из 8 глав и эпилога. Я заранее дала задание по группам озаглавить каждую главу.

1 группа – 1 глава : « Показался гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин».

2 группа -2 глава: « Боже! пропал Калабуховский дом !».

3 группа- 3 глава : « Разруха не в клозетах,а головах».

4 группа- 4 глава: « Эх, доктор Борменталь, жаль пса, ласковый был..»

5 группа – 5 глава : « Перед нами новый организм».

6 группа – 6 глава: « Дорогой доктор, я измучился за эти 2 недели больше, чем за последние 14 лет. Вот ведь тип, я вам доложу…»

7 группа – 7 глава : « Ей –богу, я, кажется, решусь».

8 группа- 8 глава: « Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак».

9 группа – эпилог : «То есть он говорит? Это еще не значит быть человеком».

Учитель: Итак, снова обратимся к фабуле. Она связана с идеей очеловечивания животных и с идеей улучшения человеческой породы. Именно над этой последней идеей работал профессор Преображенский. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом : милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, пролетария Клима Чугункина, и превращается в зловещую фигуру Шарикова, угрожающего погубить своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента Борменталя не остается другого выхода, как сделать все возможное для исправления ошибки и вернуть все возможное для исправления ошибки и вернуть все на круги своя.

Учитель: Какой главный мотив лежит в основе?

( В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества, как добрый бродячий пес превратился в злобное человекоподобное существо).

Учитель : Как вы считаете, какие проблемы волнует автора « Собачьего сердца в первую очередь?

(Булгакова волнует тема ответственности науки, да и не только науки. За результаты своих экспериментов. Его волнует небывалый социальный эксперимент, результатом которого его организаторы предполагали видеть нового человека. Последствия эксперимента оказались неожиданными и трагичны ми. Писатель показывает, что получится , если насильно вмешиваться в природу.)

Учитель: Как вы думаете, из этого насильственного вмешательства в природу, какая следует проблема?

( Разрушительная сила качества и невежества. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки искусственного и ускоренного воспитания « нового человека»)

Учитель: Как Булгакову удается показать абсурдность этой идеи?

( С помощью фантастического сюжета).

Учитель: Кто из героев повести, ваш взгляд, наиболее последовательно обращается к проблемам, важным для писателя?

( Профессор Преображенский. Он скептично относится к революционному процессу, который, по его убеждению, мешает людям каждому заниматься своим делом. И также решительно выступает против всякого насилия. Ласка - вот единственный способ, который возможен и необходим в обращении с живыми существами – разумными и неразумными).

Учитель: Мыс вами пришли к мнению, что профессор Преображенский скептически относится к революционному процессу. Но, оказывается, что этот консерватор-профессор, категорически отвергающий революционную теорию и практику переустройства мира. Вдруг сам оказывается в роли революционера. Новый строй стремится из старого « человеческого материала» сотворить нового человека. Ф.Ф. идет еще дальше: он намерен сделать человека, да еще и высокой культуры и нравственности из собаки.

Учитель : Какой результат этого эксперимента?

( Со стороны Шарикова мы наблюдаем стойкое и возрастающее сопротивление.)

-Приведите пример из текста. Как реагирует Шариков на попытки привить ему элементарные культурные навыки?

«..Все у вас как на параде.. салфетку – туда , галстук – сюда, да « извините», да « пожалуйста- мерси», а так по –настоящему, это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме».

Учитель: Шариков с каждым днем становится все наглее, агрессивнее и все опаснее. Он испытывает воздействие слова. Он становится объектом словесных атак Швондера, который защищает интересы Шарикова « как труженика».

Учитель: Как вы считаете, почему по логике Швондера, Шариков - труженик?

( Потому что ничего не имеет, нет собственности).

-Как Шариков вслед за Швондером упрекает профессора, вспомните?

(«…один в семи комнатах расселился, штанов у него 40 пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет»).

Учитель: Шариков не понимает, что все это стоит денег, а деньги нужно зарабатывать, что и делает профессор Преображенский, принимая в день несколько десятков человек.

Принцип Шарикова прост : зачем работать, если можно « взять и поделить». Вот она, обработка шариковского первобытного сознания. Швондер тоже своего рода Шариков, только « выведенный другим путем. Таким же миллионам людей внушали: чтобы стать хозяином жизни, не нужно прилагать никаких усилий, любой пролетарий обречен быть таковым в силу своего происхождения. Это и вызывает взрыв возмущения у Преображенского и Борменталя.

Учитель: А сейчас расскажите, как Шариков с помощью Швондера становится сознательным участником революционного процесса?

(Через 2 недели после того, как сошла с него собачья шкура и ходить он стал на 2 ногах, этот участник уже располагает документом, удостоверяющим его личность. Еще через неделю – другую Шариков – служащий. И не рядовой - заведующий подотделом очистки города Москвы от бродячих животных.)

Учитель: Между тем натура у него те же, что и была,- собачье - уголовная. Чего стоит одно его сообщение о своей работе « по специальности»: « Вчера котов душили- душили». Впрочем, Полиграф Полиграфыч котами уже не довольствуется… В скором времени он показывает профессору кукиш, а по адресу опасного Борменталя револьвер.

Как в « Собачьем сердце» показана неготовность общества послереволюционной эпохи уважать труд, культуру, знания?

(Безграмотные Шариковы оказались идеально приспособлены для новой жизни и власти. Именно они готовы хозяйничать, не умея этого делать).

Учитель: В чем, на ваш взгляд, вина Швондера по отношению к Шарикову?

(Председатель домкома Швондер подобен сказочному гному, и возможности у него тоже сказочные. Швондер придает Шарикову социальный статус, дает бывшему псу права, вооружает «идейной фразой». Это он делает не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть, покомандовать « интеллигенцией». Для этого он провоцирует Шарикова, натравливает его на профессора.)

Учитель: В чем актуальность предупреждений Булгакова? Нужно ли искусственно фабриковать людей, вмешиваться в жизненные процессы?

Булгаков в мире своего героя, профессора Преображенского, показывает мучительные размышления над результатами произведенной им операции. Он пришел к выводу, что Шариков – насилие над природой).

Учитель : Найдите в тексте и зачитайте размышления профессора по этому поводу.

(«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может родить кого угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого!.. Человечество само заботится об этом ив эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар. ..Мое открытие, черти б его съели,.. стоит ровно один ломанный грош…)

Учитель: А что вы думаете о клонировании?

Когда происходит превращение Шарика в « человека» ( под рождество).

Когда обратное превращение? ( Весной, в марте).

Обратите внимание на символичность этих дат.

(Это похоже на пародию: « рождение» Шарикова совпадает с рождеством, «воскрешение» пса Шарика – с весною, возможно, с пасхой).

Учитель: Может быть, без участия председателя домкома из доброго пса мог получиться хороший человек?

(Нет, превратить собаку в человека, очеловечить зверя – это та же рискованная и безуспешная операция, какую проделала революция, вырвав человека из звериного быта, из духовного и политического рабства и объявив его хозяином жизни. Это против природы. Не случайно слухи об операции профессора Преображенского ассоциируются в сознании обывателя со «светопреставлением»).

Учитель: Как вы считаете, есть ли вина Преображенского ( не как хирурга!) в сознании Шарикова?

(Да, сам того не желая, вызывает к жизни силы зла, которые едва не губят его самого. Он несет ответственность за свое вмешательство в природу, в то, что вовсе не находится в его ведомстве).

Учитель: Традиции каких писателей прослеживаются в повести Булгакова наиболее явно?

(Булгаков в сатирической повести « Собачье сердце» следует традициям своих любимых писателей – Гоголя, Чехова. Об этом говорят общие мотивы, приемы, обряды).

Учитель : Ради чего написана повесть?

(Булгаков поднимает сложные, философские вопросы, отвечать на которые приходится каждому поколению. Можно ли бездумно вмешиваться в природу? Какими путями нужно идти, чтобы мир стал лучше, добрее, гуманнее?).

Учитель: Как вы думаете, актуальна ли повесть в наши дни?

(Да, вопрос о клонировании остается открытым. Но можно ли устраниться от хода истории? Как воспитывать чувство уважения к личности, чувство собственного достоинства, осознанное отношение к происходящему. Очевидно, что это возможно только при постепенном, эволюционном развитии общества).

Д\З: подготовить письменный ответ на один из предложенных вопросов:

«В чем смысл финала повести?»

« Актуальность повести « Собачье сердце».




























Полный текст материала Конспект урока литературы "Проблемы и художественные особенности повести М.А.Булгакова "Собачье сердце"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кравцова Зинаида Владимировна  matvevna
20.10.2011 1 10112 2036

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 BREITOVJANKA • 23:02, 29.10.2011
Автор конспекта урока литературы "Проблемы и художественные особенности повести М.А.Булгакова "Собачье сердце" (9 класс) в организации работы девятиклассников главное внимание сосредотачивает на выявлении проблем булгаковской повести. В реализации этой учебной задачи уместна аналитическая беседа, которую учитель определяет главным методом в работе с классом. Вопросы и задания предполагают проверку знания текста, умения ориентироваться в нем, видеть авторскую позицию. Однако формулировки некоторых вопросов предполагают односложные ответы учащихся. Например, на вопрос: "Кто из героев повести наиболее последовательно обращается к проблемам, важным для писателя?" - можно ответить одним словом, назвав имя героя. А это не уровень девятиклассников!
Мне кажется, что вторая часть темы - "художественные особенности..." - несколько "затерялась" в беседе по содержанию текста: приемы сатирического изображения были только озвучены в начале урока как термины, а в "Собачьем сердце" в ходе анализа они не были выявлены. Не очень понятна организация работы в группах ( 9 групп!). Хотелось бы знать содержание теста на этапе "Реализация д/з". Положительно, что автор конспекта планирует вариативное домашнее задание с правом выбора самих учащихся.