"Разговор со временем наедине..."Урок-размышление по роману М. А. Булгакова "Белая гвардия"(11 кл.)


Тип урока Изучение нового материала

Вид урока Урок-размышление

Цель: найти ответ на вопрос «Как в смутные времена остаться человеком, как прожить жизнь достойно?»

Учебная задача: составить так называемую булгаковскую «Шкалу ценностей» (т. е. найти ответ на вопрос «Что, по мнению Булгакова и его героев, имеет настоящую цену в жизни?»)

План урока

I. Целеполагание и постановка учебной задачи

II. Вступительное слово учителя о творческой истории создания романа

III. Изучение художественного произведения

IV. Подведение итогов (Проверка составленной учащимися «Шкалы ценностей» М. Булгакова)

V. Домашнее задание

1
Сегодня мы будем говорить о романе М. Булгакова «Белая гвардия». Но говорить будем не только мы (Здесь учитель обращает внимание уч-ся на формулировку темы урока)
- Кто ещё будет участником нашего разговора?
Возможные ответы уч-ся:

• Это время (время художественное и время историческое)
• Сам М. А. Булгаков, его герои

- Итак, нам известны участники сегодняшнего разговора.
А каким по характеру должен быть этот разговор?

(Рассуждения уч-ся: «Разговор наедине – значит откровенный, открытый, честный, разговор по душам…»)

- И самое главное: о чём можно говорить искренне, честно?

(О чём-то очень важном, волнующем)

- Какие вопросы мучают главных героев романа?

(Обращаемся к самому началу повествования, перечитываем в классе.
Выделяются главные вопросы: «За что такая несправедливость? Как жить? Как же жить?»)

- А если учесть, что для Булгакова и его героев этого мало – просто жить (или выживать), то как по-другому можно сформулировать эти же вопросы?

(Как прожить жизнь честно, достойно?)

- Таким образом, мы подошли к цели сегодняшнего разговора (Запись формулировки в тетрадях)
- Как вы думаете, что означают слова «прожить достойно»?
(Здесь могут быть самые разные ответы уч-ся. Выслушиваются все)

- Теперь мне известно, что вы понимаете под сл. «жить достойно». Каждый из вас мог выразить свою точку зрения на этот счёт. Может быть, дадим такую же возможность и самому Булгакову? Да, да, писатель тоже может высказаться – через своё произведение, благодаря своим любимым и нелюбимым героям.
Наша задача – быть внимательными, вслушиваться в каждое слово и записывать самое главное.
(Так уч-ся подводят к учебной задаче)
- Булгаковская «Шкала ценностей» будет составляться вами в течение обоих уроков. Таким образом, к концу нашего разговора у вас должен появиться в тетрадях ответ на вопрос «Что, по Булгакову, имеет настоящую цену в жизни?»

2

(Учитель о романе «Белая гвардия».)
У каждой книги, как и у человека, своя судьба. В этом смысле они очень похожи. Одни книги рождаются вопреки чему-то, другие – благодаря…Так вот, «Белая гвардия» - это роман, рождённый благодаря любви писателя - любви к своему прошлому, к тому навеки родному городу, где прошли детство и юность, где был домашний уют, друзья, где всё, даже сам воздух, проникнуто тихим счастьем и светлой радостью.
Может быть, поэтому Булгаков однажды признался: «Роман этот я люблю больше всех других моих вещей». Уже после создания «Белой гвардии» писатель ещё и ещё раз вспомнит, как необычно начиналась работа над романом: «Он (роман) зародился ночью, когда я проснулся после грустного сна…Мне снился родной город, снег, зима, гражданская война…Во сне прошла передо мной беззвучная вьюга, а затем появился старенький рояль и возле него люди, которых уже нет на свете» («Театральный роман»)
А вот ещё одно воспоминание: «Стал писать, не зная ещё хорошо, что из этого выйдет. Помнится, мне очень хотелось передать, как хорошо, когда дома тепло, часы, бьющие башенным боем, сонную дрёму в постели, книги и мороз…»
Тепло дома, старенький рояль, часы, книги – всё это не что иное, как составляющие писательской семьи. В прежние времена семья Булгакова была хорошо известна в Киеве. Огромная, насквозь интеллигентная, она состояла из людей, умеющих читать мудрые книги и понимать хорошую музыку. За окнами булгаковской квартиры постоянно были слышны звуки рояля, весёлые голоса, смех, споры и пение. Там всегда теплилась жизнь…
(Далее предлагается музыкальный фрагмент песни из кинофильма «Бандитский Петербург».)

Вопросы после прослушивания:

• Уловили настроение, характер песни?

• Есть ли перекличка музыкальной истории с историей литературной, связанной с булгаковским романом? В чём созвучность этих историй?
3

- Что в романе соответствует воспоминаниям писателя о своей семье?
(История семьи Турбиных. Семья эта очень похожа на булгаковскую. Сама атмосфера дома Турбиных – булгаковская. Даже дом№13 поАндреевскому (а в романе – по Алексеевскому) спуску – тот самый, в котором жило семейство Булгаковых)
- Получается, Булгаков пишет роман, думая и вспоминая о близких и дорогих ему людях; он делает их прототипами главных героев «Белой гвардии» .
- А с каких слов писатель решает начать свою книгу? Зачитайте.
- Какое это время? Какое настроение у него?
«Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918…»
Такое начало выбирает Булгаков для своего романа. Описание времени, и в нём – общее настроение тревоги. Каким-то внутренним холодом, тоской по чему-то уходящему веет на нас.
- Что касается героев романа, Турбиных – что принёс этот год каждому из них?
Можно ответить строчками из текста
Для всех Турбиных – смерть матери
Для старшего Алексея – «тяжкие походы, службу и беды вдалеке от родного дома»
Для Елены – тяжёлые заботы(на ней теперь держался весь дом) и тревогу за братьев
Для младшего Николки – потерю в 17-ть лет самого близкого и дорогого человека
- Итак, год 1918 был тяжёлым годом для этой семьи. Он принёс большое личное горе – умирает мать. Они не знают, как жить дальше («Жизнь-то им как раз и перебило на самом рассвете…»)
Тут ещё новые заботы по дому. Но по-настоящему их пугает другое. Елене, например, страшно и тревожно за братьев.
Почему?
(Потому что революция, потому что идёт война. Причём не где-то далеко, в чужом городе, а совсем уже рядом…)
- Найдите тому подтверждения в первых 3-х гл., зачитайте.
(Ответы могут быть самые разные:
• Это и рассказ Мышлаевского, который с горсткой офицеров «сутки на морозе, в снегу» оберегал город от Петлюры
• Это и какая-то необъяснимо навязчивая тревога Елены за своего мужа, полковника Тальберга, который почему-то задерживался на службе и которого она уже считала убитым
• Это и поспешное, «крысиной побежкой», бегство из города того же самого Тальберга, бросившего на произвол судьбы жену (А мы-то знаем, откуда бегут «крысиной побежкой» - с тонущего корабля..)

- Действительно, ещё никто не убит, ещё не пролита ничья кровь, но сердца людей переполняет страх.
Что же их так пугает и тревожит?
(Неизвестность, ведь к неизвестности нельзя привыкнуть, неизвестность невозможно предугадать и предотвратить)
- Исчезают эти страх и тревога в 4-й и 5-й гл.?
(Нет, эти гл. по настроению очень похожи на предыдущие)
- Тогда чем же они отличаются? В чём необычность этих гл.?
(4-я и 5-я гл. – это сон Алексея Турбина)
- Что же снится ему?
(Его Город)
- Кстати, почему слово «Город» здесь с большой буквы? И ещё – почему у него нет названия?
(Видимо, речь идёт не только о Киеве, и Булгакова беспокоит судьба не только его родного города. Таких городов, где рядом с жизнью ходила смерть, в 1918 г. в России было предостаточно. Да что там города, над всей страной в то время «стоял красный дрожащий Марс»)

- Как вы думаете, Алексею снится прошлое, настоящее или будущее его Города? Обратимся к тексту.
(В этом сне есть всё: и прекрасное, светлое прошлое, и безрадостное настоящее, и даже будущее…)
- Какое оно – это будущее?
(Оно ужасно, в нём есть всё, что может принести с собой война: боль и страдание, разруха и голод – и…смерть. Много будет жертв, причём с разных воюющих сторон)

- О них же, о жертвах войны, говорит во сне вахмистр Жилин с самим Господом Богом. Он, как солдат белой армии, возмущён, узнав, что в раю приготовлено место и тем, с которыми он так долго воевал, - большевикам.

- Давайте обратимся к тексту и зачитаем этот разговор
( Обращается особое внимание на ответ Господа.)
Какие слова здесь главные?
Под какими словами, на ваш взгляд, мог подписаться сам Булгаков?
( «Все вы в поле брани убиенные…»)
- Как вы их понимаете?
(Для Бога не важно, где и кем убиты эти люди, «красные» они или «белые», верят в Бога или нет)
- Что же тогда имеет значение?
Главное – просто Человек, его достоинство, его жизненный путь, его предназначение на земле, его душа. И совсем не важно…(Дальше пусть продолжат уч-ся. И это будет первая запись в булгаковскую «Шкалу ценностей»)

- Всё это, конечно, так. Но не будем забывать, что мы говорим про сон, а любой сон (даже такой необычный, вещий) когда-нибудь кончается. И всё, что предсказывал сон, в будущем произойдёт. Будет литься кровь, будут гибнуть люди.
Но Булгаков не был бы Булгаковым, если бы ничего не противопоставил этой разрушающей силе.
- Что же в романе противостоит страшному времени?
Где нет жестокости? Где не льётся кровь?

(Это дом Турбиных)
Таким образом, в «Шкалу ценностей» уч-ся заносится новая информация: «Дом, семейный очаг».
- Какой это дом?
- Ваши первые впечатления о людях и вещах, живущих там?
- Чтобы получше разобраться, в чём же «секрет» турбинской квартиры, давайте для сравнения заглянем в другую, находящуюся совсем рядом – этажом ниже.
- О чьей квартире я сейчас говорю?
(Ну конечно, речь идёт о квартире соседа Турбиных – инженера и домовладельца Василия Ивановича Лисовича или попросту Василисы)
- В какой гл. следует искать описание Василисиной квартиры?(3- я гл.)
- Перечитайте с карандашом в руке и выберите из текста всё, что считаете важным, об этой квартире.
- А теперь сравним квартиры Турбиных и Лисовича
Предлагаемые вопросы:
1) Чем похожи эти квартиры?
2) Какие из данных описаний можно отнести к обеим квартирам, какие – только к квартире Турбиных? (см. ниже по плану)
3) Что за ценности скрыты в каждой из квартир?

• Эти квартиры не назовёшь бедными: и там и тут есть дорогие старинные вещи; видны следы роскоши, богатства
• Очень похожая обстановка: та же лампа, те же шкафы с книгами
• Обе квартиры по-своему уютны (Да, да, в маленьком кабинетике инженера Лисовича, заставленном, занавешенном и набитом книгами, так же уютно, как и у Турбиных)
«Стоячая лампа, изображающая египетскую царевну, прикрытую зелёным зонтиком с цветами, красила всю комнату нежно и таинственно..»
И вот уже чудится, что задрожат сейчас лёгкие кремовые шторы и на их фоне засияет «золотая корона» Елены..
Но нет, это только так кажется. Потому что в квартире этой мёртвая тишина, потому что пахнет здесь сыростью, мышами, плесенью и «ворчливой сонной скукой». Так может быть только в квартире Василисы, где самая большая ценность – это многочисленные тайники, набитые фальшивыми купюрами.

А теперь заглянем к Турбинным. «Четыре огня в столовой люстре..., на белизне скатерти свежие букеты тепличных роз…, яблоки в сверкающих изломах ваз, ломтики лимона, чай…» И ещё – «необычайной нежности гитарный звон», весёлые голоса, смех…
- Что же такого ценного находили все, кто попадал сюда?
Давайте вспомним Лариосика. Этот смешной и нескладный человек никак не мог понять, почему ему «чрезвычайно нравилось у Турбиных». Но однажды он признаётся, что он «потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны…» (Дальше пусть продолжат уч-ся)
Лариосик признаётся, что « здесь, у Елены Васильевны, оживает душой».
- Если квартира Василисы – это тайник, пропахший мышами и плесенью, то что же тогда дом Турбиных?
(Это покой, защищённый кремовыми шторами.)
- Вспомним, с чего мы начинали изучать роман. Вернёмся к его первым строчкам. Нет в них радости, нет покоя.
- Под влиянием какой звезды происходят все события первых 2-ух частей романа? (Под влиянием «кровавого» Марса)
- А происходящее в 3-ей части – это результат чьёго влияния - Венеры или Марса?
(Здесь мнения могут разделиться)
События, которыми управляет Марс:
• Расправа петлюровского отряда над случайным прохожим
• «Охота» на людей в городе (пример, когда петлюровцы преследуют убегающего Алексея Турбина)
• Прибытие бронепоезда «Пролетарий» на станцию Дарница
Главное, что происходит под влиянием Венеры, – это чудесное спасение Николки и Алексея.
- Что находит Алексей в доме своей спасительницы?
Только ли помощь? (Он встречает там настоящую любовь)
- А Николка? Он ведь приносит в этот дом страшную весть о смерти.
Что же уносит он с собой? (Снова любовь)
- Как складывается судьба у Елены? Её сердце по-прежнему неприступно? (Отнюдь, и здесь поселяется то же самое чувство – любовь к Шервинскому)
Даже Анюта сражена обаянием влюблённого в неё Мышлаевского, даже Лариосик забывает о своей житомирской драме и вздыхает по Елене.
И так можно продолжать ещё долго, и всё это происходит благодаря романтической Венере.
- Подумайте, что ещё совершается под влиянием этой звезды?
(В классе должны прозвучать 2-а отрывка: сон Петьки и авторский «гимн» звёздам )
- На что обращает наше внимание автор? О чём предлагает поразмышлять?
(О вечных ценностях, без которых человеческая жизнь пуста и бессмысленна.)

4

- Прочитаны заключительные строчки романа. И в финале – снова вопрос. Это авторское предложение поразмышлять и разобраться в том, что же вечно и неизменно в нашей жизни, как в смутные времена остаться человеком..
- Что по этому поводу думает сам М. Булгаков?
Проверяется составленная уч-ся писательская «Шкала ценностей»
 Главное в этом мире – Человек ,его, душа, его помыслы и поступки, его предназначение на земле. И совсем не важно, «красный» ты или «белый», генерал или рядовой. Перед Богом мы все равны…
 Тепло и уют семейного очага, внушающие чувства уверенности и защищённости
 Покой , охраняемый кремовыми шторами

 Любовь как чудо, способное победить смерть

(Содержание «Шкалы» в ходе проверки может корректироваться, достраиваться. Причём
это никак не должно повлиять на итоговую оценку работы ученика на уроке.)
- В заключение сегодняшнего разговора хочу прочитать отрывок из стихотворения, написанного в 1989-ом году поэтессой А. Миллер:
…Но в хаосе надо за что-то держаться,
А пальцы устали и могут разжаться.
Держаться бы надо за вехи земные,
Которых не смыли дожди проливные,
За ежесекундный простой распорядок
С настольною лампой над кипой тетрадок ,
С часами на стенке, поющими звонко,
За старое фото и руку ребёнка.

- Как вы считаете, что роднит это стихотворение с булгаковским романом?
(Вера в человека, в вечные «ориентиры», помогающие не сбиться с пути в жизненном хаосе)
- Я желаю вам не потерять эти «ориентиры», потому что только Добро и Любовь «держат» человека на этой земле, делая его жизнь осмысленной и необходимой.
5
Домашнее задание Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Подумайте, кто из героев романа и в каких жизненных ситуациях придерживается булгаковской «Шкалы ценностей»? (Свой выбор аргументируйте собственными рассуждениями и выдержками из художественного текста)
(Задание имеет опережающий характер и отсылает уч-ся к другому роману М. Булгакова – «Мастер и Маргарита», о котором пойдёт речь на последующих уроках)


Полный текст материала "Разговор со временем наедине..."Урок-размышление по роману М. А. Булгакова "Белая гвардия"(11 кл.) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гладышева Елена Николаевна  ГЕН
автор, МОУ МСОШ№1
09.04.2010 4 7936 1119
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (1)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 3
avatar
3 msl • 20:56, 14.04.2011
Без сомнения, молодец! Я бы отметила ещё виртуозную лаконичность урока, компактность, отобраны действительно значимые вещи. А меня радует, что без заумных технологических карт, кластеров и сиквейнов, без оскомину уже набивших презентаций, которые у некоторых коллег подменяют живую работу с текстом, а часто и вообще урок! Я ещё давала урок по булгаковскому идеалу русского офицерства - Най-Турс, Малышев. Очень захватывает ребят. Роман глубокий.
avatar
2 oxana1960 • 13:32, 05.11.2010
Огромное спасибо!!!! Любимый роман! Замечательные мысли! Красивый урок! Рада, что не забываете текст читать на уроке!!!
avatar
1 Елена • 21:13, 24.08.2010
Замечательно!