Статья "Творческая мастерская как эффективный ресурс развития метапредметных компетенций через профессиональные пробы и социальные практики"


В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения теперь являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

Метапредметные результаты  включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории (1).

На практике мы знаем, что большинство детей не достигают этих результатов в полной мере. Почему это происходит? Возможно ли обеспечить эти результаты только на учебных уроках, которые ограничены временными рамками и социальными ролями «учитель – ученик»? Если уроков недостаточно, то какое образовательное пространство должно быть организовано, чтобы дети, окончив школу, могли получать самостоятельно новые знания и овладевать новыми навыками, необходимыми для успешной жизни в современном обществе?

Сегодня уже стало понятно, для того чтобы достичь поставленные задачи в новых ФГОС, невозможно использовать только пространство урока. Внеклассные и внешкольные мероприятия, события, социальные практики, внеурочная деятельность  – вот то пространство, которое дополняет уроки и привычный нам образовательный процесс, помогает формировать метапредметные компетенции, делает ученика социально активным, конкурентоспособным в современном обществе. На мой взгляд, самый лучший способ подготовить ученика к реальной жизни в рамках школы – это предоставить ему возможность прохождения социальных практик.

Как правило, под социальной практикой обычно понимают ситуацию, в которой человек получает социальный опыт. Н.Ф. Логинова и С.Х. Самсонова понимают под социальной практикой вид деятельности старшеклассника, направленный на приобретение позитивного социального опыта, в котором он получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе (2). 

Я считаю, социальная практика – это ситуации, в которых человек получает позитивный социальный опыт, активизирует приобретённые общеучебные знания, навыки и умения, изменяет общество и развивается сам.

Задачу прохождения социальных практик наша школа смогла решить через организацию масштабного мероприятия «Городок развлечений «Франковиль». Основной идеей проекта является создание на базе МАОУ «СОШ№ 22» «Городка развлечений «Франковиль», в котором каждый житель Перми может познакомиться с культурой и бытом Франции. Франковиль – это единое интерактивное пространство, по своей организации напоминающий настоящий город. В нём есть «улицы», места отдыха, кафе, творческие площадки, культурные мероприятия и свои «жители». Главными организаторами этого мероприятия стали сотрудники школы, преподаватели, школьники и их родители.

Как у настоящего города, у него есть свой герб, свои традиции, губернатор и мэр.  Городок работает по воскресеньям, и каждый день работы городка неповторим, посвящён определённой теме. Например, тема одного из воскресений была посвящена герою книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», и в этот день мастерские, досуговые центры, события дня отразили данную тему в своей работе.

В Франковиле есть 12 мастерских, 3 культурно-досуговых центра. Участие учеников в организации и проведении мастерских – это превосходное пространство для проведения социальных практик. Ученики могут выбирать сами, в какой мастерской или в каком развлекательном центре попробовать себя, в каком объёме пройти социальную практику. Например, если ученик выбирает по своим интересам мастерскую «Высокая мода», то здесь он может просто помочь обустроить кабинет для работы мастерской, может помочь мастеру провести мастерскую, общаясь и помогая посетителям выполнять задания, а может и самостоятельно организовать сессию в рамках работы этой мастерской. Для этого нужно выбрать интересующую тему, прорекламировать её, сделать рассказ – презентацию для гостей городка, продумать, какой наглядный материал, реквизиты необходимы для проведения мастерской, и провести самостоятельно эту сессию. Привлечение в помощь друзей, родителей, одноклассников приветствуется. Для привлечения детей к социальной практике мастера вывешивают объявления на доску, посвященную работе Франковиля, выступают на собрании учащихся, на родительских собраниях. Ниже приведён список мастерских и та область, где дети могут попробовать свои силы, пройти социальную практику.

Мастерские/КДЦ

Содержание мастерских

Пространство для социальной практики

«Говорите ли Вы на французском?»

Посетители, даже те, которые совсем не знают французский язык, могут научиться основным фразам и выражениям, необходимых туристу в франкоговорящих странах.

- выступить в роли переводчика в одно из воскресений, когда мастерскую будет вести гость из Франции, не знающий русского языка;

- выступить в роли дизайнера – оформителя и создать обстановку в кабинете, как во французском кафе, или как в гостинице, в аэропорту, на таможне и т.д.;

- выступить в роли помощника мастера, и помогать посетителям произносить, запоминать фразы на французском языке, выступать в роли их собеседника;

- самому попытаться провести мастер класс и стать мастером.

«Поём по-французски»

Мастерская для тех, кто любит петь. Здесь можно провести незабываемое время, исполняя песни на французском языке. Знание языка необязательно.

- быть техническим помощником, т.к. мастерская требует использования техники, которую нужно настроить и которой нужно управлять в течение работы мастерской;

 - выступить в роли мастера и изучить с посетителями песню на французском языке, найти свои способ научить людей, не знающих язык, правильно произносить французский текст песни, а затем и спеть его.

«Арт-салон»

Эта мастерская для людей, которые любят мастерить что-то своими руками. Разумеется, всё ремесло на этой мастерской посвящено теме Франции.

- быть дизайнером – оформителем, подготовить кабинет к работе и заранее выполнить наглядный материал, например вазы в стиле «де купаж»;

- быть помощником мастера, общаться с гостями, помогать им выполнять изделие;

 - организовать самому мастер класс и стать мастером.

 

«Высокая мода»

В этой мастерской можно узнать всё о французской моде и научиться использовать французские секреты модниц в своей жизни.

- выступить в роли помощника мастера и общаться с гостями, показывая им, например, как на французский манер завязать шейный платок;

 - самому организовать мастер класс.

«В мире роботов»

Здесь посетители сами смогут написать несложную программу для реальных роботов и заставить их двигаться.

- выступить в роли помощника мастера, но с одним условием, ученик сам должен владеть базовыми знаниями робототехники.

«Французская кухня»

Посетители узнают секреты французской кухни, научатся правильно накрывать на стол, готовить французские блюда.

- выступить в роли мастера и провести мастер-класс на тему французской кухни.

«Маленький ля Вилетт»

 

Клуб «Эврика»

Это игровое пространство для детей всех возрастов, начиная с дошкольного возраста и заканчивая пожилыми людьми.

- стать дизайнером – оформителем, создать фигуры, придумать стенды и много другое, т.е. всё то, что нужно для создания игровой обстановки;

- стать помощником мастеров, можно выбрать возраст от 4 до 10 лет, и помогать играть и организовывать игры, а можно стать организатором настольных игр для взрослых и проводить игры самому;

- можно самому организовать игровое пространство в рамках этой мастерской, например, игра в шахматы.

«Игра в петанк»

Эта мастерская для тех, кто хочет научиться играть в традиционную французскую игру петанк.

- стать мастером и провести несколько сеансов самостоятельно.

«По следам Пьера де Кубертена»

Мастерская посвящена лёгкой атлетике.

- стать помощником мастера, но при условии, если сам спортивного телосложения и занимается спортом.

«Вокруг света за 80 книг»

На этой мастерской гости знакомятся в игровой, развлекательной форме с героями французской литературы.

- можно стать или помощником мастера, или самому провести мастерскую, но при этом нужно хорошо знать содержание выбранного французского произведения.

«Французский театр»

Посетители этой мастерской узнают о видах французского театра, сами изготовят кукол и разыграют сценку на французском языке с этими персонажами.

- выступить в роли помощника мастера, но для этого нужно знать французский язык на школьном уровне;

- самому разработать содержание мастерской и провести её.

«Бистро 22»

Попробовать настоящую французскую выпечку можно в Бистро 22.

- стать дизайнером – оформителем и украсить помещение школьной столовой, превратив его во французский ресторанчик;

- выступить в роли продавца и помочь продавать выпечку.

«Фотографические фигуры»

Фигуры французских знаменитостей и сказочных персонажей в человеческий рост приветствуют посетителей городка. С ними можно сделать незабываемые фотографии.

- выступить в роли мастера, который своими руками изготовит достопримечательность Франции или фигуру французского героя.

«Кинозал»

Здесь можно отдохнуть, посмотрев французские комедии, мультфильмы.

- предложить просмотр понравившегося французского фильма, самостоятельно найти его на электронном носителе и принести руководителю.

 

Социальную практику во время проведения этого мероприятия ученики могут получить не только в рамках мастерских. Им предлагается попробовать себя в роли менеджера – организатора, который становится помощником мэра и помогает решать организационные вопросы, текущие задачи, возникающие во время проведения самого мероприятия.

Также требуется пресс-секретарь, который помогает писать анонсы, статьи, обращения, выкладывать информацию в социальные сети.  

Задачи проведения социальных практик - помочь ученику

 

  • найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать, быть полезным);
  • изучить современный социум и найти свое место в нем;
  • получить ремесленные навыки;
  • научиться нести ответственность за выбранное Дело;
  • научиться видеть социальные проблемы и приносить пользу людям;
  • учиться кооперировать с другими людьми и делать совместное Дело;
  • учиться планировать, проектировать свою деятельность.

Как описывалось выше, городок Франковиль работает по воскресеньям и каждый день работы городка индивидуален, каждый выходной имеет неповторимое событие дня, это могут быть мастер-классы профессионалов из театральных студий, или уроки кулинарного мастерства от шеф-повара ресторана. Именно на таких мастер-классах организуются профессиональные пробы для учащихся. Здесь они могут попробовать себя в реальной ситуации, работая с опытным человеком представленной профессии, могут оценить себя на предмет соответствия выбранной профессии, владеют ли они для данной профессии необходимыми качествами личности.

Профессиональная проба — профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии (3).

Для проведения профессиональной пробы необходим ещё один участник этого мероприятия – тьютор. Он помогает организовать профессиональную пробу, но на этапе проведения пробы он выступает только в роли наблюдателя.

Для того чтобы у профессиональной пробы была достигнута цель, необходимо помнить о рефлексии. На этом этапе к работе активно подключаются тьюторы. Во время рефлексии испытуемые и тьюторы анализируют, что получилось, а что нет, какие причины достигнутого результата и что этот результат значит для профессионального будущего обучающего.

В ходе профессиональных проб для учащихся

  • даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
  • моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
  • определяется наличие личностных качеств, которые требуются для данной профессии;
  • обеспечиваются условия для выполнения профессиональных проб;
  • проводится анализ, рефлексия с тютором результатов профессиональных проб.

Например, одним из гостей дня Франковиля стал знаменитый английский хореограф, режиссер, актёр и постановщик спектаклей – Леон Кейн. За пару часов он не только дал детям некоторые основы актёрского мастерства, но и на практике поставил с ними небольшую сценку. Если обучающийся мечтает стать актёром, он сможет во время этих профессиональных проб

  • получить основные знания о профессии актёра;
  • попробовать проявить свои личностные качества, необходимые для данной профессии во время репетиции и на сцене;
  • проанализировать совместно с тьютором результат его участия и работы в этом мастер-классе.

При необходимости в рефлексии могут привлекаться и другие эксперты, кроме тьюторов, психолог или сам профессионал, который и проводил мастер-класс.

Теперь вернёмся к ФГОС и посмотрим, какие универсальные учебные действия развиваются с помощью профессиональных проб и социальных практик.

Познавательные УУД:

  • умение отобрать и структурировать информацию;
  • умение выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • умение провести рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
  • умение определить и сформулировать проблемы, самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем,  сверстниками;
  • умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя;
  • умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Личностные УУД:

  • формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • формирование адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • формирование личностного, профессионального, жизненного самоопределения;
  • умение определить готовность к выбору профильного образования.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (5).

В заключении хочется добавить, что достигнуть метапредметные результаты только в рамках уроков очень трудно, поэтому необходимо в комплексе проводить систему уроков, с интегрированными курсами, элективами и внешкольными мероприятиями для формирования метапредметных компетенций. «Городок развлечений «Франковиль», организованный на базе МАОУ «СОШ № 22» - это отличное пространство для формирования метапредметных навыков и умений, это новая форма образовательной деятельности, это новая система отношений между педагогами, сверстниками и родителями, и у этого пространства большое будущее. И если одна из основных задач школы - социализация личности, то эффективное использование социальных практик и профессиональных проб поможет решить эту задачу. 


Полный текст материала Статья "Творческая мастерская как эффективный ресурс развития метапредметных компетенций через профессиональные пробы и социальные практики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колясникова Ольга Александровна  Olyonushka
учитель английского языка, МАОУ "СОШ №22 с УИИЯ" город Пермь
25.08.2015 0 899 146
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0