Методическая работа "Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования и развития познавательных УУД"


Методическая работа на муниципальный профессиональный конкурс «Мои инновации в образовании» "Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования и развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках иностранного языка".

АННОТАЦИЯ
В настоящий момент приоритетным направлением является использование в учебном процессе таких методов и приемов, которые способствуют формированию умения учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информационными источниками, делать определенные выводы и производить определенные умозаключения. Оптимальным средством для развития навыков такого рода являются информационно-коммуникационные технологии. Активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования в урочной и внеурочной деятельности способствует формированию универсальных учебных действий и познавательных в частности.

Настоящая представленная методическая работа раскрывает вопросы использования ИКТ для интеллектуального, нравственного и эстетического развития ребенка и приобщения его к миру информационной культуры. Благодаря ИКТ мы преобразуем предметно-развивающую среду, создаем новые средства для развития обучающихся и развиваем умение ориентирования в информационных потоках окружающего мира.

Результаты данной методической работы могут быть использованы учителями при разработке уроков с использованием ИКТ, а также всем, кто активно интересуется проблемой использования ИКТ. Также представленная работа может быть использована для проведения дальнейших исследований по указанной теме.

ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая вниманию методическая работа посвящена проблеме использования ИКТ в качестве средства формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках иностранного языка. Основной целью внедрения ФГОС в образовательные учреждения является формирование универсальных учебных действий. Требования к результатам обучения представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Отличительной особенностью данного стандарта является его системно-деятельностный характер, который ставит главной целью развитие личности обучающегося. 

Актуальность данной темы заключается в том, что новые социальные запросы, отраженные в ФГОС ООО, ставят задачу обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, при этом приоритетом является использование в образовательном процессе таких методов и приемов, которые формируют и развивают универсальные учебные действия, что позволяет самостоятельно справиться с практически любой задачей. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Одной из таких технологий является ИКТ. 

Однако, изученная литература свидетельствует о том, что несмотря на то, что разработан хороший теоретический аппарат по данной проблеме, до сих пор не выявлены эффективные практические методики формирования и развития познавательных универсальных учебных действий с помощью ИКТ. Вследствие данного противоречия можно сформулировать проблему исследования: выявление наиболее эффективных методик формирования и развития познавательных УУД, в частности влияние использования ИКТ-компетентности обучающихся на формирование УУД.

Вследствие данной проблемы была определена тема исследования: «Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования и развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках иностранного языка». 

В представленной работе объектом исследования выступают универсальные учебные действия.

В качестве предмета исследования рассматриваются информационно-коммуникационные технологии.

Проблема определила цель работы: разработать эффективную методику формирования и развития познавательных УУД посредством формирования ИКТ-компетентности и определить возможность ее реализации в учебной и внеурочной деятельности.

В процессе исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить технологии развития познавательных УУД посредством использования ИКТ;
  2. Апробировать методы ИКТ на уроках английского языка;
  3. Описать способы формирования и развития ИКТ-компетентности учащихся;
  4. Разработать методику создания мультипликационного продукта с помощью ИКТ.
  5. Обобщить полученные результаты.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

  1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
  2. Изучение и обобщение педагогического опыта;
  3. Педагогический эксперимент;
  4. Анализ результатов ученической деятельности;
  5. Анализ результатов исследования.

В процессе работы над данной темой возникла гипотеза: если будут использоваться ИКТ на урочной и внеурочной деятельности, то ускорится процесс развития познавательных УУД учащихся.

Новизна работы заключается в адаптировании ИКТ к процессу обучения английскому   языку в школе. Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемые материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности использования ИКТ как средства формирования и развития УУД при изучении иностранного языка.

Данное исследование было выполнено на базе учебного заведения МКОУ ООШ д. Богданово Уржумского района Кировской области.

РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ УУД КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Согласно «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы»[1], одними из факторов, приобретающих особую важность, названы коммуникативность и развитие познавательных навыков. Учебное заведение призвано способствовать реализации школьника в динамичных социально-экономических условиях и учить адаптироваться к различным жизненным проблемам. Так, А. Г. Асмолов, Г.

В. Бурменская утверждали, что «Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимся универсальных учебных действий создают возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться».[2] И с этим трудно не согласиться.

Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без формирования у школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Иностранный язык – предмет специфичный. Его особенность заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются обучение различным видам речевой деятельности: говорение, письму, чтению, аудированию. Поэтому для успешного овладения всеми видами деятельности необходимо активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку. И для такого вида деятельности как нельзя лучше подходят информационно-коммуникационные технологии. 

Благодаря использованию ИКТ и различных Интернет-ресурсов формируются и развиваются универсальные учебные действия. Сегодня трудно представить современные уроки иностранного языка без использования ИКТ. Технологии способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, повышают интерес к изучению языка. С помощью ИКТ ученики имеют возможность познакомиться с лингвистическо-культурными особенностями и реалиями стран изучаемого языка, а также проверить свои знания, умения и навыки в интерактивной форме.

ИКТ играют ключевую роль при освоении таких познавательных УУД, как:

  • поиск информации;
  • запись информации любого рода с помощью технического обеспечения;
  • структурирование информации, ее организация и представление в виде графиков, диаграмм, картосхем и т.д.;
  • построение простейших моделей объектов и процессов.

С помощью игровых, ситуативных и проблемных приемов активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. В результате применения ИКТ на уроках английского языка повышается познавательная активность учащихся, улучшается подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. Хорошо показывает себя метод обучения в сотрудничестве не только между детьми, но и с преподавателями, и для этого хорошо подходит метод учебного проекта.
 
1.1.    ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Согласно Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркиной, учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.[11]

Данный метод подразумевает способ организации самостоятельной деятельности учащихся. Он интегрирует проблемный подход, групповые формы организации учебного процесса, рефлексивные, исследовательские и поисковые методики. 

В рамках использования ИКТ также возможен учебный инфокоммуникационный проект. Как отмечают М. В. Моисеева, М. Ю. Бухаркина, учебный инфокоммуникационный проект – это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.[12]

Данные проекты могут быть как индивидуальным, так и групповыми. Главная цель таких проектов – формирование различных ключевых компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

  • Рефлексивные умения;
  • Поисковые (исследовательские умения);
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве;
  • Коммуникативные умения;
  • Презентационные умения.

Средства ИКТ предлагают дистанционную помощь учащимся, а именно удаленное консультирование по Интернету. По мнению Т. Е. Миняковой, проведение любой консультации предполагает соблюдение основных принципов:

  1. Целесообразность и устремленность. Консультация должна иметь конкретную цель и решать строго определенную проблему.
  2. Добровольность и ненавязчивость. Консультируемый вправе отказаться от помощи в любое время. Эффективность определяется ценностью идей и помощи. 
  3. Методическая грамотность и компетентность. Ядром технологии процесса консультирования является установление доверительных взаимоотношений.[13]

Консультирование не является одномоментной акцией, это сложный и длительный процесс. Оно имеет протяженность во времени и обычно подразумевает формулирование рекомендаций, советов по содержанию, приемам и формам поведения и обучения. По мере накопления и обогащения опыта работы расширяется спектр оказываемых услуг, соответствующих конкретным нуждам обучающихся. 

На сегодняшний день растет уровень сложности образовательного процесса. Не всегда учащимся в полной мере удается справиться с возлагаемыми на них задачами. Неудивительно, что учащийся ищет помощи. Учитель должен помочь ученику разрешить проблему и помочь найти решение для поставленной задачи. 

Теперь необходимо рассмотреть особенности мультимедийного проекта.

Мультимедийный проект – это форма совместной работы педагога и учащихся над той или иной темой. Данный проект стимулирует учащихся к творческому осмыслению полученной информации. Учащиеся осваивают новые задачи, работают с иллюстрациями, звуком, видео, графикой, учатся грамотно компоновать элементы проекта. Преподаватель выступает в роли технического и художественного консультанта, а также руководителя проекта.

Проект начинается с формулировки темы и обоснования ее практической и художественной значимости. Далее определяется количество участников, занятых в разработке проекта и определяются их функции. Следующий этап – это сбор текстовой информации, иллюстраций, видео и аудиофайлов. Педагогом определяются и обсуждаются следующие этапы работы.

Мультимедийный проект состоит из трех этапов:

  1. Содержание проекта -  идея, концепция, образы, драматургия, выразительные средства. Это один из важнейших моментов работы над мультимедийным проектом. От того, как будет выстроен проект, где будут важнейшие смысловые акценты, кульминация, каково будет соотношение видового ряда, музыки, текста зависит эмоциональный тонус создаваемого произведения, его художественная значимость, его эстетическая привлекательность.
  2. Программная составляющая – компьютерные программы, в которых можно создавать мультимедиа-проекты и их элементы. В зависимости от выбранных средств создания объектов мультимедиа учащимися могут быть освоены основы программных продуктов: программы для монтажа аудио, видео, программы для обработки звука, секвенсоры, программы для записи и т. д.
  3. Аппаратная составляющая – музыкальные инструменты (акустические и электронные), компьютеры. В дополнение к акустическим инструментам, изучаемым в рамках основной учебной программы в музыкальной школе, могут быть освоены электронные инструменты, в том числе использующие компьютерные тембры.[14]

Таким образом, с одной стороны мультимедийный проект является одним из способов самостоятельного расширения знаний, с другой – вариантом художественного самовыражения учащихся. Благодаря сплаву широкого художественного кругозора педагога и учащихся и свободному владению ИКТ обеспечивается качественно новое мышление в области мультимедийного творчества.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что ИКТ приводят к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса. Грамотное использование возможностей современных технологий способствует всестороннему развитию школьников. Они обеспечивают:

  1. Повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ;
  2. Обеспечение побудительных мотивов, которые обуславливают активизацию познавательной деятельности;
  3. Углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной. 

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В данном разделе обобщается опыт использования ИКТ как средства формирования и развития познавательных УУД учащихся на уроках иностранного языка.

2.1. УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности и предполагающих использование ИКТ, применяется прием создания мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса или презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов.

Использование проектов такого рода обеспечивает наглядность, благодаря которой происходит комплексное восприятие учебного материала.

Наблюдается два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить тяжеловесные словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества заключаются в том, что среда мультимедиа намного выше по информационной плотности. 

Учебные проекты выполняли ученики 8 класса (приложение 1) и 7 класса (приложение 2) МКОУ ООШ д. Богданово. Благодаря использованию мультимедийных презентаций наблюдались рост наглядности в учебном процессе, удовлетворение запросов, пожеланий и интересов учащихся, а также экономия учебного времени. 

При создании презентаций учащимися соблюдались такие дидактические принципы, как научность, наглядность, системность и последовательность, связь теории и практики, индивидуализация, перманентность комплексного восприятия информации. 

Таким образом, благодаря использованию мультимедийных презентаций значительно повышается качество образования (приложение 4), активизируется процесс представления информации, повышается интерес учащихся к изучаемой дисциплине, что позволяет улучшить эффективность учебного процесса и достичь большей глубины понимания учебного материала.

2.2. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ «ВКОНТАКТЕ»
На сегодняшний день учебный процесс представляет собой систему организации учебной деятельности, в основе которой лежат органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения. И вполне естественно, что в процессе обучения возникают определенные трудности, которые связаны как с непониманием конкретной учебной темы, так и с выполнением домашнего задания. 
Для успешного разрешения трудностей такого рода была создана специальная страница на базе социальной сети «ВКонтакте». Почему именно «ВКонтакте»? Во-первых, данная социальная сеть работает на мощных серверах, расположенных в грамотно построенных дата-центрах.

Благодаря этому обеспечивается бесперебойная работа, которая важна для успешного усвоения учебного материала. Во-вторых, учащимся знакома эта социальная сеть, ее интерфейс и возможности, вследствие чего им будет легче начать работу. Также стоит отметить немаловажный факт, что данная социальная сеть обладает обширным мультимедийным материалом, который будет полезен для изучающих иностранный язык.

Также следует отметить тот факт, что, к сожалению, большинство родителей, которые переживают за качество образования своих детей, зачастую не считают нужным разграничивать рабочее и личное время педагога. Данный прием позволяет с успехом помогать учащимся и их родителям и при этом сохранять личное пространство, что в наши дни информационной перегрузки очень важно.

Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря ИКТ педагог получает возможность повысить качество образования, заслужить уважение учащихся и их родителей, а также сохранить личное пространство и время.

2.3. СОЗДАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Мультимедийный проект представляет собой либо полностью компьютерный, либо частично компьютерный. В первом случае мультимедийный проект представляет собой работу, выполненную полностью на компьютере программными средствами, например, Macromedia Flash, Autodesk Maya, Blender и т.д. Частично компьютерный проект соединяет в себе элементы компьютерных технологий и силуэтно-перекладочной анимации. 

Стоит отметить, что мультипликационный проект – это коллективное искусство, достаточно длительное по времени и очень трудоемкое, несмотря на все современные технологии. В нашем случае заметим, что для реализации всех этапов работы потребовалось три месяца.

В команде создателей мультипликации роли распределены достаточно четко. Продюсер определяет общий замысел, сценаристы разрабатывают сюжет и сценарий, который разбивается на эпизоды и сцены, иллюстрируемые серией набросков. Далее все это передается режиссеру, который распределяет сцены. Также не стоит забывать, что необходимо создать фон, на котором разворачивается действие. Затем оператор соединяет сцены воедино. Параллельно происходит запись звука. После этого звук синхронизируется с изображением.

Мы решили выбрать частично компьютерный проект, т.к. данный вид мультипликации гораздо менее трудоемкий и легче поддается распределению обязанностей. За основу была положена сказка «The Town Mouse and the Country Mouse» (Городская мышка и деревенская мышка). Учащиеся первого класса подготовили фоновые декорации и персонажей сказки. Мы решили использовать пластилин, т.к. он легкий в лепке и достаточно прочный. 

Съемка осуществлялась на смартфон Apple iPhone 5s. Мы использовали силуэтно-перекладочную анимацию, то есть покадровую съемку. По расчету времени был определен оптимальный тайминг – 6 кадров в секунду. Соответственно, при скорости 6 кадров в секунду для минуты мультипликационного проекта необходимо сделать 240 фотографий. Также необходимо учесть время для титров и различного рода пауз.

После того, как был определен процесс съемки, было необходимо установить свет. Мы выбрали искусственный свет, т.к. он все время одинаковый, что нельзя сказать про естественное освещение. Для этого отлично подошла обыкновенная лампа дневного света, в которую была вкручена электросберегающая лампа на 40 вт. 

После этого выстраивается кадр. Для фона понадобилась подходящая ткань, которую тоже было необходимо закрепить, особенно относительно штатива. В кадр не должно попадать ничего лишнего, вследствие чего необходимо обозначить границы кадра. Мы сделали разметку границ прямо на листе фона.

После того, как все было отснято, настала вторая часть процесса – монтаж. Мультфильм из фотографий можно делать практически в любой программе для работы с видео. Мы использовали Sony Vegas 12. Это превосходный по качеству видеоредактор, удобный интерфейс, универсальность и большое количество профессиональных возможностей которого послужили решающими аргументами при выборе данного программного комплекса.

Первым делом необходимо загрузить все отснятые фотографии в компьютер и сложить в отдельную папку. После этого нужно открыть редактор для работы с фотографиями, которые позволяет пакетные преобразования (был использован FastStone PhotoView 4.6) и переименовать все файлы, чтобы они имели идущие подряд порядковые имена. После этого необходимо открыть Sony Vegas 12, на видеодорожку положить последовательность фотографий, предварительно установив нужную скорость, на аудиодорожку – подходящую музыку.

Для работы с аудиофайлами мы использовали Adobe Audition 3.0. Данный инструмент обладает огромным функционалом и гибкими возможностями для создания и редактирования аудиофайлов. В данной программе было осуществлено редактирование озвучки и наложение звуковых сэмплов (кваканье лягушки, лай собаки, вой ветра и т.д.)

В целом, можно сказать, что в процессе создания мультипликационного проекта само собой разумеется, что педагог берет на себя большинство функций команды мультипликаторов, в частности роль продюсера, сценариста, режиссера и т.д. Учащимися первого класса были выполнены работы по созданию декораций и лепки из пластилина персонажей сказки. Следует отметить, что создание мультипликационного проекта требует хорошего владения ИКТ и большой творческой инициативы как учащихся, так и педагога. Можно с уверенностью заявить, что благодаря созданию мультипликационного проекта у учащихся повысился интерес к учебному процессу, уровень владения ИКТ, а также заинтересованность в изучении иностранного языка.

2.4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Используемые методы, приемы и формы работы позволяют наблюдать положительную динамику качества знаний учащихся 2-9-х классов. Так, в 2016 учебном году учащиеся МКОУ ООШ д. Богданово приняли участие в интернет-олимпиаде «Олимпис». (www.olimpis.ru)

Обучение происходит в творческо-игровой форме. Активизируется познавательная деятельность, связанная с приобретением знаний и умений, а также творческая активность у детей. (Приложение 5)

Формируются интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения и навыки при работе с информацией, с текстом (выделять главную мысль, ориентироваться на отбор нужной информации, сравнивать, сопоставлять и соединять части составного текста и т.д.):

  • с поиском нужной информации (в иноязычном тексте)
  • с анализом, обобщением и выводами – лучше получается у старшеклассников
  • со справочным материалом
  • с нахождением нескольких вариантов решения проблемы
  • с прогнозированием последствия того или иного решения
  • со слушанием и слышанием собеседника
  • с   изложением лаконичной мысли.

Применение компьютеров на уроках иностранного языка является одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызывает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является основным фактором успешности при обучении. Компьютерное обучение даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных и порицание неверных решений.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся по любой грамматической, лексической, фонетической теме, учёта их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знания и определённых умений и навыков.

В заключение можно сказать, что ИКТ позволяют повысить качество обучения и контроля. Их использование в учебном процессе очень важно. Конечно, их использование не поможет решить все проблемы в обучении иностранному языку, но это эффективное средство против однообразия, что позволяет поддерживать интерес к изучению языка на высоком уровне. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования получены следующие результаты:

  1. Изучена информация о развитии познавательных УУД посредством использования ИКТ;
  2. Описаны способы формирования и развития ИКТ-компетентности учащихся;
  3. Создан мультипликационный продукт;
  4. Определены виды заданий на формирование познавательных УУД посредством ИКТ на уроках иностранного языка;
  5. Разработана система применения ИКТ на уроках иностранного языка, обеспечивающая развитие познавательных УУД.

На основе вышеизложенного можно заключить, что цель достигнута, поставленные задачи выполнены. 

К результативности можно отнести повышение интереса к предмету иностранного языка, формирование навыков исследовательской деятельности, обеспечение высокой степени дифференциации обучения и положительной мотивации обучения, формирование компьютерной грамотности и рост качества знаний обучающихся. 

Таким образом, труд, затраченный на формирование и развитие познавательной деятельности с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он продвигает ребенка в общем развитии, повышает качество знаний, улучшает уровень компьютерной грамотности.

Учащийся становится ищущим, жаждущим знаний, творчески настроенным, трудолюбивым. ИКТ создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, для их сотрудничества в учебном процессе.


Полный текст материала Методическая работа "Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования и развития познавательных УУД" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вохмянин Павел Леонидович  PavelVokh
29.05.2018 0 129 6

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0