Статья "Компетентностный подход в системе музыкально-педагогического образования студентов СПО"


Актуальность введения в XXI веке  компетентностного подхода в работу профессионального образования исходит из противоречия между возрастающими требованиями в оценке качества подготовки молодого специалиста и недостаточной разработанностью целей и содержания педагогического образования в современном социуме.

В педагогике XXI века определилась позиция  к результату профессионального образования не только количественного накопления знаний, умений и навыков, а именно изменения жизненной позиции обучающегося, то есть переход его в новое качество: саморазвитие, становление его субъективности.

Таким образом, в контексте Болонского процесса, общеевропейских тенденций интеграции и глобализации в России, происходит смена общеобразовательной парадигмы, в частности, смещение с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений.

В настоящее время на основе решения Совета Европы и «Концепции модернизации Российского образования» (до 2010г.,  затем с 2013 до 2020г.) внедрен в образовательный процесс учебных учреждений компетентностый  подход и ключевые компетенции, как инновационное направление, определяющее новое видение самого содержания образования, его методов и технологий.

За основу компетентностного подхода многие исследователи определяют глобальную проблему современного социума: значимость результата вне системы образования, то есть заказ на образование  со стороны работодателей, тех, кому нужен компетентный специалист.

Также данный подход связывают с изменением организации учебного процесса, динамики (интенсивности) программ, методов оценки, где под результатами понимается  набор компетенций, включающих знания, умения, понимание и навыки обучаемого, определяемые как для каждого модуля программы, так и для программы в целом. Идет содержательное включение в рефлексию процессов, которые задают возможности культурного самоопределения, проектирования индивидуально значимой стратегии профессиональной успешности и субъективности, становления личной истории выпускника колледжа (1,2, 3).

Компетентностый подход – это развитие у молодого специалиста способности действовать,  то есть быть компетентным в различных проблемных ситуациях не только по данной  специализации, полученной в колледже, но и в решении социальных и жизненно-бытовых проблем в современном социуме, таких, как проектирование собственной траектории образования и дальнейшей педагогической деятельности, занятости и трудоустройства.

Компетентностый подход предполагает значительное усиление практической направленности образования. А это значит, что данный подход не противопоставлен и не тождественен знаниям, умениям, навыкам, а напротив,  подчеркивает роль опыта, фиксирует и устанавливает акцент на практической стороне, усиливает такой важный предметно-профессиональный аспект, как  практико - ориентированность образования(1).    

Из этого следует, что в  процессе обучения  формируются не столько ресурсы субъекта, сколько способность использовать их, пополнять и усиливать за счет внешних ресурсов, дает возможность индивидууму превращать собственную жизнеспособность в предмет практического преобразования.  

Следует отметить, что компетентностный подход и компетенции должны согласовываться с квалификацией в деятельности, и оба аспекта – суть содержательных организованностей для проектирования модели деятельности будущего специалиста в сфере музыкальной педагогики.

Исходя из  того, что компетентность – это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью, следует определить компетентность как квалификационную характеристику студента, взятую в момент его включения в профессиональную деятельность, в части требований к уровню его подготовки, это:

•    обладать широким кругозором;
•    быть способным к осмыслению жизненных явлений;
•    к самостоятельному поиску истины;
•    быть способным к проектированию своей деятельности;
•    быть самостоятельным в действиях в условиях неопределенности и другие.

Таким образом, анализ новейших педагогических технологий  о подготовке и переориентации современного музыкально-педагогического образования следует ориентировать на новые цели и ценности, что, в свою очередь, потребует переосмысления основных образовательных процессов, обеспечивающих их реализацию.

В ходе нашего исследования проектов общеевропейского пространства музыкального образования, мы определяем, в первую очередь, такие приоритетные направления работы в многоуровневой структуре образования колледжа, как:

•    определение общих и специальных компетенций выпускников на каждом уровне обучения;
•  гармонизацию учебных планов с точки зрения структуры, программ и собственно методов обучения;
•    разработку методологии анализа общих элементов и специальных областей подготовки.
Компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе, направленный на формирование компетентностной личности выпускника заменил уже существующие формы, специфику обучения и воспитания в музыкальном учреждении.

В начале работы, в первую  очередь,  следует   поставить акцент на основных, принципиально важных элементах в системе «учитель - ученик»:  утверждать гуманистическую, нравственно-эстетическую доминанту в музыкальных занятиях – как ценностно-смысловая, учебно-познавательная компетенции.

Применительно к педагогике  предметов данной специальности, как к просветительскому подходу, утверждающую роль «объективного» музыкально-звукового фактора, предполагается специфика моносубъективной стратегии обучения, с характерным для нее доминированием научно-теоретического подхода к личности студента.        Содержание различных видов и форм учебной, а затем и   практической работы со студентом  приводит  к большому разнообразию и контрастности, поиска технологий  и методов.

За период обучения  активизируется  интерес у студента к занятиям, раскрепощаются сущностные его силы, инициируется и нацеливается личность студента  на постоянное, динамичное развитие, самодвижение и саморазвитие в обучении.

Здесь  следует  отметить и межисциплинарный комплекс,  который объединяет психолого-педагогические процессы с постоянным поиском оптимальных сочетаний средств, спроецированных  музыкально-педагогическую деятельность на высокой творческой ступени   таких  предметов как специальное  фортепиано,  фортепианный ансамбль,  концертмейстерский класс,  камерный ансамбль, концертная и  педагогическая практика, теоретические дисциплины – это учебно-познавательная, компетенция личностного самосовершенствования.

Открытая информационная среда определяет  развитие гуманистической и профессиональной направленности личности в решении коммуникативных, профессиональных и социальных задач.

При обучении в колледже искусств большую  роль  играет   получение аттестата о полном среднем образовании (на 3  курсе), а также  работа над рефератами по  программе государственных  экзаменов (на 4  курсе) по предметам:  специальное  фортепиано,  камерный  ансамбль,  концертмейстерский класс   – информационная, коммуникативная, профессиональная, исследовательская  компетенции.

Специфика педагогической и концертно-исполнительской практики, как психологической и профессиональной подготовки будущего  педагога музыканта-профессионала, максимально  приближена к реальной будущей самостоятельной деятельности в учебных учреждениях на различных ступенях обучения, временная занятость и трудоустройство по специальности во время обучения – что  развивает профессиональную, коммуникативную, артистическую, трудовую, общекультурную компетентности.

Воспитательная и социальная работа имеет главную ориентацию – формирование всесторонне развитой, духовно-богатой личности на приобретении практических навыков в таких сферах, как:
•    Социально - бытовая (социально-трудовая компетенция)
      Здесь  следует отметить  и   этические аспекты в общении с преподавателями и сокурсниками,    как и  верный  подход  к социально–бытовым вопросам  жизнедеятельности в обществе.
•    Культурно-досуговая (артистическая,  творческая, общекультурная,  компетенция   личностного самосовершенствования)

Это  участие в творческих и культурно –досуговых мероприятиях  учебного заведения и города. Выезды по  городу и области с творческими концертами и выступлениями. 

Таким образом,   реализация компетентностоного подхода для  формирования молодого специалиста сказывается не только в обретении профессионального мастерства, но и образа  человеческого в пространстве искусства.

Литература:
1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалиста. 2003. 4-10с.
2.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО. 2003.3-6с.
3.Концепцимя модернизации Российского образования на период до 2010 года» .- М. 2002. П.2.2

Полный текст материала Статья "Компетентностный подход в системе музыкально-педагогического образования студентов СПО" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горбатова Елена Влидимировна  Gorbatova
02.07.2013 0 6121 488

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК