Доклад "Хоровое пение как эффективный срособ коррекции дефектов звукопроизношения у детей младшего школьного возраста"; 1-2 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №9» г.Усолье-Сибирское


Музыка




Методическая разработка



по теме: Хоровое пение как эффективный способ коррекции

дефектов звукопроизношения у детей младшего

школьного возраста








Выполнил:

Рябцева В.В.

учитель по музыке



















г.Усолье-Сибирское

2014г.

Проблема развития детской речи вызывает большой интерес у спе­циалистов различных областей знаний: психологов, педагогов, лингвистов, физиологов, музыкальных работников. Эта проблема является особенно значимой, по статистическим данным, только 10% новорожденных появ­ляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушени­ем речи, что влечет и отставание в развитии. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения.

Статистические данные отечественных исследователей указывают, что дефекты произношения имеются у 25-30% детей дошкольного возраста (5-6лет), у 17-20% детей школьного возраста (1-2 классы). У учащихся старшего возраста дефекты произношения занимают не более 1%.Это сви­детельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые пре­одолеваются в ходе речевого развития детей и в процессе школьного обу­чения.

В логопедии существует такое понятие как «дислалия», что означает нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннер­вации речевого аппарата и является одним из наиболее распространенных дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Причины ее возникновение - биологические и социальные. Общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка, ограниченность социальных контактов, подражание непра­вильным образцам речи, а так же недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем са­мым развитие его звукопроизношения.

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распро­страненными являются избирательные нарушения в её звуковом (фонем­ном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. «Произносительная сторона речи» или «произ­ношение», охватывают фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведение звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со все­ми её средствами, с соблюдением норм орфоэпии.

Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряжен­ность в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается дина­мика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки ([р], [л]), группа звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]) или несколько звуков: соноры ([р], [л], [н]), свистящие ([с], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и т.д.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной.

Овладение детьми звуками речи связанно с процессом взаимодей­ствия различных анализаторов. Это, прежде всего слуховой и речедвига­тельный анализаторы. Зрительный анализатор принимает участие в разви­тии речи, однако это участие не имеет решающего значения.

Взаимодействие слухового и речедвигательного анализаторов за­ключается в следующем. Для возникновения и развития речи в обычных условиях требуется слух. Но и сама слуховая функция у детей находится в определенной зависимости от степени овладения речью. Различение на слух звуков речи зависит от того, насколько четко дифференцированы они в произношении воспринимающего.

Младшие школьники (особенно первоклассники и второклассники) еще плохо владеют речью. Речь предполагает использование языковых единиц и правил их функционирования. Возрастает нагрузка на централь­ную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требова­ний могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания. Педагог должен хорошо знать критические периоды в развитии речи ребенка и учитывать их в своей работе. Критические периоды в развитии речи: когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи, с чем появляется повышенная рани­мость нервных механизмов речевой деятельности и риск возникновения нарушений её функции.

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции.

Первый (1-2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей её силой становится потребность в общении. Лю­бые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, дейст­вующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуативной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания памяти, произвольности и т.д.).

Третий критический период (6-7 лет) - начало развития письменной речи.

Конечно, всем известно, что коррекцией дефектов звукопроизношения занимается специальная наука - логопедия. Однако, расширяя рамки хоровых занятий, я считаю, что хоровое пение можно использовать как коррекционное средство, при помощи которого укрепляется голосовой ап­парат ребенка, развиваются память, внимание, мышление, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух.

Хоровое пение является организующим и руководящим началом, восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной систе­мой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсиро­вать с помощью музыкального восприятия. Ведь хоровое пение - это ис­кусство, объединяющее музыку и поэзию.

Пение в хоре на уроках музыки в общеобразовательных школах, в хоровых студиях и т.д. как правило, сводится к обучению ребенка основным вокально-­певческим навыкам, воспитанию красивого, однородно звучащего по все­му диапазону голоса. Обучение ведется традиционно, без учета речевых возможностей детей, у которых имеются дефекты произношения.

Как вы знаете, донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции певцов. По исправлению дикции даются многочисленные сове­ты в различных руководствах по пению. Однако эти советы лишь об от­дельных частных сторонах произношения, не вскрывая общих закономер­ностей этого явления.

На плохую дикцию певцов в свое время жаловался Э. Карузо: «мно­гие певцы, к сожалению, пренебрегают хорошей дикцией, - писал он. - Слушатели часто не понимают языка, на котором поют певцы на сцене и довольствуются лишь тем, что знают в общих чертах содержание произве­дений». С тех пор прошло много времени, но положение не изменилось к лучшему.

Пение недаром называют вокальной речью. Существенным преиму­ществом голосового аппарата человека - этого живого музыкального инст­румента - является то, что инструмент этот говорящий. Слово в пении не­сет слушателю содержание того, о чем поется. Слово (в пении) - что, му­зыка - как, говорил Станиславский.

Основной критерий достижения хорошей дикции в хоре - это пол­ноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Между тем в хоровом ис­полнении очень часто невозможно разобрать слова. Такое пение нельзя считать художественным. Четкое произношение слов является непремен­ным условием хорошего хорового пения.

Формирование хорошей дикции в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением.

Звукообразующими органами являются губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. Всё это называется артикуляционным аппа­ратом.

У детей младшего школьного возраста артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Серьёзным тормозом в работе над артикуляцией являются напряженные движения языка, малоподвижные губы. Голосовой аппарат очень хрупок. Голос находится в самой первона­чальной стадии развития и непрерывного роста.

Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции.

Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произно­сятся более активно и четко. Общеизвестно, что формирование согласных, в отличие от гласных, сопряжено с возникновением какой-либо преграды на пути тока воздуха в речевом тракте.

Основное правило дикции в пении - быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных. Это обеспечивается, прежде всего, активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, главным образом щечных губных мышц, а также кончика языка.

Как и всякие мышцы, их нужно тренировать при помощи специаль­ных упражнений.

Артикуляция при пении во многом отличается от обычной речи. В целом певческая артикуляция значительно активнее речевой. При речевом произношении энергичнее и быстрее работают внешние органы артикуля­ционного аппарата (губы, нижняя челюсть), а при певческом - внутренние (язык, глотка, мягкое небо), причем работа артикуляционных органов при пении происходит замедленно за счет растягивания гласных.

Таким образом, при пении голосообразующий аппарат певца решает одновременно две задачи: с одной стороны, он работает, как речевой аппа­рат, обеспечивая необходимую фонетическую ясность звуков речи, а с другой стороны - как музыкальный инструмент, обусловливая необходи­мый певческий тембр любого звука на любой высоте.

Синтезируя опыт педагогов-логопедов и хоровиков, я использовала комплекс упражнений, направленный на достижение оптимального разви­тия речи младших школьников на хоровых занятиях. Приступая к занятиям хорового пения, принимала во внимание не столько голоса детей, которые начинают лишь оформляться, сколько их речь.

На первых занятиях я обнаружила такие недостатки: дефектные согласные, крикливость, слабая музыкальная память, робость, излишняя подвижность. Все это я взяла под наблюдение для скорейшего их устра­нения. Работа по исправлению дефектов звукопроизношения проводилась системно, педагогический процесс был оснащен наглядным материалом, насыщен играми.

Последовательность коррекционной работы варьировалась в соот­ветствии с характером дефектов звукопроизношения у детей. Четкость фо­нем сильно зависит от артикуляционной подвижности языка и при целена­правленной работе, внимательном отношении к речи ребенка, подвиж­ность языка становится достаточно хорошей.

На каждом занятии при подготовке непосредственно к пению я ис­пользовала упражнения для расслабления мышц артикуляционного аппа­рата, логопедические распевки, скороговорки. Подбор произведений про­изводился в соответствии с фонемой которую мы отрабатываем на данном уроке. И, конечно же, использовали игровую форму деятельности, где вы­разительное декламирование стихотворения под музыку постепенно пре­вращается в пение.

Через год получила потрясающие результаты. Практически все дети хора говорили чисто и правильно.

Подводя итог своей работы важно отметить что, с детьми младшего возраста нужно усиленно работать над согласными, которые вырабатыва­ются у них очень постепенно, так как четкость фонем на прямую зависит от артикуляционной подвижности языка и при целенаправленной работе, внимательном отношении к речи ребенка подвижность языка становится достаточно хорошей. Комплекс логопедических и вокально-хоровых упражнений может явиться одним из путей решения проблемы коррекции дефектов произношения у детей младшего школьного возраста. Использование подобных упражне­ний коррекции дефектов произношения в течение длительного времени повлечет за собой правильное формирование произносительной стороны речи - сложного процесса, в ходе которого ребенок научится управлять своими речевыми органами.







Литература

  1. Анатомия физиология и патология органов слуха и речи/Под ред. В.И. Селиверсто­ва- М.: Владос, 2001. - 224с.

  2. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи.- М: Просвещение, 1964. - 90 с.

  3. Городилова В.И., Рау Е.Ф. Исправление недостатков произношения у школьников. Выпуск 3 - М: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1952. - 198с

  4. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л.: Наука, 1967. - 204с.

  5. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского голоса в процессе работы с хо­ром//Музыкальное воспитание в школе. - М.: 1975. - Вып.10. - С.17 - 23с.

  6. Овчинникова Т.С. Рабочая тетрадь №1 к учебно-методическому пособию «Пение и логопедия». - СПб.: Каро, 2005. - 120с.

  7. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: Владос, 1992.-150с.

  8. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Давайте учиться петь. - Тула: Тульское музыкальное училище им. А.С. Даргомыжского, 1999. - 26с




Полный текст материала Доклад "Хоровое пение как эффективный срособ коррекции дефектов звукопроизношения у детей младшего школьного возраста"; 1-2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рябцева Вера Валерьевна  вераж
13.03.2014 0 4003 503

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК