Конспект урока изобразительного искусства "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"; 5 класс

Конспект урока изобразительного искусства "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"; 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»










Конспект урока изобразительного искусства в 5 «В» классе

«Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)».







Урок провела:

учитель изобразительного искусства Мубаракшина Т.А.






















Ступино, 2013г.

Открытый урок изобразительного искусства в 5 «В» классе.


Дата проведения 24.12.2013г.


Тема урока Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).


Цель: обобщить знания о народных промыслах, затронутые на уроках второй четверти.


Задачи.

Образовательные задачи:

  • повторить краткие сведения из истории развития художественных промыслов Гжели, Городца и Жостова;

  • углубить знания об использовании приемов в последовательном выполнении росписей;

  • формировать умения осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием формы и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

  • совершенствовать работу с учащимися по овладению живописными и композиционными навыками.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре;

  • воспитывать уважение к труду мастеров народных промыслов.

Развивающие задачи:

  • развивать навыки активного участия в работе своей группы, умение анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей;

  • развивать умения контактировать в группах, строить отношения на взаимном сотрудничестве и взаимопонимании;

  • продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.


План урока.

  1. Беседа об истории развития народных промыслов Гжели, Городца

и Жостова 7 мин

  1. Актуализация знаний 5 мин

  2. Практическая работа 28 мин

  3. Подведение итогов 5 мин


Оборудование и материалы.

  1. Предметы народных промыслов:

жостовский поднос

городецкая доска

гжельская керамика

  1. Таблицы с изображением этапов росписи

  2. ТСО: компьютерные слайды с изображением изделий народных промыслов.

  3. Музыкальное сопровождение: народные мелодии.

  4. Художественные материалы: гуашь, кисти, заготовки форм.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.

  1. Вступительное слово учителя.

Объявление темы и цели урока.

Ребята! На уроках этой четверти мы с вами говорили о народных художественных промыслах.

Ох, Россия, ты, Россия.

Славы то прибавилось,

Промыслом, ты, промыслом

На весь мир прославилась.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси, ее умельцах

На весь мир молва идет.

Народные промыслы – это гордость России. Сегодня на уроке вы разделились на три группы художников по желанию, и каждая группа будет представлять свой промысел: на первом ряду у нас присутствуют художники гжельской росписи, на втором – городецкой росписи, на третьей – жостовской росписи.

Всех мастеров попрошу подумать, и в конце урока ответить на вопрос: какую роль играют промыслы в нашей современной жизни.

Ребята, я прочитаю отрывки стихотворений, а вы подумайте, к какому промыслу они относятся, можно отвечать хором.


В промысле этом (Гжели) вся душа России:

Белый снег и реки синие,

Травы, ягоды, цветы

И прекрасные мечты.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из …(Гжели)

На снег наносят небеса.

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись… (Гжель)


Эта (Городецкая) роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись … (Городца)!


Вот куски металла

Разной формы, цвета,

А на них кусочки

Солнечного лета.

Вот фиалки, вот тюльпаны,

Георгины, розы, астры.

Васильки, сирень, жасмин –

Все вошли в букет один.

Всё увидел мастер, красками нанёс.

Ну, конечно, это …(Жостовский поднос)


А сейчас каждая группа художников познакомит нас с краткой историей развития своего промысла.

Предполагаемые ответы учащихся:

Гжельские мастера:

Гжельская посуда создается 250 лет в центре гжельской художественной керамики, который собрал 30 сел и деревень. Изготавливают посуду из глины, а затем обжигают в печах. Сначала посуда расписывалась разными цветами – это майолика. Через 50 лет ее стали украшать только синей краской. Расписывается посуда цветами и листьями. Основной цветок роза.

Городецкие мастера:

Городецкая роспись зародилась в самом старом городе Нижегородской области Городце. В начале 18 века строили суда и украшали их. В конце 18 века стали резать прялки, а позже и другие предметы быта: стульчики, шкатулки, доски, солонки. Предметы украшают розанами и купавками, сценами из жизни, птицами и конями…

Жостовские мастера:

В России всегда любили пить чай. Вот и стали вручную ковать металлические подносы, а потом их расписывали. Это было 180 лет назад.

Сейчас подносы штампуют механически, покрывают эмалью и расписывают садовыми и полевыми цветами, а затем опять покрывают лаком.

Учитель. Ребята! В своих работах гжельские, городецкие и жостовские мастера используют различные приемы письма. Я показываю табличку с названием приема, а мастера, которые используют его в своей работе, поднимают руки: замалёвок, бликовка, розан, тенёжка, заливка, оживка, купавка, уборка, мазок с тенями, привязка, графика, отводка, импровизация.

Прошу мастеров все приемы выстроить в порядке выполнения своей работы.

Очередность приемов письма гжельских мастеров: заливка, отводка, мазок с тенями, роза, графика.

Очередность приемов письма городецких мастеров: замалёвок, оживка, розан, купавка.

Очередность приемов письма жостовских мастеров: замалёвок, тенёжка, бликовка, привязка, уборка.

Учитель. А импровизация понадобится всем группам художников, потому что гжельская, городецкая и жостовская роспись выполняется без предварительного рисунка, художник сочиняет и придумывает в ходе работы, поэтому никогда не бывает двух одинаковых работ.

А теперь, используя очередность приемов, вы выполняете роспись предметов, заготовки которых вы сделали на предыдущих уроках.

Идет выполнение практической работы по группам:

2 группы выполняют роспись предметов гжельской посуды, работая индивидуально или парами.

2 группы выполняют роспись городецких досок и подставок, работая индивидуально.

2 группы по 3 – 4 человека выполняют роспись двух жостовских подносов.

Учитель в это время помогает группам: консультирует, советует.

В середине работы учитель предлагает ребятам отдохнуть.

Физкультминутка.

Раз – на месте потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - к работе приступать.


По завершению практической работы учащиеся обсуждают выполненные работы и выявляют лучшие из них. Главные мастера представляют лучшие работы и их художников. Оформляется выставка лучших работ учащихся, выполненных на уроке.

Учитель. А теперь настало время ответить на главный вопрос: какую роль играют народные художественные промыслы для нашей современной жизни.

Предполагаемые ответы учащихся:

Мы лучше узнаем историю нашей страны.

Мы гордимся умениями наших далеких прародителей.

Молодые мастера продолжают традиции старых мастеров, значит, эти промыслы нужны современным людям.

Люди пользуются этими предметами и радуются, они украшают наши дома и являются замечательным подарком, сувениром.


Учитель обобщает ответы учащихся, подводит итог урока и выставляет оценки учащимся за работу на уроке, задаёт домашнее задание.


Самоанализ

урока изобразительного искусства


Тема урока Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы), проведенного в 5 “В” классе.


Дата проведения 24 декабря 2013 года.


В 5 “В” классе обучается 28 человек. В параллели пятых классов данный класс наиболее организованный и дисциплинированный. В этом классе я работаю четвертый год.

Учащиеся обладают хорошим уровнем восприятия учебного материала. Многие ребята имеют интерес к предмету, это выражается в достаточно хорошем уровне подготовленности к уроку, активном участии в беседе, в проявлении своих умений самостоятельно найти, подготовить необходимый материал и выступить в классе, на хорошем уровне выполнить практическую работу.

Есть небольшая группа ребят, которым трудно дается рисунок. У них слабо развито воображение, понимание формы и цвета изображаемых предметов окружающей жизни и природы. Эти ребята не всегда приносят к уроку нужные материалы, рисунки их небрежны, а в работах встречаются ошибки в изображении правил и законов рисования. На уроке этим учащимся стараюсь уделять необходимое внимание.


1. Задачи урока.

На уроке была четко поставлена цель: обобщить знания о народных художественных промыслах, затронутые на уроках второй четверти.

Образовательные задачи:

  • повторить краткие сведения из истории развития художественных промыслов Гжели, Городца и Жостова;

  • углубить знания об использовании приемов в последовательном выполнении росписей;

  • формировать умения осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием формы и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

  • совершенствовать работу с учащимися по овладению живописными и композиционными навыками.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре;

  • воспитывать уважение к труду мастеров народных промыслов.

Развивающие задачи:

  • развивать навыки активного участия в работе своей группы, умение анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей;

  • развивать умения контактировать в группах, строить отношения на взаимном сотрудничестве и взаимопонимании;

  • продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.


2. Содержание обучения.

Данному уроку предшествовали четыре предыдущих урока по темам “Истоки и современное развитие художественных промыслов Гжели, Городца, Жостова”. Поэтому на уроке были выявлены и повторены знания учащихся по истории развития промыслов. Главным этапом урока было выполнение практической работы, в связи с этим закреплены и обобщены знания о последовательном выполнении художественных росписей. Количество объема материала было подобрано с учетом образовательного уровня учащихся и их психофизических возможностей.


3. Мотивация обучения (заинтересованность).

Основной формой работы на уроке была групповая форма. В ходе предыдущих уроков ребята имели возможность самостоятельно определить, в какой группе мастеров они будут работать. Учащимся была дана возможность выполнить к обобщающему уроку заготовку любой формы, в рамках изучаемого промысла.

На уроке в работе групп использовались таблицы, иллюстрации, ТСО.

Все подобранные формы, методы и средства обучения (сочетание слова, наглядности и практических действий), их соответствие образовательному уровню, возрасту учащихся и усилили мотивацию обучения.


4. Оптимальный выбор форм, способов и методов обучения.

а). Формы.

На уроке использовалась групповая форма обучения. Учащиеся самостоятельно распределились в группы в зависимости от того, какому промыслу отдают предпочтение. Ребята сами выбрали в группах главного мастера, который отвечал за работу всей группы.

б). Средства обучения.

На уроке были использованы в группах таблицы с изображением этапов выполнения художественных росписей. Для эффективности выполнения практической работы были использованы компьютерные слайды с изображением изделий народных промыслов и элементов художественной росписи.

Для наглядности и качества выполнения практической работы, учащимся были представлены изделия народных промыслов, которые могли служить образцом в выполнении самостоятельной работы.

в). Методы.

В начале урока был поставлен главный проблемный вопрос, на который учащиеся отвечали в конце урока. Ответы учащихся показали, что они с интересом отнеслись к изучению данной темы, что они понимают роль промыслов в нашей современной жизни.

Для выполнения самостоятельной работы был использован частично-поисковый метод, который позволил учащимся построить приемы работы и порядок выполнения росписей.

Оптимальность форм, методов и средств обучения способствовала решению поставленных задач и успешности данного урока.


5. Создание оптимальных условий обучения.

Урок проходил в кабинете изобразительного искусства. Учебно-материальная обстановка способствовала эффективности и качеству обучения.

Морально-психический климат на уроке был спокойным и творческим. Учащиеся в группах относились друг к другу с доверием и взаимопониманием.

Санитарно-гигиеническая обстановка соответствует норме.

Эстетическая обстановка кабинета способствовала творческой работе.


6. Дифференцированный подход.

На уроке во время практической работы осуществлялась помощь слабым учащимся.


7. Оценки и домашнее задание.

В конце урока были подведены итоги выставки самостоятельных работ, проанализированы детские работы, которые показали затруднения учащихся в освоении художественных росписей.

Были выставлены оценки за выполнение практической работы и прокомментированы.

В конце урока было дано домашнее задание на каникулы.


Полный текст материала Конспект урока изобразительного искусства "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мубаракшина Татьяна Алексеевна  taniamub
14.01.2015 3 10248 1181

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК