Конспект занятия ДПИ "Роспись изделий различных по тематике, размеру и форме"; 4 класс

Конспект занятия ДПИ "Роспись изделий различных по тематике, размеру и форме"; 4 класс

Цель: Выполнение точечной росписью центральной части матрешки плоской формы по мотивам вологодского кружева.

Задачи:

Образовательная:

1.     Расширить знания по применению точечной росписи на предметах

различной формы;

Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.

Развивающие:

  1. Развивать умение наилучшим образом размещать и выполнять  узор на форме.
  2. Осваивать технику выполнения росписи на плоскостных формах.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес детей к народному творчеству через современное применение точечной росписи.

Тип урока:  Комбинированный, с применением словесных методов, показа на доске, практической работы учащихся.

 Оборудование:

Для учащихся: разделочная доска в форме матрёшки, с выполненным фоном, кисть (белка №1),акриловые краски, тычки большего и меньшего диаметра, баночка для воды, палитра.

Для преподавателя: образцы посуды, расписанные точечной росписью, образцы вологодского кружева, ПК для видеопоказа презентации, матрёшка, выполненная на бумаге, для пед.показа, тычки.

План урока

  1. Организационный  момент – 1 мин.
  2. Постановка темы урока – 1 мин.
  3. Вводная беседа (повторение)- 10 мин.
  4. Актуализация знаний (диалог с обучающимися) – 5 мин.
  5. Объяснение материала  - 5 мин.
  6. Практическая работа - 65 мин.
  7. Итог урока – 1 мин.
  8. Домашнее  задание -1 мин.
  9. Завершение урока – 1 мин.

Методические рекомендации.

Для занятия необходимо заранее приготовить плоскую форму матрёшки из дерева, нанести фон, прописать лицо. Некоторым обучающимся даются заранее сообщения – о точечной росписи, технике её выполнения, вологодском кружеве. Занятие проводится на основе полученных в течение учебного года знаний, умений и навыков. Подойдя по программе к выполнению данного задания учащиеся должны обладать определёнными знаниями умениями и навыками в составлении композиций, применении того или иного цвета в своей работе.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Пр: -Здравствуйте, девочки! Сегодня у нас с вами открытое занятие, а это значит, что у нас присутствуют гости, попрошу вас  не отвлекаться. Задание у нас непростое. Работать мы будем акриловой краской, а эту краску отмыть  трудно, поэтому  стараемся не пачкать одежду. Проверим рабочие места, все ли у нас готово к работе.

2. Постановка темы урока.

Пр:

- Сегодня на занятии мы продолжаем работать точечной росписью над матрёшкой плоской формы. На занятии мы будем выполнять основную центральную часть матрёшки – одежду. А  каким мотивом и как мы к этому подошли сейчас об этом поговорим.

3.Вводная беседа (повторение).

Пр:  Мы с вами в течении года изучаем точечную роспись. Давайте вспомним немного из истории росписи, а помогут нам в этом Ученик 1 и Ученик 2.

Ученик 1:   Точечная роспись или как ещё называют поинт-ту-поинт (с английского точка к точке) далеко не новое направление в технике росписи по разным поверхностям. Изначально ее использовали в чеканке. Потом же она стала называться капельной, потому что краску набирали в соломинки и наносили «накапывая» на рисунок. Жанром своих орнаментов она уходит в культуры народов Африки, Индонезии и Австралии, Индии. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов. 

Ученик 2: В наше время так же используются многие мотивы в узорах и орнаментах этих стран. Но, всё же, в большинстве своём распространена именно свободная техника, без рамок и ограничений. Старые же мотивы служат источником вдохновения и примером для подражания. Все более модными становятся уникальные рукотворные предметы интерьера, расписанные рукой художника. Сама точечная роспись находка для любого дизайнера.

Пр: Познакомит  наших гостей с тем как выполняется точечная роспись Ученик 3.

 Ученик 3: Выполняется точечная роспись так: поверхность предмета обезжиривается (если это не дерево), наносится  фон нужного цвета  любой краской: акриловой, гуашевой, витражной, автомобильной из баллона. Затем выполняется рисунок и  расписывается точками, задуманного цвета и орнамента. Обычно точечная роспись выполняется акриловыми контурами с насадками на носиках, мы на занятиях пользуемся тычками, так как нам это более доступно и удобно.

Пр: - Хочется добавить, что особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания. Точечная роспись вобрала в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств -  графики, витража, мозаики.   В процессе работы точечной росписью  мы развиваем умения и навыки по рисунку: навык конструктивного построения; по живописи: умение видеть и передавать цветовые отношения; по композиции: точно и красиво использовать  ритм, линию, силуэт   для выполнения оригинальной работы.

- Ученик 4, давай  вспомним чем мы занимались на занятиях и обратим внимание на нашу выставку. 

Ученик 4:   На занятиях мы расписывали предметы растительным, зооморфным орнаментами, а так же восточными узорами (показать выставку). Когда подошла очередь темы по мотивам Вологодского кружева, мы решили расписывать форму матрёшки. Матрёшки расписываются хохломской, свободно-кистевой и др. росписями, а точечной росписью по мотивам вологодского кружева еще пока не видели. Такое мы внесли новшество.

Пр: - А о вологодском кружеве расскажет Ученик 5.

Ученик 5:   Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Вологодское кружево - особенное явление в народном искусстве нашего Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, плавность переходов узора в узор. Волшебные ветви, цветы, птицы, барышни. Вологодское кружево известно по всему миру.

Пр: Спасибо, девочки за сообщения! Итак, сейчас мы посмотрим презентацию (видео презентация 2 мин).

4. Актуализация знаний (диалог с обучающимися).

Пр: -Послушав и посмотрев, скажите, пожалуйста, можем ли мы сравнить точеную роспись с вологодским кружевом? Что у них общего? (Да: мотивами, длительностью выполнения, и т.д). Таким образом мы пришли к теме нашего занятии – точечной росписью мы можем выполнить узор по мотивам вологодского кружева.

5.  Объяснение материала.

Пр: Прежде чем приступить к самостоятельной работе вспомним и  повторим как будем работать? ( Начинаем и идём сверху в низ, слева направо; точки должны быть одинакового размера, расположены близко друг к другу; для исправления ошибок пользуемся ватной палочкой)

- Посмотрите, пожалуйста, основную линию узора будем двумя рядами точек, остальные одним, тычек ставим перпендикулярно поверхности (Выше сказанное сопровождается показом  преподавателя на доске, на матрёшке из бумаги). Девочки, помните, что в точечной росписи важна аккуратность!

- Приступаем к практической работе!

6. Практическая работа учащихся

Обучающиеся приступают к работе, преподаватель в процессе занятия подходит к каждому индивидуально, направляет и подсказывает.

7.  Итог урока (показ и анализ работ учащихся).

Устраивается выставка из матрёшек.  Пр: - Какие замечательные матрешки получились. Девочки, поделитесь своими впечатлениями. Что удалось, может быть что-то не очень удалось? (Происходит рефлексия и самоанализ своих работ и анализ работ других обучающихся). Пр: В какой работе орнамент более похож на кружево? Почему? В чем особенность вологодского кружева? В чем особенность точечной росписи?

Пр: Глядя на эту выставку хочется заканчивать занятие строчками из стихами: - И вот из-под рук, ну, диво, рождается вдруг узор. Нежный, изящный, красивый, Нельзя отвести нам взор!

8. Домашнее задание.

Пр: - Девочки, до следующего занятия вам дается домашнее задание. Принести предмет, который вы будете расписывать и подумать на какую тематику (любая, пройденная в течении года).

9. Завершение урока.

- Занятие закончено, спасибо за работу!  Уборка рабочих мест.


Полный текст материала Конспект занятия ДПИ "Роспись изделий различных по тематике, размеру и форме"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семёнова Оксана Васильевна  Публикатор
преподаватель изо классов, МБОУ ДОД -"Бабаевская детская школа искусств"
13.10.2015 0 2652 254
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0