Статья "Уроки музыки"


У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА СВОЕ СЧАСТЬЕ, И Я убежден в том, что всегда оно име­ет свое лицо, свою душу, свой путь. Когда счастье разных людей встре­чается, оно бывает неповторимым.

Счастье нельзя купить, отнять, ему бес­полезно подражать, но его можно дарить. Счастье живет в сердцах, которые чувству­ют любовь и красоту. В таких сердцах оно не умирает, оно бесконечно, но его легко потерять.

Что такое счастье, знают маленькие дети. Они умеют смотреть на мир добрыми, свет­лыми глазами, умеют радоваться и удивлять­ся. И это не заканчивается вместе с детст­вом, а остается навсегда для тех, кто с пер­вых шагов встретил чуткого, талантливого учителя, обладающего большой духовной энергией, владеющего художественной мето­дикой.

Какое значение в судьбе ребенка имеет встреча с тем, кто, заметив детский восторг, радость, сможет поддержать его, указывая каждому свой путь?

Первая встреча с учительницей музыки открыла для меня путь в мир искусства. Это и был для меня путь к счастью. Впервые пе­решагнув порог старинного особняка с высо­кими потолками, лепными украшениями, красивой ажурной лестницей, с музыкой, звучавшей со всех сторон, я увидела учитель­ницу с открытой доброй улыбкой.

Уроки музыки оказались интересными пу­тешествиями в мир звуков, образов, фанта­зий. Возможно, поэтому я полюбила театр, путешествия, картинные галереи и мир при­роды. Отправляясь с родителями в путеше­ствие по горным сибирским рекам, любуясь ночным небом, звездами, цветами, окрест­ностями моего родного города Красноярска, я стремилась выразить чувство радости, сча­стья в стихах.

МУЗЫКА

О, Музыка! Душа моя!

Твое небесное звучанье, Как нежный ветер в облаках, Как голубых небес сиянье!

ПРОСТО ПЕСНЯ.

В поле однажды сказали цветы: "Все мы зовемся чудом весны".

Ранней весной произнес рассвет,

Что в капле росы поместился весь свет.

В зимнюю стужу пропела метель: "Белое облако село на дверь".

Горный ручей зазвенел у окна, Словно пропев: "Я бегу в никуда".

Ветер, качая зеленой листвой,

Мне прошептал: "Я с тобой, я с тобой".

Дождик закапал, стуча по крыльцу: "Я все умею, я все могу!"

Радуга купол раскрасила неба! Радуйтесь, радуйтесь белому свету!

Туча накрыла полнеба вдали; Кто-то промолвил, что все впереди.

"Что происходит?" — подумала я. Буду ответа я ждать от тебя.

Незаметно пролетело детство, наполнен­ное интересными впечатлениями. Пришло время задуматься о профессии. Я выбрала путь учителя музыки.

Увидев глаза своих первых учеников, ре­шила их спросить: "Что такое счастье?"

Ответов было много: конфеты, подарки, куклы, машинки....

И только один робко произнес: "Счастье — когда никто не плачет, когда тебя любят".

С тех пор более тридцати лет педагогичес­кой работы я продолжаю искать путь к счас­тью вместе с учениками. К пониманию счас­тья как особого образа жизни — жизни, на­полненной красотой.

Мы вместе слушаем музыку и любуемся облаками, рисуем, размышляем и придумы-

ваем свои стихи, рассказы, говорим о грусти и радости, о красках и звуках.

Катя, 7 лет:

Мне грустно, когда я смотрю на облака, потому что они не возвращаются. Мне радостно от того, что они исчезают там, где светит солнце.

Оля, 7 лет:

Куда плывете, облака? За какие дали? Я рисую облака И отпускаю.

Но однажды я поняла, что и музыка в пле­ну у правил, пояснений, указаний. Слово "ме­тодика" на меня наводило ужас. Отступать на праздниках от сценария, особенно в началь­ных классах, не разрешалось. Мне говорили строго: "Дети забыли во время пения поло­жить руки на колени. Слушая музыку, они болтали ногами". Упрекали: "Сидоров не по­трудился надеть белые носки!" И никто не замечал, что Сидоров вместе с мамой сочи­нил прекрасную музыкальную сказку. В ней слышались пение птиц, шуршание травы, стук дятла...

Все должно быть расписано по правилам? А как же музыка? Ведь она свободна и пре­красна!

Несмотря ни на что, я хотела быть похо­жей на свою первую учительницу музыки. Я решила, как и она, открывать для своих уче­ников путь к счастью через комплексное ос­воение искусства. Прошло много лет, и я по­няла, что эту работу я могу проводить по не­скольким направлениям, решая одну и ту же задачу — открыть детям путь к счастью, к об­разу жизни, основанному на правде и красо­те. А это возможно лишь при условии худо­жественного, эстетического воспитания и раз­вития детей.

Условно эти направления я обозначил так:

1 .Уроки художественно-информационного плана, помогающие ребенку открыть арсе­нал средств музыкальной выразительности (темп — быстрый, медленный; динамика — громко, тихо; регистр — высокий, низкий, средний; лад — мажорный, минорный и т. д.).

Такие уроки пробуждают у детей желание самостоятельно проявить себя в сочинении музыки к стихам, сказкам, считалкам, в со­здании звуковых картин (воспроизведении голосов леса, перезвона дождевых капель, шума ветра). Музыкальные впечатления и ус­военные понятия находили отражение в ри­сунках, поделках из природного материала, поэтических строках.

Приведу высказывания учеников класса, которым я дала задание в воскресенье пона­блюдать за интересными проявлениями в природе и обратить внимание на то, что их особенно порадует.

Весловская Ксения. "Хорошая погода": "Я пошла в лес. Была хорошая погода. Я посмотре­ла на небо и увидела, что облака улыбаются мне, и я тоже улыбнулась им".

Макаренкова Ксения. "Улыбка солнца": "Был хороший день. Я с мамой поехала на пикник. Мы играли в различные игры, ели шашлыки. Потом мы отдыхали, но я не заснула, мне не дала уснуть улыбка солнца".

Гадалина Мария. "Облачко":

"По небу летит облачко и смеётся. А ежик шел по дороге, поднял голову, и увидел, что облачко смеется. А потом побежал к друзьям. Друзья прибежали и уви­дели, что облачко смеется. А облачко так и смеется до сих пор".

Курочкина Катя. "Весёлое солнце":

"Наступило утро. Солнце поднялось над лесом! Ве­село запели птицы. Птичьи трели лились, как музыка, на разные голоса. Зайчата играют на поляне. Солнышко смотрит на них и улыбается".

Краснов Егор. в лесу":

"Я пошел в лес, там пели солнце и птицы. Я слушал,

как они пели, и был радостный. И все были радостные".

Галиуллина Анастасия. "Плачущий лес": "В лесу много деревьев, начиная с могучих дубов и кончая тонкими осинками. В лесу можно услышать раз­ные звуки: пение птиц, журчание ручейка, шелест лис­тьев и скрип стволов деревьев. Когда начинается дождь, все вокруг умолкает, но это длится недолго. Когда дождь заканчивается, все опять оживает".

Лозова Катя. "Музыка леса":

"Ранней весной, как только растает снег, мы ходим далеко в лес, чтобы послушать разные звуки. Ведь сколько услышишь! Где-то дятел застучал по дереву, как на барабане, соловей запел свою песню. Звонко пе­ресвистываются весенние голоса — это дрозды. Дикий голубь гулко воркует, сидя на дубе. Как в эту пору хоро­шо в пробудившемся лесу!"

2. Уроки историко-архитектурного направле-
ния,
преломляющие впечатления от посеще-
ния памятных мест, музеев, концертных залов.

Это уроки-путешествия, такие, как "Путе­шествие в Абрамцево", "Московские звонни­цы" и другие. Было проведено также "Путе­шествие из прошлого в будущее".





Полный текст материала Статья "Уроки музыки" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Скворцов Михаил Михайлович  Публикатор
11.12.2017 0 540 34

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0