Музыкально-дидактические игры для начального этапа обучения


Музыкально-дидактические игры.

 

Музыкально-дидактические игры направлены: на различного рода работу тех или иных мышц. В схемах-описаниях игр даны: цель, описание, количество. Сама техника проведения игры зависит от фантазии и способностей преподавателя. Желательно, в сказочно-игровой форме обращаться к фантазии и воображению ребенка, вызывая интерес с помощью перевоплощения преподавателя. Создание определенной атмосферы для игры поможет преподавателю «погрузить» ребенка в игру. Среди компетенций необходимых преподавателю для проведения игры, можно выделить следующие: артистизм, организаторские способности.

 

«Радуга»


 

Цель

Координационное раскрепощение, расслабление рук.


 

Описание

Открыть клавиатуру фортепиано, подвести ребенка лицом к клавишам (преподавателю стоить сзади ребенка). Взять правую или левую руку ребенка, и от самой нижней (левой) клавиши (первым пальцем касаясь ее) клавиатуры, кистью нарисовать полукруг к самой последней клавише (пятым пальцем касаясь ее). Рука ребенка прямая, вытянутая, пальцы расслаблены, но примыкают друг к другу. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы ребенок рисовал именно полукруг, плавно, не торопясь, произнося вслух какой-нибудь цвет.

 

1

 

 


 

2


 

Количество

5 раз каждой рукой.

 

«Красим стены»


 

Цель

Расслабление и гибкость кисти/

Описание

У этой игры три уровня: 1 – красим линиями, 2 – треугольниками, 3 – в размере 4/4 (фигура похожая на прописную букву «Д»). Подвести ребенка лицом к стене.

Первый уровень – линии.

 

 

2

1

 

 

 

 

Педагогу необходимо стоять сзади ребенка. Взять руку ребенка за кисть и вытянуть руку, так чтобы внутренняя сторона ладони касалась стены. Внутренней стороной ладони провести линию вниз.

Вверх провести линию тыльной стороной ладони.

Второй уровень – треугольник.

 

3

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

На картинке справа нарисована схема и порядок действия. Педагог кистью ребенка проводит первую линию вниз внутренней стороной ладони, вторую линии – в сторону, внешней стороной ладони и вверх – также внешней стороной ладони.

Третий уровень – фигура похожая на прописную букву «Д».

 

4

 

 

 

3

1

 

 

 

 

2

 

 

 

Первая линия – проводим внутренней стороны кисти вниз, вторую линию влево , третью – вправо, четвертую – наверх.

На всех уровнях следить за плавностью и свободой кисти. Через некоторое время (зависит от индивидуальных способностей ребенка) необходимо, чтобы ребенок делал эти упражнения самостоятельно.

Количество

2-3 раза на каждом уровне.

 

«Подари мне свои ручки».


 

Цель:

Нахождение взаимодоверия между педагогом и ребенком. Прочувствование веса руки и мышц предплечья.

Описание

Преподаватель встает напротив ребенка и полусогнутую руку протягивает вперед так, чтобы внешняя сторона кисти была направлена на ребенка, как показано на рисунке ниже.


 

 

Кисть преподавателя должна быть жесткой, можно вообразить, что это «вешалка», на которую ребенок повесить свою кисть. Ребенок «вешает» кисть так, чтобы весь вес руки оказался на кисти преподавателя. Руки необходимо менять, и для усложнения игры, можно «повесить» две руки одновременно.

Преподавателю необходимо добиться, чтобы ребенок отдавал свою руку сразу, целиком – это будет доказательством доверия, на тактильном уровне.

Проверить, вся ли рука ребенка на руке преподавателя можно попробовав отвести локоть ребенка в сторону. Если при это локоть легко отходит в сторону, то рука полностью расслаблена и вес ее на руке преподавателя.

Количество

2-3 раза каждой рукой.

«Тяни пальчик, а я твой»

 

Цель:

Прочувствывание силы каждого пальца руки, доверие между педагогом и учеником.

Описание

Ребенку и преподавателю сесть напротив друг друга. Преподавателю и ребенку сложить пальцы кисти как показано на рисунке ниже.

 

Кисть ребенка сверху. Первые фаланги указательных пальцев образуют замок. По команде каждый тянет палец на себя по принципу «перетягивания каната». Та необходимо проделать с каждым пальцем левой и правой рук.

Преподавателю необходимо следить за силой натяжения, спрашивать ребенка об ощущениях и всячески помогать и направлять ребенка. Ощущения будут верными при среднем натяжении по 10 секунд на каждый палец.

Количество

1 раз на каждый палец правой и левой рук.


 

«Услышь регистр»

Цель:

Формирование слуховых навыков.

Описание

Преподаватель садится за фортепиано, ребенок стоит спиной к клавиатуре. преподаватель играет в нижнем регистре, рассказывая что на слух мы представляем образ медведя, потом в среднем – представляя человеческий голос, и в верхнем – где порхают птички. Играя различные отрывки музыкальных произведений, ребенок пытается на слух определить регистр.

Количество

5-6 фрагментов в различных регистрах.


 

«Облако»

Цель

Ощущение веса руки и контроля ее мышц.

Описание

Ребенку и преподавателю стоять друг от друга на расстоянии около полутора метров. Первым поднимает «облако» преподаватель, описывая свои ощущения. «Поднять» облако необходимо от пола вытянутыми руками, покачать его и отпустить наверх к потоку. Когда ребенок поднимает облако преподавателю необходимо подойти и проверить расслабленность и в тоже напряжение отдельных мышц в руках (плечи должны быть расслаблены, а предплечье напряжено в меру). Можно поднимать разные по объему и размеру облака.

Количество

5-6 раз на уроке.

«Шагаем с музыкой»

Цель

Воспитание чувство метра и слуховых навыков.

Описание

Преподавателю необходимо найти музыку, в которой четко будет слышен размер 2/4 или ¾. На первом уроке объяснить, что такое музыкальный метр и размер, проиллюстрировать знания музыкой. На следующем уроке вспомнить о размерах и метре. и сыграв музыку на 2/4 предложить ребенку тихо шагать вместе с ее «пульсом» (метром-размером), подчеркивая сильную долю, которая в этом размере будет всегда приходиться на одну и ту же ногу (которая начинала шагать). На следующем уроке тоже самое проделать с размером 3/4. Обратить внимание ребенка, что сильная доля все время «перебегает» от одной ноги к другой. На следующем уроке, попробовать дать два размера в сравнении.

Количество

2-3 раза за урок.


 

«Рисуем гору или яму»

Цель

Формирование слуховых навыков; изучение крещендо (постепенно увеличивая звук) и диминуэндо (постепенно уменьшая звук).

Описание

К этой игре необходимо заранее подобрать несколько музыкальных произведений, в которых будут часто встречаться крещендо и диминуэндо. Желательно, чтобы в произведении были: яркая мелодия и четкий ритм. Преподаватель садится за фортепиано, ребенок стоит лицом к клавиатуре. Преподаватель объясняет, что сейчас, когда будет звучать музыка мы будем рисовать руками в воздухе либо яму, либо гору – и что рисовать конкретно, будет зависеть от музыки. Объясняя что, когда музыка будет постепенно становиться тише – то будет яма, а когда постепенно громче – гора. Ключевое понятие «постепенно», поэтому преподавателю необходимо подчеркнуть, что движения должны соответствовать характеру музыки – плавные, неторопливые, ли наоборот быстрые и резкие. Преподавателю необходимо все время следить за деятельностью ученика и направлять его. Сама игра делиться на две части – первая: знакомство с музыкальным произведением, или его фрагментом, вторая – непосредственно пластическая деятельность.

Количество

1 произведение за урок.

 

«Сколько звуков живет на клавиатуре?»

Цель

Знакомство с диапазоном клавишных ударных инструментов (ксилофон, колокольчики, вибрафон).

Описание

Преподаватель методом сравнения и описания подчеркивает различия между тремя клавишными ударными инструментами. В форме диалога, ученик и преподаватель находят ключевые отличия и приходят к выводу, что количество пластин везде различно. «Домик» где живут пластины, называется клавиатура и необходимо подсчитать сколько жителей в домике. Подсчитывая, преподаватель может все время менять условия игры (подсчитать жителей под одним именем, например только жителей, которых зовут «МИ». Подчеркнуть, что все жители живут семьями (одна семья – одна октава), посмотреть все ли семьи состоят из семи жителей или какие-то семьи неполные (на ксилофоне малая октава начинается не с ноты «до», а с «фа»).

Количество

2-3-минуты обсуждения.


 

«Пружинка»

Цель

Раскрепощение исполнительского аппарата.

Описание

Преподаватель усаживает ученика за стол и кладет кисть руки на стол. Объясняет, что рука (предплечье) сейчас станет «хорошей, послушной пружинкой». Проверить, хорошая ли пружинка поможет рука и палец преподавателя, которая как бы «скачет» по руке ученика.

Количество

1-2 раза для каждой руки.


 

 

«Раздели себя на половинки»

Цель

координационная независимость между руками при исполнении музыки.

Описание

Ребенок стоит за малым барабаном и играет одиночные удары в медленном темпе, другой руке педагог все время дает команды:

  • «Ухвати себя за нос»;

  • «Возьмись за ушко, теперь за другое»;

  • «Погладь себя по голове»;

  • «Положи руку на пояс»;

  • «Положи руку на плечо»;

  • «Подними руку вверх»;

Команды можно регулировать по скорости, по сложности, все время меняя их.

Количество

4-5- команд для одной руки.

«Поезд»

Цель

Развитие технических возможностей ученика. Основы исполнения аччелерандо (постепенно ускоряя) и ритенуто (постепенно замедляя).

Описание

Ученик стоит за малым барабаном и играет одиночные удары попеременно каждой рукой, в медленном темпе. Преподаватель «рисует» картину, которую ребенок, представляя, выполняет определенные действия. Преподаватель говорит, что звуки – это «колесики нашего паровозика», который отправляется от станции и постепенно разгоняется (соответственно, показывая как изменяется темп) после, он подъезжает к следующей станции и постепенно останавливается. Преподавателю важно контролировать скорость движения звуков, следить за их ровностью и одинаковой силой по звучанию.

Количество

2-3 раза.


 

«Как долго слышен звук?»

Цель:

Развитие слуховых навыков, внимания и интереса к музыкальному искусству.

Описание

Преподаватель садится за фортепиано, ребенок стоит лицом к клавиатуре. Преподаватель просит ребенка закрыть глаза и открыть их только тогда, когда «погаснет звук». Преподаватель нажимает любую клавишу. Конечно, желательно сначала начать со среднего регистра, затем сыграть звук в нижнем и после в верхнем – ребенок сразу услышит и почувствует разницу. Необходимо дать высказать свои ощущения ребенку, потому что это одни из первых ощущений, которые чувствует ребенок сознательно направляя свой слух на звуки. Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы ребенок оставался в состоянии покоя, сосредоточился.

Количество

5-6 звуков в различных регистрах.


 


Полный текст материала Музыкально-дидактические игры для начального этапа обучения смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Добровольская Татьяна Ивановна  nadmityaeva
18.11.2018 0 192 13

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0