Конспект урока по изобразительному искусству «Убранство русской избы»; 5 класс


Конспект урока по ИЗО на тему «Убранство русской избы». 5 класс.

Выполнила:

Бариева Елена Александровна

учитель ИЗО

МАОУ «Гимназия»

г. Старая Русса структурное подразделение «Школьное отделение №4»

Используемый учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А., Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2013г.

Цель: научиться расписывать наличники для русской избы.

Реализованная цель: рисунок.

Цель урока я проверяю с помощью работы, которые выполнили ученики.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные:

- уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Оборудование:

для учителя – таблицы с изображением элементов русского дома, изображение русской избы с закрытым окном, таблицы с изображением растительных, геометрических и зооморфных орнаментов;

для учащихся – альбомы, карандаши, краски, учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А., Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2013г.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)

  2. Беседа по теме урока.

Учитель:

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

Оглядись и ты вокруг,

Что увидишь, милый друг? (учитель читает стихотворение)

Учитель:

- Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети:

- О русском доме, избе.

Учитель:

- Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства. Давайте откроем учебник на с.18 и рассмотрим, какой же была русская изба.

Учитель:

- Русский крестьянин строил свой дом прочным, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!

- А какой материал использовали при строительстве русской избы?

Дети:

- ДЕРЕВО

Учитель:

- Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

Учитель:

- Как назывались резные доски, которые украшали окна?

Дети:

-НАЛИЧНИКИ

Учитель:

- Окна – глаза дома. А какая резная доска расположилась над окнами? Назовите ее?

Дети:

- ЛОБОВАЯ ДОСКА

Учитель:

- Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?

Дети:

- ПОЛОТЕНЦЕ

Учитель:

- Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?

Дети:

- КОНЕК КРЫШИ

Учитель:

Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.

- Посмотрите, какой нарядный дом. А все ли в доме украшено? Ничего не забыл мастер при создании этого дома? (учитель вывешивает на доску ватман с изображением избы)

Дети:

- Окно не украшено наличником.

Учитель:

- Правильно, на окне нет наличника.

- Давайте рассмотрим, какими же узорами раньше украшали наличники для дома. У вас в учебниках на с.24-27 есть узоры растительные, геометрические, зооморфные - они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.), обратите внимание на их расположение и изображение.

  1. Самостоятельная работа детей

Вам предстоит удивительная работа. Приступая к выполнению задания, продумайте форму наличника, подчеркните массивный верх. Смело вводите в свою композицию образы животных, птиц, но старайтесь их выполнить обобщенно и пластически выразительно. Вспомните о значении симметрии при изображении узора, который украсит ваше окно.

  1. Подведение итогов.

Учитель:

Вы сегодня выступили в роли народных мастеров, расписывая наличники для дома. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая работа.

Завершающая часть урока включает в себя просмотр работ: совместное обсуждение, поиск наиболее выразительных решений, в которых учащиеся сумели наиболее полно реализовать полученные в ходе восприятия знания и представления.

Учитель:

- Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями русского народа при украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту и уют традиционного русского дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 


Полный текст материала Конспект урока по изобразительному искусству «Убранство русской избы»; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бариева Елена Александровна  Публикатор
13.08.2019 0 107 5

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0