Разработка урока литературы или МХК и творческого конкурса по теме «Старые истории на новый лад»; 7-8 класс


Методическая разработка урока литературы (или МХК) и творческого конкурса по теме «Старые истории на новый лад»
(7-8 класс, внеклассное чтение, в двух частях)
(ВНИМАНИЕ! В архивированный файл включены полные тексты разбираемых сказок).

Тип урока: Урок комментированного чтения с элементами беседы. Творческий конкурс
Количество часов – 2
Урок литературы (Мировой художественной культуры) и творческий конкурс по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие»
Основные проблемы и вопросы - Беседа о бытовании сказки в разные эпохи. Рассказ о современных трактовках классических сказочных сюжетов.
Общие знания и умения - Обучение творческим навыкам (сочинение сказок). Приобретение поэтических навыков. Знакомство с новыми поэтическими формами.

УРОК ПЕРВЫЙ

I. Сообщение темы урока.

II. Откуда берутся сказочные сюжеты.
Сюжеты многих известных нам сказок на самом деле заимствованы из народного творчества. В знаменитых «Сказках матушки Гусыни», прославивших Шарля Перро, оригинальным был сюжет только «Красной Шапочки». И «Спящая красавица», и «Синяя борода», и «Кот в сапогах», и «Золушка», и «Мальчик-с-пальчик», и «Рике с хохолком» были написаны на основе народных сказаний. Множество фольклорных заимствований можно найти и у Ганса Христиана Андерсена и у братьев Гримм.
Обычно автор поступал следующим образом. Брал известных героев и помещал их в хорошо известную ему обстановку. Узнать моду 1697 года вполне можно по описанию платьев сестер Золушки, собирающихся на бал. А Спящая красавица говорит так, как и подобает принцессе 17 века. Увидев разбудившего ее принца, она восклицает: «Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать!».
Но с момента создания бессмертных сказочных творений прошло более трехсот лет. И нет ничего удивительного в том, что современные авторы уже стали использовать в своих произведениях не народные сюжеты, а сказки великих предшественников.
Сегодня мы познакомимся с творчеством Александра Богаделина и его книгой «Кикимора и другие…». В ней есть два веселых персонажа - бес Пшелты и черт Щасвернус, которые решили по-своему пересказать «Курочку Рябу», «Красную Шапочку», «Сказку о Золотой Рыбке» и некоторые другие не менее известные истории.
При этом они всегда стремятся «докопаться до истины» и обязательно ответить на вопросы: Почему дед с бабкой так и не смогли разбить золотое яичко, но это с легкостью делает пробегавшая мышка? Кто были те доблестные охотники, которые освободили Бабушку и Красную Шапочку? И правдиво ли была пересказана история Царевны-лягушки?
Но перед тем как перейти к чтению первой истории, надо сделать несколько пояснений о главных героях – Пшелты и Щасвернусе.
Черти и бесы в славянской мифологии являются самобытными персонажами, имеющими весьма отдаленное отношение к Дьяволу и Сатане – образам, пришедшим из библейских текстов вместе с христианством.
Они могут принять любой облик – животного, человека, вихря или огненного столба, но истинным считается их вид с рогами, хвостом и копытами на ногах. Бесы, кроме всего этого, имеют еще и крылья, позволяющие им перемещаться по воздуху.
Главное занятие чертей и бесов по отношению к людям – творить мелкие пакости. Причем, черти обычно смущают, а бесы – подстрекают. Они могут запросто сбить с дороги, завести в лес и непроходимое болото, или напустить такой азарт, что человек спускает все в игре до последнего.

III. Золотое яйцо
Слушаем первую историю про Пшелты и Щасвернуса. Она называется «Золотое яйцо» (http://proza.ru/2008/05/29/310).

По ходу чтения рекомендуется прокомментировать несколько эпизодов:

1. Вот теперь и расплачивается дырками.
Маленький негодник Кароез очень любил делать себе уютные домики в зубах духов, и вытащить его оттуда мог только клюв дятла.

2. Да за эту пасту Кащей что угодно отдать может. Это ж бессмертие гарантированное.
Кащей Бессмертный – демон зимы, способный заморозить всю природу.
По всей видимости, Щасвернус поверил расхожим слухам, что его жизнь зависит от целостности иглы, которая помещена в яйцо. Яйцо, в свою очередь, заключено в утку, которая находится в зайце, сидящем в сундуке, зарытом под дубом на острове Буяне.
На самом деле, яйцо – это символ нашего мира. Скорлупа – небо, белок – вода, желток – земля. И с его разрушением погибнет не только Кащей, но и все живое на земле.

IV. Красная шапочка
В следующей истории повествуется о Красной Шапочке и ее Бабушке. Вот как все происходило с точки зрения Пшелты и Щасвернуса.
Читается сказка «Легенда о Красной Шапочке» (http://proza.ru/2008/05/18/456)

Вопрос по прочитанному:
1. Расскажите, как звучал диалог между Волком-Щасвернусом и Красной Шапочкой?
Ответ:
– Бабушка, почему у вас такие большие уши?
– Это чтобы лучше тебя слышать.
– Бабушка, почему у вас такие огромные глаза?
– Это, чтобы лучше тебя, внученька, видеть.
– Бабушка, почему у вас такие страшные зубы? …

V. Экзамен у Золотой Рыбки
И завершает наш сегодняшний урок история, как Пшелты с Щасвернусом сдавали экзамен Золотой Рыбке.
Читается сказка «Экзамен у Золотой Рыбки» (http://proza.ru/2008/05/30/263).

По ходу чтения рекомендуется прокомментировать:

…и Кариатидами подпертая…
По античным мифам и легендам, титан Атлант держал на своих плечах небесный свод.
В память об этом при строительстве зданий часто поддерживающие колонны выполнялись в виде мужских и женских фигур – Атлантов и Кариатид.

Вопросы о прочитанном:
1. Что напоминает процесс создания больших иллюзий?
Ответ: Съемки современного фильма.
2. Вспомните основные эпизоды «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?

VI. Домашнее задание
Напишите собственные истории про Пшелты и Щасвернуса по сюжетам известных сказок – «Репка», «Колобок», «Царевна Несмеяна», «Как лиса летать училась», «Золушка», «Кот в сапогах».
(В третьей части книги А.Богаделина «Кикимора и другие…» приведены обработки этих сказок - http://proza.ru/avtor/bogadelin).

УРОК ВТОРОЙ
Ход урока:

I. Вступительная часть
На прошлом уроке мы познакомились с веселыми героями – бесом Пшелты и чертом Щасвернусом. Сегодня мы узнаем об их новых приключениях.
Первая история повествует о Царевне-лягушке. Всем нам с детства хорошо знакома судьба Ивана-царевича, стрела которого попала в болото и оказалась в руках сидящей на кочке лягушки. Теперь мы выясним, как все это случилось на самом деле.
Далее читается сказка «Болотница Марфуша» (http://proza.ru/2008/06/17/246).

Вопросы о прочитанном:
1. Как называется загадка, загаданная Болотнице Марфуше Пшелты?
Ответ: Загадка сфинкса.
2. Кто такой Кот Баюн?

II. Лимерики
А теперь переходим к самому интересному. Оказывается, Пшелты и Щасвернус не только пересказывали известные сказочные сюжеты, но и сочиняли лимерики.
Лимерики – это шуточные стихотворения из пяти строк, и их традиционно связывают с именем Эдварда Лира, издавшего в 1846 году свою знаменитую «Книгу нонсенса». Приведем несколько примеров из этой книги:

Жила на горе старушонка,
Что учила плясать лягушонка.
Но на все «раз-и-два»
Отвечал он: «Ква-ква!» –
Ох, и злилась же та старушонка!

Один старикашка с косою
Гонялся полдня за осою.
Но в четвертом часу
Потерял он косу
И был крепко укушен осою.
(Пер. Г. Кружкова)

Однако истоки этого жанра можно уже найти и в сборнике английских народных стихотворений, считалок и песенок для детей «Рифмы матушки Гусыни», впервые в печатном виде увидевшем свет в Англии в конце 17 века.
Пятистишие классического лимерика строится по схеме ААВВА, то есть рифмуются первая, вторая и пятая строки, и соответственно – третья и четвертая. Количество слогов в первой, второй и пятой строках желательно, чтобы было на три больше, чем в третьей и четвертой. С точки зрения сюжетной линии, шутливое пятистишие обычно (но не обязательно) включает описание эксцентрических действий героя, проживающего в том или ином месте, и реакцию на его действия кого-либо из окружающих.
После этого краткого пояснения перейдем к истории наших героев.
Сказка «Лимерики» (http://proza.ru/2008/06/02/358).

По ходу чтения рекомендуется прокомментировать:

1. Безобразник из леса дремучего…
Щасвернус сочинил лимерик про Соловья-Разбойника.

2. Хокку.
Хокку, хайку (буквально начальные стихи) – жанр японской поэзии. Нерифмованное трехстишие в оригинале состоящее из 17 слогов (5 – 7 – 5).
Наиболее ярким представителем этого жанра считается Мацуо Басё (1644 – 1694).

«Осень уже пришла!» –
Шепнул мне на ухо ветер,
Подкравшись к постели моей.

III Творческий конкурс.
Узнав, что такое лимерики и как блестяще справился со своим заданием Пшелты, попробуем сами сочинить такие юмористические пятистишия. Но темой для них будут цифры от одного до десяти, а героями – славянские духи. (Рекомендуется кратко перечислить основных персонажей славянской мифологии - http://proza.ru/2008/09/21/230).
В качестве примера можно привести следующие стихи.

Про цифру 5.
Пять друзей-домовых с балалайками
Притаились за ларем с фуфайками.
Лишь хозяин заснёт –
Сразу дружный аккорд
Раздаётся из ларя с фуфайками.

Про цифру 6.
Без обеда и без выходных
Тренируются шесть водяных.
Всё качают хвосты –
Знак мужской красоты,
Чтоб русалки вздыхали о них.

Про цифру 7.
Спутав шерсть и попрятав все спицы,
Подались семь кикимор в певицы:
На завалинке сели
И про груши запели,
Так, что с веток попадали птицы.

IV. Домашнее задание
Дописать начатые стихи.

V. Возможность замены сказок
Учитель может по своему усмотрению выбрать другие сказочные истории.
Полный список обработок классических сказочных сюжетов (в пересказе Пшелты и Щасвернуса) из книги Александра Богаделина «Кикимора и другие…».

«Репка» - http://www.proza.ru/2008/05/28/307
«Курочка Ряба» - http://www.proza.ru/2008/05/29/310
«Колобок» - http://www.proza.ru/2008/05/19/183
«Сказка о рыбаке и Золотой рыбке» - http://www.proza.ru/2008/05/30/263
«Царевна-Несмеяна» - http://www.proza.ru/2008/06/08/263
«По щучьему велению» - http://www.proza.ru/2008/06/03/327
«Как лиса летать училась» - http://www.proza.ru/2008/06/14/204
«Про сестрицу Аленушку и братца Иванушку» - http://www.proza.ru/2008/07/01/271
«Царевна-лягушка» - http://www.proza.ru/2008/06/17/246
«Красная шапочка» - http://www.proza.ru/2008/05/18/456
«Золушка» - http://www.proza.ru/2008/05/20/356
«Кот в сапогах» - http://www.proza.ru/2008/06/09/22
«Спящая красавица» и «Новое платье короля» - http://proza.ru/2009/11/21/918
«Волк и семеро козлят» - http://proza.ru/2009/12/04/152
«Принцесса на горошине» - http://proza.ru/2009/12/15/339


Полный текст материала Разработка урока литературы или МХК и творческого конкурса по теме «Старые истории на новый лад»; 7-8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Богаделин Александр Аркадьевич  Bogadelin
14.01.2010 2 6679 838
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
1 Bogadelin • 10:22, 15.01.2010
Уважаемые преподаватели!

Большая просьба, поделиться своими впечатлениями, как по представленной методической разработке, так и по проведенным урокам.
Особенно меня интересует реакция детей и хронометраж.
Буду весьма признателен.

С уважением, Александр Богаделин
писатель