Презентация к уроку МХК по теме "Средневековье. Символика православной иконы"


Слайд 1
Символика православно й иконы
Слайд 2
• Икоо на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»). • Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности. • Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.
Слайд 3
Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый.
Слайд 4
В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).
Слайд 5
Перспектива • Перспектио ва (фр. perspective от лат. perspicio — ясно вижу) — • Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя) • Способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
Слайд 6
Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.
Слайд 7
Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной мир. Икона есть видимое невидимого. Икона - это окно в горний мир Духа
Слайд 8
«Изображение» времени • Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации" в мире икон — как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время. • До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. О Боге нельзя сказать "был" или "есть", или "будет" порознь — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет, не меняется. • В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога — Яхве — Сущий.
Слайд 9
• В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах. • Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах.
Слайд 10
Изображение архитектуры
Слайд 11
Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.
Слайд 12
Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д. Смысл этого явления в том, что архитектура единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.
Слайд 13
Изображение света
Слайд 14
Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.
Слайд 15
Изображение лика
Слайд 16
Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.
Слайд 17
К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д
Слайд 18
Символика цвета • Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. • В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.
Слайд 19
• Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. • Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
Слайд 20
Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангеловсерафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.
Слайд 21
• Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. • На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники люди, добрые и честные, живущие "по правде". • Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Слайд 22
. Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Слайд 23
Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. серый Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Слайд 24
Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет.
Слайд 25
• • • Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность восприятия фона иконы и одновременно светоносность изображенного на ней. Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами. Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати. Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого. Нимб - не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.
Слайд 26
Символика геометрических фигур По античным и средневековым воззрениям, четыре стихии есть четыре типа различной организации пространства. Эти различные типы пространства имеют символическую геометрическую выраженность, каждый свою. Из двух стихий земля и вообще "наше" пространство символизируется кубом, кубом а огонь может выражаться шаром. шаром На плоскости куб и шар могут быть представлены в проекции как четырехугольник и круг. круг
Слайд 27
Символика предметов и животных • Изображение павлина мотив изобилия, плодородия, бессмертия (в иконографии западноевропейского христианства Павлин пьёт из евхаристической чаши, клюёт плоды виноградной лозы). • Весьма широко распространены изображения Павлина у райского древа жизни, а также двух Павлинов по сторонам мирового древа.
Слайд 28
Голубь в церковной символике – это символ Святого Духа. Часто изображается не только на иконах («Крещение», «Троица» и др.), но и под куполом храма (Исаакиевский собор).
Слайд 29
Слайд 30
Виноградная лоза • • • • Виноградная лоза евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом – рая. К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.
Слайд 31
Символика агнца С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17).
Слайд 32
Символика рыбы В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет "ловцами человеков" (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода" (Мф 13:47).
Слайд 33
Ангел – символ евангелиста Матфея Евангелист Матфей, имевший также имя Левия — автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.
Слайд 34
Лев – символ евангелиста Марка • Евангелист Марк — автор второго Евангелия, написанного со слов и под руководством апостола Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.
Слайд 35
Телец – символ евангелиста Луки Лука — автор третьего Евангелия, по роду занятий врач и, как следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью
Слайд 36
Орёл – символ евангелиста Иоанна Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия, возлюбленный ученик Христа, бывший с ним в самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения.
Слайд 37
• Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления или вещи дает понятие о вещах, трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни. • С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.
Слайд 38
Источники: 1. http://www.hamburghram.de/wordpress/letopis/o-simvolikeikonyi/401.html 2. http://museum.dp.ua/ru/exhibitions/virtualexhib /pravoslavicon.html?start=4 3. http://teologia.ru/www/biblioteka/esthetika/sred stva.htm 4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA %D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF %D0%B8%D1%81%D1%8C 5. http://polevskoy.orthodoxy.ru/lib/ikon/sim/simvo l.htm 6. http://g-vik.narod.ru/2008/n40/08_40s8.htm
Слайд 39
Работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г. Лобня Бычковой Наталией Михайловной. 2009 г.

Полный текст материала Презентация к уроку МХК по теме "Средневековье. Символика православной иконы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бычкова Наталия Михайловна  Лота
29.04.2009 4 13055 4774

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 4
avatar
4 Людмила1111 • 14:03, 06.04.2014
Ваша презентация "Символика православной иконы " помогла мне в работе на уроке МХК объяснить наглядно, чем отличается икона от картины. В презентации глубокий наглядный материал , который учащимся на словах было бы трудно воспринимать.
Это не первая Ваша презентация, скачанная мною,спасибо за работу.
avatar
3 Лена69 • 09:16, 01.09.2011
Очень понравилась Ваша презентация! Спасибо! C удовольствием буду использовать на уроках.
avatar
1 Seleni • 19:40, 22.10.2010
Очень понравилась Ваша презентация! Спасибо! Одно маленькое замечание как специалиста (я реставратор икон) - серый цвет использовался в иконописи, даже имел устоявшееся название - "рефть". Это именно серый.
avatar
2 Лота • 21:26, 24.10.2010
Спасибо! Принимаю к сведению!