Презентация "Развитие внимания младших школьников с нарушениями интеллекта в процессе изодеятельности"


Слайд 1
ГКБ ОУ ДПО (повышение квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования» Развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта в процессе изобразительной деятельности выполнила: Орлик Татьяны Сергеевны, учитель ИЗО КГКОУ ШИ 10 г. БИКИН
Слайд 2
Актуальность Развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Внимание как главное условие осуществления познавательной деятельности обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к дезадаптации в начальных классах. В данной работе рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов с нарушением интеллекта (на примере уроков изобразительной деятельности).
Слайд 3
Цель работы: на основе изучения специфических особенностей внимания младших школьников с нарушением интеллекта разработать рекомендации, направленные на развитие внимания (на примере уроков изобразительной деятельности).
Слайд 4
Задачи: Проанализировать работы отечественных и зарубежных специалистов по проблеме изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Описать особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Раскрыть роль уроков изобразительной деятельности в развитии внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Разработать рекомендации для педагогов по развитию внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.
Слайд 5
Объект: внимание младших школьников с нарушением интеллекта. Предмет: развитие внимания младших школьников с нарушением
Слайд 6
Гипотеза исследования заключается в том, что занятия изобразительной деятельностью будут способствовать развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Практическая значимость заключается в отборе упражнений и методов, применяемых на уроках изобразительной деятельности, способствующих развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
Слайд 7
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении определена актуальность, выявлена проблемы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, сформулирована гипотеза, обоснована практическая значимость и описана структура работы. В первой главе «Проблема изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта в работах отечественных и зарубежных специалистов» проанализированы работы ведущих специалистов, освещены основные аспекты данной проблемы. Во второй главе «Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта» рассматриваются методы, раскрыто коррекционное значение уроков ИЗО, разработаны рекомендации, влияющие на развитие внимание. В Заключении приведены общие выводы, доказана гипотеза исследования, отражено выполнение поставленных задач. В библиографическом списке дан анализ 31 теоретического источника. В Приложении представлены упражнения по развитию внимания, конспекты уроков.
Слайд 8
Специалисты о внимании Специалисты отечественной педагогики, такие как, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, и другие считают нарушения внимания одним из характерных симптомов умственной отсталости. В коррекционной психологии существует небольшое число работ, посвященных изучению внимания. К ним относятся исследования, выполненные Г.Л. Баскаковой, С.П. Лиепинь, Л.И. Переслени, С.А. Сагдуллаевым и других специалистов.
Слайд 9
внимание это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной активности (Рубинштейн С.Я )
Слайд 10
Функции внимания отбор значимых, соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности воздействий и торможение других, несущественных, побочных, конкурирующих воздействий; удержание данной деятельности до тех пор, пока не завершится познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель; регуляция и контроль протекания деятельности.
Слайд 11
Виды внимания непроизвольное - пассивное, само собой возникающее внимание произвольное - активное, волевое, сознательно регулируемое сосредоточение на объекте послепроизвольное - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес
Слайд 12
Свойства внимания Объем внимания Устойчивость внимания Концентрация внимания Распределение внимания Переключение внимания
Слайд 13
Нарушения внимания отвлекаемость рассеянность чрезмерная подвижность инертность
Слайд 14
глава1 Теоретические аспекты изучения внимания У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нарушены все свойства внимания, но не у всех учащихся одинаково. Многие ученики не в состоянии активно переключать внимание, и в большей степени страдает объем. Другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.
Слайд 15
Анализ теоретических источников показал, что у младших школьников с нарушением интеллекта не одно из свойств внимания не остаётся тем или иным образом, не задетым патологическими отклонениями в психическом развитии ребенка. Авторы указывают на малый объем внимания олигофренов, на колебания устойчивости внимания и его концентрации, проявляющиеся в периодических изменениях работоспособности и в быстрой утомляемости учеников. Подчеркивают их постоянную, чрезвычайно легкую отвлекаемость, особенно отчетливо обнаруживающуюся при работе с относительно сложным материалом.
Слайд 16
глава2 педагогическая коррекция на уроках ИЗО Многие педагоги и психологи подчеркивают, что процесс изображения предмета независимо от его художественного исполнения имеет большое познавательное значение. Рисование помогает учащимся лучше усваивать знания по различным школьным дисциплинам, поскольку оно активизирует внимание. Воспроизводя в рисунке предметы и явления, школьники глубже познают окружающую действительность. В изображаемом предмете они усматривают такие детали и частности, которые ими не замечались до рисования.
Слайд 17
Для выявления уровня развития внимания на уроках можно использовать следующие методики: наблюдение, беседа, диагностические методики. Методика «Корректурная проба» Методика «Таблица Шульте» Методика «Пьерона-Рузера»
Слайд 18
По результатам применяемых методик будет видно,в каком направлении учащиеся с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в коррекции недостатков внимания.
Слайд 19
Коррекция нарушений внимания, свойственных школьникам с нарушением интеллекта осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения, посредством выработки умения активно и сосредоточенно выполнять предложенные задания на уроке изобразительной деятельности. Уроки и развивающие упражнения по изобразительной деятельности эффективно влияют на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
Слайд 20
На основе материалов, предложенных педагогами-исследователями были подобраны практические рекомендации для педагогов по коррекции и развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта в процессе изобразительной деятельности
Слайд 21
Коррекция средствами изобразительного искусства может быть представлена и виде отдельной игры, и в виде специальных занятий, причем предпочтение отдается упражнениям, предполагающим несложную работу с материалом. Включая использование песка, глины, наливание разных красок на лист бумаги. При этом необходимо подробнейшее предварительное знакомство с изобразительными средствами. Такого рода работа позволяет активизировать детей и развивать их сенсорно-моторные навыки.
Слайд 22
В ходе проводимой коррекционноразвивающей работы с младшими школьниками , применяя различного рода упражнения которые приведены в приложении, учитель сможет исправить недостатки не только внимания, но и всех остальных психических процессов.
Слайд 23
Вывод Используя на уроках изобразительного искусства специально отобранные упражнения, направленные на развитие внимания, у учащихся младших классов под влиянием коррекционно-развивающей работы постепенно расширятся возможности учащихся замечать, интенсивно выполнять несложную однообразную работу, обобщать и осмысливать воспринятое. Они станут более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретет осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Слайд 24
Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера» Л.С. Выготский
Слайд 25
в ходе работы была подтверждена гипотеза о влиянии изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Задачи, поставленные в работе были выполнены, цель исследования – достигнута. Работу можно считать выполненной.

Полный текст материала Презентация "Развитие внимания младших школьников с нарушениями интеллекта в процессе изодеятельности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Орлик Татьяна Сергеевна  Публикатор
07.11.2017 0 640 47

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0