С.А.Есенин "Поёт зима - аукает" (3 класс)


Предмет: литературное чтение

УМК: «Начальная школа XXI века»

Класс: 3

Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №7 г.Балашова Саратовской области


Тема: С.А.Есенин «Поёт зима – аукает»

Цели и задачи урока:

  1. Ввести учащихся в мир поэзии С.А.Есенина на примере стихотворения «Поёт зима – аукает»

  2. Показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии С.А.Есенина.

  3. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста.

  4. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания.

  5. Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроение автора, выявлять творческую индивидуальность поэта.

  6. Развитие воображения.

  7. Воспитание чувства прекрасного, наблюдательности к окружающему миру, любви к природе, к языку.


Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

  2. Авторская презентация к уроку «С.А.Есенин»

  3. Авторский фильм в программе Movie Maker

  4. А.Вивальди «Зима»


Ход урока:

  1. Активизация внимания.


  1. «Настройка» на восприятие ( Включаю «Фильм» и на его фоне читаю стихотворение В.Брюсова) (Слайд 2)


Серебро. Огни и блёстки.

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят берёзки,

Чёрно-голые вчера.

Это область чьей-то грёзы,

Это призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.


- Понравилось вам стихотворение? Чем?

- Какие чувства, эмоции вас охватили при слушании?

- Какие картины природы вам представились?

- О каком же времени года эти стихи?

- А сейчас какое время года на дворе? Почему вы так решили? Подчинилась ли природа календарю?

- Чем вам нравится зима?

- А вы в лес ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились? (словесное рисование)

- А кто же хозяйничает в лесу, кто сделал его таким?

- А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову Зима?

(Волшебница, фея, колдунья, кудесница, кружевница, мастерица и т.д.)

- А какие звуки можно услышать в зимнем лесу? (Шум ветра, скрип деревьев, стук дятла, попискивание синиц и т.д.)

- А что делает ветер в лесу? (Шумит, завывает, поёт)



  1. Тема урока и цели.

- Молодцы! Вы говорите прозой, но говорите о красивом. Ведь вы же не поэты. Я начала урок со стихотворения В.Брюсова о зиме. Но мы не умеем так красиво говорить, образно, понятно выражать свои мысли, но учиться мы этому должны у мастеров художественного слова, поэтах. Главное, что мы чувствуем эту красоту, и мне кажется, что на сегодняшнем уроке у нас это должно получиться.


- Зимняя природа побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, а поэтов – словом. вот и мы сегодня встретимся с зимой. А гость наш русский поэт С.Есенин (Слайд 3) и его стихотворение «Поёт зима – аукает»


- Сергей Есенин (Слайд 4) родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии (ныне области) в Константинове. Рос как и все сельские мальчишки, лазал по деревьям, ночевал в шалашах, скакал на лошади, любил ходить со взрослыми на охоту. Окончил церковно-учительскую школу, но как сам говорил о себе, учителем, к счастью, не стал. Уже в 16 лет начал сочинять стихи, многие из которых посвящены вечному – Родине, Матери, Природе, России, Любви. Сегодня мы будем читать стихотворение С.Есенина, в котором много красоты, любви к природе.


  1. Знакомство с текстом и первичный анализ.

  1. Чтение стихотворения «про себя» (2 раза) ( на фоне музыки А.Вивальди «Зима»)

  2. Обмен впечатлениями:

- Мы говорим, что поэзия – это музыка слов. Какую музыку вы услышали?

- Какое настроение у вас возникло? (Музыка медленная, плавная. Настроение задумчивое, немного сонное, грустное)

- А что особенно понравилось в этом стихотворении?

- Посмотрите на иллюстрацию. А знаете ли вы, что первое название этого стихотворения было «Воробушки»?!


  1. Работа над лексикой.

- Найдите в тексте и прочитайте о них, о воробушках…

- Какие слова особенно выражают переживания поэта? (…пташки малые, голодные, усталые)

- Именно эти слова помогли нам представить этих птиц ярко, объёмно, как в жизни. Эти слова называются ЭПИТЕТЫ (Слайд 5)

- Есть ли ещё строки о птицах, воробьях? Прочтите их ( …как детки сиротливые)

- Как понимаете эти слова? (т.е. поэт сравнивает их с детьми-сиротами)

- Почему он их сравнивает? (Зима, как мачеха, неласкова, сурова)

- Какой приём использует автор? СРАВНЕНИЕ (Слайд 5)

- Подумайте, зачем же Есенин использует эпитеты и сравнение? (Чтобы ярче передать свои чувства нам)

- А какие же чувства он хотел передать? (Тревогу, сочувствие, волнение, жалость, переживание и т.д.)

- Попробуем передать эти чувства автора при чтении. (Чтение учащихся вслух. Отзывы, оценки)

- Почему же пташки бедные, голодные? (Зима сердитая, холодная и злая)

- Прочитайте, какая зима у поэта.

- Как зима поёт песни? (Хрустит, звенит, воет)

- Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы представили? (Хвойный лес засыпанный снегом)

- Нам встретилось слово стозвоном. Это слово придумал сам Есенин. Чтобы понять его, я открою вам один секрет. Если в сильный морозный день вы пойдёте в лес и подойдёте к сосне, то услышите, что дерево звенит. Теперь понятен смысл выражения стозвоном сосняка?

- Прочитайте следующие три строчки. Как понимаете выражение с тоской глубокою?

- О чём, почему тоскуют?

- Какие слова-краски помогли оживить предметы, увидеть что-то новое в знакомом? (Седые)

- Значит они живые, если могут испытывать чувства, свойственные человеку. Такой литературный приём называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. (Слайд 5)

- Озаглавьте эту часть стихотворения. («Воет ветер в лесу») (Слайд 6)

- Как вы думаете для чего Есенин писал о холодной метелице, седых облаках, снежных вихрях? (Чтобы показать силу и власть зимы)

- Прочтите строки о метелице. Подумайте, каковы темп, громкость, настроение. (Напевно, плавно, немного грустно)

- Какая картина возникла в вашем воображении?

- Что и почему Есенин сравнивает с шёлковым ковром? (Снег переливается, как блестящая ткань)

- Красивая картина. Но поэт добавляет «но больно холодна». Почему? (Он подчёркивает красоту зимы, но и подчёркивает её суровость, силу, власть)

- Какой же литературный приём снова использует автор?

- Попытаемся голосом передать силу, власть зимы, её могущество. (Чтение учащихся. Отзывы, оценки)

- Озаглавьте эту часть. («А по двору метелица стелется») (Слайд 6)


- Прочитайте первые три строки 3-й части. какую картину вы представили?

- Бешеный рёв вьюги – это какой? (Громкий, сильный, страшный, завывающий)

- С какой интонацией это надо передать читая?

- Всё ли так страшно в стихотворении? Докажите. (3 последние строки)

- Как прочитаем эти строки? (Светло, мечтательно, с надеждой)

- О чём мечтают птицы? (О весне)

- В стихотворении автор использует образ зимы и образ весны. Разные, противоположные эти образы, времена года или одинаковы?

- Именно потому, что разные, автор использует литературный приём КОНТРАСТА.

- А как вы думаете, зачем он использует приём контраста? (Чтобы ярче, лучше, полнее показать их различие)

- Прочитайте эти строки, помня о настроении мечтательности и грусти. (От слов «..и дремлют пташки…» и до конца. Отзывы, оценки)

Озаглавьте часть. (Слайд 6)


  1. Подготовка к выразительному чтению.

- Мы говорили, что поэзия – это музыка слов. какие зимние звуки вы услышали в этом стихотворении? (Вой, звон, скрип, стук ставень от ветра, убаюкивающий звон сосняка)

- Какие же литературные приёмы использовал автор при описании зимы, зимней природы?

- Действительно, благодаря этим приёмам мы полнее увидели, услышали зимние звуки, поняли настроение автора, ярче увидели образы, нарисованные словом.

- Удивительное стихотворение! А вам оно понравилось? Так давайте же попробуем и мы при чтении передать настроение поэта. Обратимся к плану, который составили во время разбора. Обратите внимание на темп, громкость, настроение. (Слайд 6)


- Каждый из вас, конечно, будет выражать эти чувства по-своему, но разница между грустью, сочувствием, мечтательностью и суровостью должна быть выражена обязательно.


(Чтение вслух с учётом требований. Оценки, самооценки.)


- Удалось ли выразить чувства автора?

- Получилось ли передать различные зимние звуки?


  1. Обобщение. Итог.

- С.А.Есенин автор этого и многих стихотворений. О нём его современник Алексей Николаевич Толстой писал так (Слайд 7): «Его поэзия есть разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души»

- А как бы вы сказали об Есенине?

- Что вы открыли для себя в этом стихотворении?

- В своих стихах поэт воспел красоту русской природы, восхищение ею и удивление. Любовь к России он воспитал в себе ещё с детства. Во всём мире знают и любят его стихи за теплоту, лиричность и удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична, музыкальна. Надо только уметь слушать и наслаждаться. Надеюсь, что и вы полюбите поэзию, особенно стихи Сергея Есенина.


  1. Домашнее задание.

- Выучить наизусть стихотворение, нарисовать рисунки, написать сочинение-миниатюру о зимних звуках. Например: скрип снега, стук дятла, свист синиц и щебетанье воробьёв, звон ёлочных игрушек, смех детей, вой ветра, шелест снежинок, звон льдинок, перезвон сосулек. Желательно в стихотворении использовать известные вам литературные приёмы.


4


Слайд 1
Урок литературного чтения С.А.Есенин «Поёт зима – аукает» Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г.Балашова Саратовской области» Прокудина Ольга Владимировна
Слайд 2
26.03.18 2
Слайд 3
С.А.Есенин «Поёт зима – аукает» 26.03.18 3
Слайд 4
26.03.18 4
Слайд 5
26.03.18 5
Слайд 6
1. Воет ветер в лесу (напевно, убаюкивающие звуки зимы) 2. А по двору метелица (красота, суровость зимы) 3. Озябли пташки малые (сочувствие к пташкам малым, тревогу, жалость, волнение) 4. А вьюга стелется (рёв вьюги, звуки зимы) 5. Снится весна (мечтательно, немного грустно, с надеждой, светло)
Слайд 7
А.Н.Толстой писал: «Его поэзия есть разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души…»
Слайд 8
http://lady.webnice.ru/blogs/?v=1070 С.А.Есенин http://thememaker.ru/themes-list.model/78/1/78/23524/ http://www.esenin-sergej.ru/esenin/family.php Сергей Есенин родители Есенина

Полный текст материала С.А.Есенин "Поёт зима - аукает" (3 класс) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прокудина Ольга Владимировна  19694878
30.04.2011 6 7716 1683

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 6
avatar
6 ГалинаЮрьевна • 18:35, 07.10.2011
Большое спасибо за отличный урок!
avatar
5 ГалинаЮрьевна • 18:33, 07.10.2011
Большое спасибо за отличный урок.
avatar
4 Родик36 • 17:42, 07.10.2011
Спасибо большое. Прекрасный урок. Добавлю в свою копилочку.
avatar
3 БГН • 18:50, 27.05.2011
Спасибо за урок. Очень насыщенный. Дети очень многому учатся. А главное любить природу.
avatar
2 shnuro4ek • 15:02, 06.05.2011
1855
avatar
1 Vokueva-Irina • 15:47, 03.05.2011
Замечательный урок, все моменты детально проработаны. И эмоционально тоже всё получилось. Хорошая работа!