Брейн-ринг по теме "Мы - патриоты. Сирень 45-го года". Внеклассное мероприятие по истории для 10 класса




Брейн – ринг

по истории боевой славы России «Мы – патриоты»

по теме

«Сирень 45-го года» для 10 класса



Автор:

Кузьмина Эльвира Александровна,

учитель истории и обществознания,

классный руководитель 10 класса

МОУ-СОШ №17

Города Армавира

Краснодарского края


Тема урока: «Сирень 45-го года»

Брейн - ринг по истории боевой славы России «Мы – патриоты»


Цели и задачи урока: через социально – деятельностную практику по тематике боевой славы России сформировать стойкие убеждения учащихся о необходимости любить и беречь свою Родину, быть её патриотом, уважать ветеранов, свято чтить их память, не допускать проявления экстремизма и фашизма среди молодёжи.


Перечень категорий вопросов брейн-ринга.


1.Песни военных лет.

2.История флота России.

3.Военная техника.

4.Награды и отличия.

5.Русское оружие.

6.Военное дело.

7.Сражения.

8.Русские военачальники.

9.Полководцы Победы.

10.По произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».


Ход урока.


Вступительное слово учителя:

Вторая мировая война была самой длительной и кровавой войной в истории человечества. По числу участников, территории, охваченными военными действиями и связанными с ними разрушениями, числу жертв она намного превзошла все войны прошлого.

Фашистские режимы осознанно стремились очистить захваченные территории от людей, отнесённых ими к «неполноценным» расам, а выживших превратить в рабов. Это определило особенно высокий уровень потерь среди мирного населения. Война приобрела бескомпромиссный характер. При всех противоречиях между странами, ставшими жертвами фашистской агрессии, по мере того как их лидеры осознавали, какую участь готовит им фашизм, росло понимание необходимости вести борьбу против него до полной победы.

Советский Союз принял на себя основной удар. Ценою многих миллионов жизней наших соотечественников, нами была добыта Победа. Вся Европа встречала героев-победителей первыми весенними цветами – сиренью. Поэтому сирень стала символом Победы 45-гогода.

К сожалению, сейчас наши современники утрачивают память о тех событиях, о великой роли нашего народа, а подчас допускается прямая фальсификация исторических фактов.

Чтобы этого не допустить, мы и проводим наш брейн-ринг по истории боевой славы России с древнейших времён до сегодняшнего дня.


Вопросы брейн-ринга по категориям.

1.Песни военных лет.

Вопросы:

1.Песня О. Газманова.

2. Главный герой песни, в которой идёт речь о событии на р. Халкин - Гол.

3.Песня о девушке, имя которой совпадает с ласковым наименованием реактивного миномёта.

4.Песня на музыку М. Таривердиева из к/ф о разведчике Штирлице.

5.Главный герой песни гр. «Любэ».

6.Самый известный исполнитель песни «День Победы».

7. Название песни на стихи Расула Гамзатова.

8.В военном деле – земляное строение, воспетое автором в одноимённой песне.

9.Песня о воине, в которой упоминаются «друзья, оставшиеся лежать у незнакомого посёлка на безымянной высоте».

10.Поэт, военный корреспондент, автор стихотворения «Жди меня», положенного на музыку.

11.Женщина, которой ещё в годы Первой мировой войны посвятили марш – прощание с воинами, уходящими на фронт.

12.Актёр, певец, исполнитель песни «Тёмная ночь», прозвучавшая в х/ф «Два бойца».


Ответы

1. «Офицеры». 2. Танкист. 3. Катюша. 4. «Мгновение». 5. Комбат. 6. Лещенко. 7. «Журавли». 8. «Землянка». 9. «Тишина». 10. Симонов. 11. Славянка. 12. Бернес.



2.История флота России.

Вопросы:

1.Русский крейсер русско-японской войны, героически сражавшийся в бухте Чемульпо с японской эскадрой. В виду угрозы захвата противником был затоплен командой. Подвигу этого крейсера посвящено несколько песен.

2.Российский военно – морской флаг.

3.Флотоводец, адмирал, создатель Черноморского флота.

4.Турецкий порт, у которого в 1853 г. в ходе Крымской войны состоялось последнее парусное сражение в истории флота, выигранное русскими войсками под командованием П.С. Нахимова.

5.Русское название п-ва Ханко, где во время Северной войны авангард русского галерного флота под командованием Петра I разгромил шведскую эскадру. Первая в истории русского флота крупная морская победа.

6.Речное парусное судно, увековеченное в знаменитой песне о Ст. Разине.

7.Походы русских войск и флота во главе с Петром I во время русско – турецкой войны 1686 – 1700 гг. с которых идёт отсчёт истории военно – морского флота России.

8.Остров в южной группе Аландских о-ов. Во время Северной войны в его районе отряд русского галерного флота под командованием генерала М.М. Голицына в 1720 г. разбил шведскую эскадру, что приблизило заключение Ништадского мира.

9.Старинное русское парусное судно.

10.Полуостров в Корейском проливе в котором в мае 1905 г. произошёл героический бой Второй русской Тихоокеанской эскадры под командованием вице адмирала З.П. Рожественского с неравными силами противника.

11.Российский флотоводец, адмирал, сподвижник М.П. Лазарева. В Крымской войне коман7дующий русским флотом в Синопском бою, где разгромил турецкий флот. Один из руководителей героической обороны Севастополя.

12.Мыс, где в 1790 г. была одержана победа русским флотом под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Ответы

1.«Варяг». 2.Андреевский. 3.Ушаков. 4.Синоп. 5.Гангут. 6.Чёлн. 7.Гренгам. 8.Ладья.

9.Цусима. 10.Нахимов 11.Тендра. 12.Азовские.



№3 «Военная техника».

Вопросы

1.Первые управляемые ракеты, появившиеся на вооружении у Германии в самом конце Второй мировой войны.

2.Так в годы войны называли тракторный завод в г. Челябинске.

3.Название немецкого танка.

4.Орудие, приспособление или боевой приём, предназначенный для разрушения защитных сооружений и техники противника.

5.Военное судно.

6.Название первой русской подводной лодки.

7.Название немецкого танка.

8.Отец автора первого русского танка, выдающийся химик.

9.Город – герой, в ходе битвы за Его «дугу» развернулось самое крупное танковое сражение в ходе Второй мировой войны.

10.Боевой самолёт, предназначенный для поражения наземных и морских объектов противника бомбами и ракетами.

11.Бомбардировщик КБ Ильюшина, названный «Летающим танком».

12.Марка самолёта – истребителя, разработанного в КБ Яковлева.


Ответы

1.Фау. 2.Танкоград. 3.Тигр. 4.Таран. 5.Корабль. 6.»Щука». 7.«Пантера». 8.Менделеев. 9.Курск. 10.Бомбардировщик. 11.Ил. 12.Як.




№4«Награды и отличия».


Вопросы

1.Отличительный знак военнослужащего – гвардейца.

2.Наплечные знаки различия военнослужащих. Носились офицерами, генералами и адмиралами при парадной одежде. Имели «чашку» и обозначением офицерского чина и бахрому. Упразднены в 1917 г.

3.Знак, объединяющий воинскую часть и указывающий на ее принадлежность к вооружённым силам данного государства.

4.Место, где носился орден Св. Анны 1 степени.

5. Современные наплечные знаки различия военнослужащих.

6.Отличительный знак на форменном головном уборе.

7.Холодное колющее оружие с прямым, коротким, двухлезвийным узким клинком и костяной рукояткой. Личное оружие офицеров военных флотов.

8.Металический знак с двусторонним изображением или надписью в память о каком-либо событии, награда.

9.Предметы, расположенные на погонах офицеров, обозначающие его чин.

10.Высший военный орден Великой Отечественной войны, которым награждался только высший командный состав.

11.Виды отличия в вооружённых силах, прикрепляемые к рукавам или другой части одежды.

12.Знак отличия, почётная награда за военные заслуги.


Ответы

1.Значёк. 2.Эполеты. 3.Знамя. 4.Шея. 5.Погон. 6.Кокарда. 7.Кортик. 8.Медаль. 9.Звёздочка. 10.Победа. 11.Нашивка. 12.Орден.



№5«Русское оружие».

Вопросы

1.Ласковое название советского реактивного миномёта.

2.Гладкоствольное или нарезное орудие для навесной стрельбы по укрытым целям противника и для разрушения полевых укреплений. Изобретён офицером русской армии Гобято в ходе русско – японской войны.

3.Немецкая супергаубица.

4.Индивидуальное многозарядное нарезное стрелковое оружие с вращающимся барабанным магазином для поражения живых целей противника на расстоянии до 100 м. стоял на вооружении русской армии.

5.Город, названный «оружейной мастерской».

6.Металлический шлем, отличавшийся навершием в виде длинного шпиля.

7.Индивидуальное стрелковое скорострельное автоматическое оружие с дальностью поражения до 400 м.

8.Древнерусское название аркебузы, первое русское огнестрельное оружие.

9.Российский конструктор автоматического стрелкового оружия.

10.Широкий длинный топор с лезвием в воде полумесяца.

11.Старинное русское артиллерийское гладкоствольное орудие, гаубица, сопровождающая пехоту в бою.

12.Артиллерийское орудие для настильной стрельбы по наземным и воздушным целям.

Ответы

1.Катюша. 2.Миномёт. 3. «Дора». 4.Револьвер. 5.Тула. 6.Шишак. 7.Автомат. 8.Пищаль.

9.Калашников. 10.Бердыш. 11.Единорог. 12.Пушка.


№6«Военное дело».

Вопросы

1.Отборные привилегированные части войск.

2.Большое тактическое подразделение армии.

3.Вид военных действий, применяемых с целью сорвать или отразить наступление противника.

4.Высшее воинское звание в русской армии.

5.Подразделение артиллерийских и ракетных войск.

6.Военно-морское подразделение.

7.Кавалерийское подразделение.

8.Сухопутная военная единица.

9.Боевой порядок пехоты в виде одного или нескольких прямоугольников.

10.Небольшая насыпь, часть окопа или траншеи, предназначенная для удобства при стрельбе, защите от пуль, осколков снарядов и укрытия от наблюдения противника.

11.Участок местности, захваченный наступающими войсками в ходе форсирования водной преграды или удерживаемый при отходе на противоположный берег.

12. Подразделение в авиации.

Ответы

1.Гвардия. 2.Полк. 3.Оборона. 4.Генералиссимус. 5.Дивизион. 6.Эскадра. 7. Эскадрон.

8.Дивизия. 9. Каре. 10.Бруствер. 11.Плацдарм. 12.Эскадрилья.



№7«Великие сражения».


Вопросы

1.Озеро, по которому в ходе блокады Ленинграда проходила «дорога жизни».

2.Крепость – герой, которая выдержала многонедельную атаку немецко-фашистских войск в первые месяцы войны 1941 -1945 гг.

3.Перевал в Болгарии, 5-месячные бои за который решили судьбу русско – турецкой войны 1877 – 1878 гг. в пользу объединённых русско-болгарских войск и не пустили турок вглубь страны.

4.Город – герой, у которого летом 1943 г. был закреплён коренной перелом в пользу СССР, знаменитая «дуга».

5.Город знаменитой воинской славы в Крыму, которому за свою историю пришлось пережить две тяжелейшие осады – в ходе Крымской войны 1853-1856 г.г. и в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Главная база Черноморского флота.

6.Знаменитое поле, на котором в 1380 г. состоялось решающее сражение русских войск под командованием Дмитрия Донского с монголо-татарской ордой хана Мамая.

7.Населённый пункт, у которого в 1709 г произошло генеральное сражение в ходе Северной войны.

8.Название операции Красной армии по освобождению Белоруссии.

9.Населённый пункт, у которого в августе 1812 г. произошло генеральное сражение Отечественной войны.

10.Город – герой, с обороны которого начался коренной перелом Второй мировой и Великой Отечественной войны.

11.Озеро, у которого в апреле 1242 г. русские войска под предводительством Александра Невского разгромили армию крестоносцев.

12.Город – герой и столица нашей Родины, которой не раз приходилось сдерживать натиск иноземных завоевателей.


Ответы

1.Ладога. 2.Брест. 3.Шипкак. 4.Курск. 5.Севастополь. 6.Куликово. 7.Полтава. 8. «Багратион». 9.Бородино. 10.Сталинград. 11.Чудское.12.Москва.



№8 «Русские военачальники».

Вопросы

1.Генерал-фельдмаршал, в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г. командовал отрядом под Плевной, завершил зимний переход через Балканы, занял Софию и разбил турок под Филиппополем

2.Генерал-фельдмаршал. Фаворит императрицы Екатерины II, руководил освоением Северного Причерноморья, главнокомандующий российской армией в русско-турецкой войне 1787-1791г.г.

3.Генералиссимус, за свои знаменитые походы заслужил титулы графа Рымникского и князя Италийского, штурмовал до того считавшуюся неприступной турецкую крепость Измаил, автор книг по полководческому искусству, не проиграл ни одного сражения.

4.Имя древнерусского князя, за свои военные походы прозванного «Александром Македонским» Древней Руси, его боевым кличем были слова «Иду на вы».

5.Новгородский и Великий князь Владимирский, русский святой, победами в 1240 и 1242 г.г. обезопасил западные границы Руси от иноземных завоевателей, ему принадлежат слова: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!».

6.Военачальник Красной армии в период Гражданской войны, награждённый первыми в стране орденами Красной Звезды и Красного Знамени.

7.Адмирал с этой фамилией был героем обороны Севастополя в 1854 г. Его однофамилец – генерал, полководец Первой мировой и Гражданской войн.

8.Император Российской империи, основатель русского военно-морского флота.

9.Генерал – фельдмаршал, герой войны 1812 г., русские войска под его командованием разбили армию «Двадцати языков» Наполеона I.

10.Великий князь Московский и Владимирский, титул свой заслужил за полководческий талант, проявленный в Мамаевом побоище.

11.Российский военачальник, участвовал в войнах на Востоке и в русско – турецкой войне 1877-1878 г.г., успешно командовал русскими войсками в боях под Плевной и на Шипке – Шейново, в народе прозван «белым генералом».

12.Первый князь древнерусского государства, в знак своей победы над Константинополем прибил на ворота города свой щит.


Ответы

1.Гурко. 2.Потёмкин. 3.Суворов. 4.Святослав. 5.Невский. 6.Блюхер. 7.Корнилов.

8.Пётр. 9.Кутузов. 10.Донской. 11.Скорбелев. 12.Олег.


№9«Полководцы Победы».

Вопросы :

1.Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны командующий 1 и 2 Прибалтийскими и 4 Украинским фронтами.

2. Маршал Советского Союза, Дважды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны командующий 1 Прибалтийского и 3 Белорусского фронтов. После войны – начальник Военной Академии Генштаба.

3. Маршал Советского Союза, Четырежды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны проявил себя как талантливый полководец, сыгравший важнейшую роль в Победе, заместитель Верховного главнокомандующего, 8 мая 1945 г. принял капитуляцию Германии.

4. Маршал Советского Союза, Дважды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны командующий 3 Белорусским и Дальневосточным фронтами. После войны – министр вооружённых сил СССР.

5.Французский государственный деятель, президент. С1942 г.глава движения «Сражающаяся Франция», глава Французского комитета национального освобождения.

6.В ходе Второй мировой войны командующий экспедиционными силами союзников в Западной Европе, 34 президент США.

7.Советский военачальник, генерал армии, Дважды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны командующий войсками 3 Белорусского фронта. Смертельно ранен в ходе Восточно – Прусской операции.

8. Маршал Советского Союза и Польши, Дважды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны командующий 1 и 2 Белорусскими фронтами. После войны - министр обороны и заместитель председателя Совета Министров Польши.

9. Маршал Советского Союза, Дважды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны командующий 1 и 2 Украинскими фронтами, после войны - первый заместитель министра обороны, главком сухопутных войск.

10.Верховный Главнокомандующий, генералиссимус, Маршал Советского Союза.

11. Командующий войсками союзников по Антигитлеровской коалиции.

Ответы

1.Ерёменко. 2.Баграмян. 3.Жуков. 4.Василевский. 5.Голль.6.Малиновский.7.Черняховский.

8.Рокоссовский. 9.Конев. 10.Сталин. 11.Эйзенхауэр.


№10 по произведению М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Вопросы

1.Верхняя часть военной и гражданской форменной одежды.

2.Часть орудия, на которой закрепляется ствол артиллерийского орудия, придавая ему необходимое положение перед выстрелом, поглощает энергию отдачи, служит для передвижения орудия.

3.Офицерское звание в вооружённых силах.

4.Колющее и режущее холодное оружие, которое примыкают к дульной части ствола винтовки, автомата для рукопашного боя.

5.Поливое фортификационное сооружение в виде квадрата или многоугольника, подготовленное к круговой обороне, является опорным пунктом в системе укрепления позиций.

6.Устаревшее русское название битвы.

7. В переводе с французского – «дракон», отборные пешие воины, посаженные на лошади, на шлемах которых развивались тёмные гривы как у драконов, что служило и устрашением врага и защитой от удара по шее и плечам.

8.Стоянка войск вне населённого пункта.

9.Всадник лёгкой кавалерии, занимавшийся разведкой и боевым охранением, участник партизанских отрядов, в переводе с турецкого «юноша, молодец».

10. Специальное полотнище, его название с латинского языка переводится как «знак», «примета», служит символом, принадлежностью к армии, отряду и т.д.

11.Артиллерийское орудие для настильной стрельбы по наземным целям.

12.Вид артиллерийских снарядов для поражения живой сила противника на близких расстояниях, изготавливается из мелких камней, кусков железа и др.

Ответы

1.Мундир. 2.Лафет. 3.Полковник. 4.Штык. 5.Редут. 6.Сеча. 7.Бивак. 8.Улан. 9.Знамена.

10.Пушка. 11.Картечь. 12.Драгун.


Подведение итогов брейн – ринга. Выводы учащихся по проблематике урока.


Список использованной литературы.


1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 (З СD - ROM).

2.Керсновский А.А. История русской армии. М. «Голос», 1992 .

3.Пчелов Е.В. Государственные символы России. М., «Русское Слово», 2002

4.Российская Газета. Рубрика «Полководцы и маршалы Победы». Подшивка за 2005 г.



Полный текст материала Брейн-ринг по теме "Мы - патриоты. Сирень 45-го года". Внеклассное мероприятие по истории для 10 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузьмина Эльвира Александровна  elarm
19.04.2011 5 5050 926

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 5
avatar
5 Syxanova • 21:02, 30.06.2011
СПАСИБО!!! Ваша разработка очень интересная.
avatar
4 natalia8362 • 20:33, 18.06.2011
Эльвира Александровна, хочется поблагодарить Вас за представленную разработку. Сочетание тем необычное, но это как раз и привлекает внимание. История боевой славы России, которая включает в себя не только непосредственно великие битвы и великих полководцев, но и вопросы оружейной, технической подготовки, роль искусства - по моему мнению, такое разнообразие способствует повышению интереса к историческим военным событиям.
avatar
3 shnuro4ek • 12:24, 28.04.2011
1803
avatar
2 swet72 • 17:19, 22.04.2011
Скоро провожу КВН по истории, взяла много вопросов из вашего сценария.Мне понравилось сочетание исторических вопросов с современными. Спасибо!
avatar
1 Даркхан • 10:21, 20.04.2011
отлично, возьмем на вооружение