Мастер-класс внеурочного занятия "Знатоки родного города"


Мастер класс внеурочного занятия на тему: «Знатоки родного города», с использованием приёмов технологии развития критического мышления. Учитель истории и обществознания г. Ершова Саратовской области Краснопольская Дарья Михайловна.

Ход урока.
Технология развития критического мышления имеет множество приёмов, я же остановлюсь лишь на некоторых из них.

Цели урока
1. Уметь систематизировать информацию;
2.Уметь подтверждать основные тезисы
информации из текста;
3.Уметь задавать вопросы разного типа;
4. Уметь творчески перерабатывать полученную информацию.
5. Узнать как выглядит родной город;
6.Воспитание патриотизма к родному городу;

1. На стадии вызова мы будем использовать приём «кластер». Для этого давайте ещё раз вспомним, что такое кластер, т.е это способ графической графического организации материала, позволяющий сделать наглядными, те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему;(это не линейная форма мышления, которая может выглядеть как целая планета, а составляют её спутники).

Наша планета это город Ершов, а наша с вами задача найти те спутники или элементы, которые помогут её составить и узнать об истории родного города.

На доске изображаем нашу планету, а каждая из групп должна будет предположить, какие элементы(или спутники) нам необходимы для составления кластера.

Как спутники можно предложить следующие варианты: путь развития, герои, достопримечательности, знаменательные события и даты, население, численность и т.д.
Теперь вот так выглядит наша планета.
 
Так как были небольшие затруднения, на смысловой стадии давайте совершим путешествие по родному городу и узнаем или раскроем те пункты плана, которые мы вместе определили во время составления кластера.

Ваша задача после осмысления полученный информации, подумать есть ли те веточки о которых мы ещё не говорила, соответственно мы будем их дописывать.
Пожалуйста, всё внимание на экран.

1. Географическое расположение
Город расположен у истока реки Малый Узень, в 178 км к востоку от Саратова. Узел железнодорожных линий Приволжской железной дороги и автомобильных дорог
Ну пожалуйста есть ли у кого дополнения
2. Климат
Среднегодовая температура воздуха — 6,1 °C
Относительная влажность воздуха — 70,6 %
Средняя скорость ветра — 4,2 м/с
3.Население
В 1959 году -19977ЧЕЛ ,
В1970году -21731ЧЕЛ,
В1979 глду -22277ЧЕЛ,
В1989 году -24468ЧЕЛ,
В2002 году -23848ЧЕЛ,
В2010году -21447ЧЕЛ

4. История города.
Ершов основан в 1893 году в связи со строительством Рязано-Уральской железной дороги. Статус города получил с 1963 года.
25.10.1894 года был открыт участок Покровск-Уральск. 28.08.1895 года вступила в строй ветка Ершов-Николаевск. Развитию станции дала толчок железная дорога. В 1897 году Ершов впервые упомянут в отчете Земской управы Новоузенского уезда, как населенный пункт. До октября 1917 года Ершов входил в состав Самарской Губернии Новоузенского уезда. 1928 года Ершов стал входить в состав Пугачевского округа Саратовской области Нижневолжского края. 5.12.1936 года и по сей день Ершов входит в состав Саратовской области. В 1898 году в Ершове началось строительство Локомотивного депо. На весь поселок выписывалось всего несколько экземпляров газеты «Русское слово» , «Копейка» . 85% населения Ершова были неграмотными. К концу 1914 года население Ершова переволило за 1000 человек. Накануне февральской революции здесь проживало 1200 жителей. Это в основном железнодорожники, рабочие, грузчики и крестьяне
Герои города и история.
Прославилась земля Ершовская героями революционерами: А.Ф. Ланге, В.В. Гайдук, Н.Ф. Гордеев и др.В июне 1928 года Ершов становится районным центром. В 1929 году организуется первая машинно-тракторная станция. В 1930 году основывается и издается газета «Ленинский путь» сейчас газета Степной край. В 1932 году организован института зернового хозяйства Юго-Востока СССР. Отважно воевали Ершовцы на фронтах Великой Отечественной Войны. Вечно будет жить память о погибших за Родину наших земляков: А.Ф. Данукалове, М.А. Зуеве, В.И. Кирееве, , И.Г. Малине, П.Е. Сергееве, В.Р. Спирине и др. Героя Социалистического Труда А.В. Чумак, Н.Г. Чеусова и др.
В 1957 году в районе имелось 54 школы ( 6 школ в г. Ершове)В 1967 году началось строительство Саратовского обводнительно-оросительного канала, который был пущен в строй в 1972 году.
5.Достопримечательности.
На центральной площади города располагается мемориал, посвящённый героям Великой Отечественной войны.Рядом с локомотивным депо находится «дом господ машинистов» — памятник архитектуры начала XX века. На привокзальной площади, носящей имя Г. К. Жукова — памятник ершовцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В центре города — памятник погибшим в годы Гражданской войны.
В городе работают музыкальная и спортивная школы, ПТУ.
Два прекрасных дома культуры — железнодорожный и районный.
На въезде в город место у дороги освящено и стоит крест.
Есть большой стадион «Юность»
В городе расположена телерадиомачта высотой 350 м
6. Культура и образование В городе работают:
- 6 городских школ
- школа искусств
- реабилитационный центр для детей с ограниченными воэможностями.
- спортивная секция для детей с ограниченными возможностями «РИФ»
- Дом детского творчества
- краеведческий музей
- городские библиотеки
- филиал Саратовский Государственный Униреситет
- филиал Саратовского техникума железнодорожного транспорта
дорожно-техническая школа
- филиал Саратовского медицинского техникума
- два дома культуры — городской и районный
- большой стадион «Юность»
- ФОК «Балканы», ФОК «Дельфин»
- кинотеатр «Юность»
- редакция газеты "Степной край

7. Экономика
Среди основных промышленных и перерабатывающих предприятий города:
- Локомотивное депо
- Вагонное депо
- Зерновой элеватор
Также в городе работают крупные предприятия:
- «Заволжские электрические сети»,
- Филиал ремзавод «Кировец»
- МТС «Агро»
- ДРСУ
торговые предприятия:
- «Эксперт»,
- «Компьюмаркет»,
- «Каскад»,
- Сеть магазинов «Книжный Мир»

Теперь прошу Вас обратить внимание на наш кластер, мы с вами видим, что наша планета дополнилась ещё несколькими планетами.

На следующем этапе наше занятия я предлагаю по играть в игру, которая называется «Как вы думаете», правила игры, следующие каждая команда получает по игровому полю и набору карточек,. Игровое поле состоит из двух ступеней первая –это верно, второе- неверно. Каждой команде необходимо расставить карточки по ступеням.

Полный текст материала Мастер-класс внеурочного занятия "Знатоки родного города" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Краснопольская Дарья Михайловна  Ангел8533
учитель истории и обществознания, МОУ СОШ№1 города Ершова Саратовской области
03.01.2012 1 3006 457
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
1 Светличная • 23:21, 08.10.2012
Уважаемая Дарья Михайловна. Разработка вашего внеклассного мероприятия является актуальной в использовании не только учителями Саратовской области, но и учителями других областей и районов. Поскольку главным в организации внеклассного мероприятия являются:
1. структура (план) проведения мероприятия
2. краеведческий материал.
Рассматривая структуру проведения внеклассного мероприятия "Знатоки родного города", вы применяете технологию развития критического мышления (столь актуальную еще в начале 2000 годов). Какие бы технологии мы в настоящее время не использовали при проведении уроков и во внеурочное время (информационные, мультимедийные, электронные образовательные ресурсы и др.), а систематизация знаний (работа от частного к общему или наоборот, используя "кластеры") всегда присутствует в деятельности как учителя, так и обучающихся. Поэтому применение данной технологии во внеклассном мероприятии является целесообразным.
Подборка краеведческого материала для проведения внеклассного мероприятия "Знатоки родного города" в каждом городе, районе возможна за счет использования материалов местных архивов, музеев, краеведческих сборников.