Урок +презентация по истории для 8-10 класса "Россия в начале 19 века".


Тема урока: «Российская империя в 19 веке».


Цели и задачи:

  • Сформировать представление о социально-экономическом и политическом развитии Российской империи в начале 19 в.

  • Подвести учащихся к выводу о необходимости проведения реформ в России.

  • Развивать умение использовать ранее изученный материал; сравнивать, оценивать исторические явления.

  • Развивать картографические умения, умение работать с данными таблицы.

  • Формировать уважение к историческому прошлому родной страны; формировать отрицательное отношение к крепостничеству.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, карты (атлас), таблица.


Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Повторение пройденного материала ( урок очень насыщен фактическим материалом, поэтому можно отказаться от повторения, сразу перейти к изложению темы).

Вопросы для повторения: слайды №2 – 7 презентации.

  1. Изучение нового материала.

Слайд №8: на карте показать как формировалась территория России к началу 19 века.

Слайд №9: на карте показать территории, присоединенные к России в начале 19 века.

Слайд №10: на основе цифровых данных сделать вывод о росте численности населения России. Обратить внимание учащихся на причины этого роста, можно провести сравнение с численностью населения других стран.

Слайд №11: религиозный состав населения Российской империи.

Слайд №12: сословное деление. Вопросы к данным таблицы: какое сословие было самым многочисленным? Аграрной или индустриальной страной была Россия в начале 19 века? Почему? Провести сравнение с Англией начала 19 века.

Учащиеся, используя знания, полученные в 7 классе, отвечаю на вопросы:

Назовите привилегированные сословия в России. Почему они называются привилегированными? На какие гильдии подразделялось купечество? На чем основано это деление? На какие разряды делилось крестьянство? Каких крестьян было больше? Какое сословие являлось полупривилегированным?

Слайд №13: Экономическое развитие России (работа с картой в атласе). Вопросы на слайде. Учащиеся должны прийти к выводу, что крепостническая система оставалась основой экономики России.

Слайд №14: Россия – аграрная страна. Работа с текстом (раздаточный материал).

«В первой половине 19 века Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 ее населения. Около половины аграрного сектора составляло помещичье хозяйство, другую половину занимала система государственного феодализма, в которой владельцем земли и крестьян являлось само государство.

Процессы, начавшиеся во второй половине 18 в., интенсивно продолжали развиваться и в первой половине 19 в. Главным явлением стало разложение натурального хозяйства и проникновение товарно-денежных отношений в деревню. В помещичьем хозяйстве все больше производилось продукции на продажу. Возрастало значение хлебного экспорта, который достиг к середине 19 в. около 70 млн пудов.

Внедрение рыночных отношений стимулировало помещиков принимать меры для повышения эффективности хозяйства. В южных и северо-западных районах это достигалось за счет применения наемного труда крестьян-отходников, расширения посевов пшеницы, улучшения технического оснащения производства и совершенствования методов ведения хозяйства. Отдельные помещики перешли к многопольному севообороту, используя с/х машины (сеялки, веялки, молотилки), расширяли ассортимент земледельческих культур. Картофель, становившийся основным продуктом питания населения, превратился в полевую культуру.

Однако в основной массе помещичьих имений продолжал применяться принудительный труд крепостных крестьян. В условиях крепостничества наиболее распространенным способом повышения эффективности хозяйства было усиление эксплуатации крестьян. Они были вынуждены платить оброк (натуральный или денежный) и отрабатывать барщину. В течение первой половины столетия оброк вырос по разным регионам в 2-5 раз. Все больше увеличилась барщина. Крестьяне должны были работать на помещика от 3 до 5 дней в неделю. Одним из средств интенсификации барщины была так называемая «месячина», т.е. лишение крестьян земли и полный перевод их на барщину. Все эти меры не были эффективными. Происходил постепенный упадок помещичьего хозяйства. К середине 19 в. 65% всех имений было заложено. Общая сумма помещичьего долга государству и кредитным учреждениям достигла более 400 млн. рублей.»

Вопросы для работы с текстом на слайде.

Слайд №15: Вспоминаем, что такое интенсивный и экстенсивный пути развития хозяйства. Делаем вывод, что для России был свойственен экстенсивный путь.

Слайд №16: Политический строй России. Учащиеся называют сами форму правления, называют основные органы управления государством. Можно предложить задание составить схему государственного устройства России к началу 19 в.

Слайд №17: В каких изменениях нуждалась Россия в начале 19 века, чтобы сохранить роль великой державы? Отвечая на данный вопрос, делаем выводы по изученному на уроке.


Слайд 1
Российская империя в начале 19 века
Слайд 2
Приведите в соответствие Образование Древнерусского государства Владимир Крещение Руси Ярослав Мудрый «Русская Правда» Олег
Слайд 3
Что объединяет эти даты • 1497, 1550, 1649
Слайд 4
Что объединяет этот ряд • «Семибоярщина», Лжедмитрий 1, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин
Слайд 5
Что объединяет эти имена • Екатерина 1, Елизавета Петровна, Пётр 2, Пётр 3, Анна Иоанновна
Слайд 6
Восстановите хронологию • 1. Присоединение Крыма • 2. Основание Петербурга • 3. Поход Ермака
Слайд 7
Первый … • • • • • Князь Олег Иван 4 Грозный Иов Пётр 1 А.Д. Меншиков
Слайд 8
Слайд 9
Россия к середине XIX в.континентальная страна, 6-я часть суши 18 млн.кв.км. Разделена на 69 губерний Губернии- на 10-12 ТЕРРИТОРИИ, уездов ПРИСОЕДИНЕНН ЫЕ К РОССИИ В ПЕРВОЙ ГРУЗИЯ, ПОЛОВИНЕ XIX СЕВЕРНЫЙ ВЕКА ВЕКА АЗЕРБАЙДЖАН, ДАГЕСТАН 18041813 гг. ФИНЛЯНДИЯ 1808-
Слайд 10
Население России • Середина 16 в. – 6,5 млн. чел. • Конец 17 в. – 10,5 млн. чел. • Начало 18 в. – 15,5 млн. чел. • Начало 19 в. – 37 млн. чел.
Слайд 11
Россия – многоконфессиональное государство • Христианство (православие, католицизм) • Мусульманство • Буддизм • Иудаизм • Язычество • Какая религия в России была государственной?
Слайд 12
Сословное деление Сословие Численность (млн. чел.) Процент Крестьяне 32, 6 90 Городские сословия 1,6 4 Неподатное население 3 6
Слайд 13
Экономическое развитие России (работа по карте) • Перечислите основные промышленные центры России • Крепостной или вольнонаёмный труд преобладал на промышленных предприятиях? • Назовите главные ярмарки • Какие формы феодальной эксплуатации использовались в помещичьих хозяйствах? Какая форма преобладала?
Слайд 14
Россия – аграрная страна • Какие проявления крепостничества тормозили развитие экономики? • Перечислите новые явления, свидетельствующие о разложении крепостнической системы
Слайд 15
• Для России был свойственен экстенсивный путь развития хозяйства • Экстенсивное хозяйство – хозяйство, развивающееся благодаря привлечению дополнительных материальных и людских ресурсов, а не за счет технического прогресса
Слайд 16
Политический строй России • Какая форма правления сложилась в России к 19 веку?
Слайд 17
• В каких изменениях нуждалась Россия в начале 19 века, чтобы сохранить роль великой державы?

Полный текст материала Урок +презентация по истории для 8-10 класса "Россия в начале 19 века". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Куран Елена Витальевна  helenscorpioshka
08.01.2010 5 44653 7805

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 5
avatar
5 [Материал] Андрей Петрович • 19:00, 28.03.2010
Уважаемая критик Любовь! Обратите внимание на ваше правописание. Информацию из интернета не катают, а качают. Поэтому хорошо бы писать скачаны, а не скачены.
[Материал]
avatar
1 [Материал] Любовь • 23:57, 08.01.2010
Презентация как и урок слабые. Кроме того, многие слайды скачены с чужой презентации, изменен только фон. Я бы ничего против не имела, если бы эти изменения были сделаны толково и в них хотя бы что-нибудь было добавлено свое. Л.Н. г. Клин
[Материал]
avatar
2 K@tti • 23:58, 08.01.2010
У вас есть подробная информация об источнике материала?
[Материал]
avatar
3 helensco • 11:13, 09.01.2010
Позвольте с вами не согласиться! Презентация авторская, заимстованы только карты. А насчет самого урока - каждый урок видит и конструирует сам учитель по-своему. Перезентацию же можно использовать в качестве шаблона, добавив что-либо свое. smile
[Материал]
avatar
4 K@tti • 14:18, 09.01.2010
Спасибо за разъяснение.
[Материал]