Внеурочное занятие "Мошенничество"; 8-9 класс
















Зверева Татьяна Олеговна

МОУ «Чимская ООШ»

Учитель истории и обществознания

Конспект внеурочного занятия

Тема: «Мошенничество»



Пояснительная записка.

Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Социальные отношения являются той средой, в которой человек реализует свои потребности, приобретает индивидуальные черты. Усваивая социальные нормы и культурные ценности общества, проявляя активность, человек не только адаптируется к обществу, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

Занятие проводится с обучающимися 8–9-х классов.

Тема «Мошенничество» выбрана не случайно. В силу обстоятельств подростки часто попадают в ситуации негативных социальных отношений. Одна из причин слабая правовая осведомлённость подростков, искажены представления о требованиях российских законов и ответственность за их нарушение. Существуют и другие причины: излишняя доверчивость, желание быстро обогатиться, вера в «чудо» (без их усилий всё решиться – это подростково - поведенческая реакция), незнание мира, отсутствие базового доверия, нет выработки чётких поло-ролевых отношений. В связи с этими трудностями необходима специально организованная работа.

Если не вести работу в этом направлении, в общество может «выйти» асоциальная личность, не способная правильно адаптироваться в социальной среде.

Занятие проходит в форме «дебатов» (учащиеся уже знакомы с этой формой и знают о чем пойдет речь на дебатах). Образовательная технология «дебаты» весьма популярна сегодня и представляет собой не только увлекательную игру, но и эффективное средство развития её участников, формирования у них качеств, способствующих успешной социализации в условиях современного общества.

В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда опровергающая тему общения). Цель сторон – убедить «болото» (непосредственные участники игры, не состоящие ни в одной из команд) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Суть игры – отстоять свою позицию.

Мощный воспитательный потенциал этой формы в том, что участник дебатов может защищать ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая ученику изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, он может прийти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную окажется перед необходимостью ценностного самоопределения.

Таким образом, цель нашего занятия:

Формирование потребности у детей юношеского возраста соответствовать нормам социально одобряемых отношений принятым в обществе; способствовать формированию ценностных установок, соответствующих нормативной стадии развития; развивать устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям путём включения в анализ правовых ситуаций; формировать понятия собственного выбора в ситуациях с мошенниками.

Задачи:

  • Развивать способности находить правильный выход из конфликтных ситуаций связанных с обманом, аргументировать выбранный (путь) выход с опорой на правовые нормы.

  • Стимулировать развитие способности осуществлять свой выбор в социально опасных ситуациях с опорой на осознанные ценности и установки.

  • Способствовать формированию собственных критерий оценки ситуаций мошенничества и личного выбора в таких ситуациях.

В занятие включены следующие формы:

  • дебаты

  • групповая работа (составление памяток)

  • просмотр видеосюжета

  • Проблемные ситуации

Занятие рассчитано на 45 минут. Можно проводить опосредованно или в цикле занятий по правовым нормам.

Ход занятия

I этап. Постановка учебной задачи.

Учитель:

В 90-х годах некий Мавроди создал финансовую пирамиду, в результате его деятельности пострадало большое количество людей.

Как бы вы назвали этот вид социальных отношений?

Ученики:

Обман, воровство, мошенничество.

Учитель:

Случалось ли вам сталкиваться с различными проявлениями негативных социальных отношений?

Ученики:

Нет, да, видели, слышали, были непосредственными участниками

Учитель:

Какие виды вы знаете?

Ученики:

игры в напёрстки, в карты и т.д.

Учитель вывешивает карточки с видами мошенничества.

«азартные игры» (карты, напёрстки, казино)

«целительство» (чёрная, белая магия)

«парапрактики» (экстрасенсы)

«попрошайничество» (рекламы, объявления, социальные услуги)

«чёрные риелторы» (квартирные вопросы, финансовые и торговые операции)

«нетрадиционная медицина»

«мобильные мошенники»

Учитель:

Как мы видим мошенничество богато разнообразием видов. А для чего мошенникам такая изобретательность?

Ученики:

зарабатывать деньги

Учитель:

Давайте выведем определение, что такое мошенничество?

Ученики:

обман, воровство, вранье…

Учитель открывает определение на доске:

Мошенничество – это обман одного человека другим.

Учитель:

Вот мы и подошли с вами к теме нашего занятия. Тема звучит просто и лаконично – «мошенничество». Эти негативные социальные отношения вновь и вновь воспроизводятся в новых поколениях, изменяя своё содержание, но сохраняя свою суть.

А для чего нам с вами необходимо знать, что представляет собой мошенничество?

Ученики:

Чтобы избежать его.

Учитель:

Теперь определив тему занятия, познакомившись с видами мошенничества и, зная суть мошенничества, давайте попробуем сформулировать цель нашего занятия

Ученики:

Знать виды мошенничества, уметь видеть их и избегать.

Учитель:

Какими способами и с помощью чего мы можем достичь нашей цели? Ученики:

Провести дебаты, с помощью дискуссии.

Учитель:

К какому выводу мы должны прийти на дебатах?

Ученики:

Мошенничество уголовно наказуемо.

Учитель:

Мы знакомы с технологией дебаты. Напомните мне, пожалуйста: что такое дебаты?

Ученики:

Разновидность обсуждения проблемы.

Учитель:

Какова цель дебатов?

Ученики:

Быть убедительнее оппонентов

Учитель:

Суть дебатов?

Ученики:

Отстоять свою позицию.

Учитель:

Групповая работа нам необходима? Для чего?

Ученики:

Да, чтобы прийти к единому мнению.

Учитель:

Сколько людей – столько и мнений. Кто-то думает, что мошенничество это нормальная форма социальных отношений.

Поднимите руки, кто так думает?

А кто-то считает это противозаконно? Почему вы так считаете?

Ученики:

Это не норма.

Учитель:

Раз у нас две точки зрения. Делимся на две команды. Одна команда представляет «Утверждение» (учитель ставит на стол табличку с названием «Утверждение»). Эта команда доказывает свою позицию. А другая - «Отрицание» (ставит на стол табличку с названием «Отрицание»). Эта команда отрицает. Третья табличка «Болото» даётся оставшимся детям. Их задача задавать провокационные вопросы командам (учитель помогает формулировать см. приложение №1). Команды в свою очередь должны своими доводами перетянуть на свою сторону «Болото».

Анализ: на этом этапе у обучающихся развиваются действия познавательного характера. Учащиеся самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; учатся структурировать знания; устанавливают причинно-следственные связи. Создаются условия развития личностных УУД, а именно смыслообразования. Регулятивные УУД помогают учащимся организовать свою учебную деятельность, учат их целеполаганию, планированию и прогназированию.

II этап. «Открытие» детьми нового.

Учитель:

Мы с вами знаем, что в любой игре есть правила. Давайте их вспомним (учитель открывает на доске названные детьми правила дебатов см.приложение №2).

Учитель даёт мини-темы для обсуждения обеим командам и «болоту»: «лёгкие деньги», «люди-жертвы», «преступление и наказание» (примерные рассуждения на мини-темы см. приложение №3). На каждую тему даётся 3 минуты. После выступления команда оппонентов и «болота» задают вопросы на прояснение позиций (см. приложение №1).

Обе команды аргументируют свои ответы, приводят примеры из личного опыта, СМИ, используют интернет ресурсы, опираются на примеры из художественной литературы.

Учитель:

Прежде чем продолжить, подведём итоги по нашим дебатам. Каждая команда отстаивала свои позиции, анализировала и оценивала выступления команды оппонентов. Обе команды были активны, работали слажено и дружно.

Как по вашему мнению, обе команды были убедительны?

Ответы учеников.

Учитель:

А какой команде было тяжелее отстаивать свою позицию?

Ученики:

«Утвердительной» команде.

Учитель:

Почему так решили?

Ученики:

Их точка зрения неправильная.

Учитель:

Почему вас смущает позиция «утвердительной» команды?

Ученики:

Мошенничество - это аморально, это не норма, идет разрушение ценностных ориентиров, страдают люди, близкие, родственники.

Учитель:

Молодцы, из наших дебатов вы сделали правильный вывод.


Анализ: на данном этапе работа направлена на развитие коммуникативных УУД: ученики планируют сотрудничество с командой оппонентов и с «Болотом»; определяют функции и способы взаимодействия; идет поиск и сбор информации, поиск и оценка альтернативных способов решения проблемы, управление поведением партнеров, контроль, оценка, коррекция действий партнера. Работа направлена на умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные УУД: ученики научаются осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Логические УУД: обучающиеся устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепочку рассуждений, доказывают и аргументируют свою точку зрения.

III этап. Первичные закрепления.

Учитель:

Никто не застрахован от столкновения с мошенниками, но мы можем научиться правильно вести себя при встречи с ними. Давайте рассмотрим ряд проблемных ситуаций и проиграем их. Задача одного игрока (мошенник) втянуть в мошенническую деятельность человека. Задача другого не попасться на «удочку» мошенника (учитель раздает листки с ситуациями см. приложение № 4)


Анализ: на III этапе благодаря проигрыванию проблемных ситуаций, учитель производит работу познавательных УУД: постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении поискового характера; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Логические УУД: ученики анализируют, синтезируют и устанавливают причинно –следственные связи, выстраивают логическую цепочку рассуждений, доказывают правильность своих действий. Личностные УУД обеспечивают личностное и жизненное самоопределение; идет действие нравственно-этического усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Коммуникативные УУД: постановка вопросов, планирование сотрудничества, разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация; умение точно выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи.

IV этап. Самостоятельная работа с проверкой.

Учитель:

Можем ли мы наши приобретенные знания как-то обобщить и оформить?

Ответы учеников

Учитель:

Как?

Ученики:

Записать.

Учитель:

Как называется запись, напоминающая о чем- то важном, что нужно помнить и нельзя забывать?

Ученики:

Памятка.

Учитель:

Давайте составим памятку «Как не стать жертвой мошенника». Для чего нам это необходимо?

Ученики:

Чтобы запомнить самим и предостеречь других.

Дети составляют памятки, учитель контролирует. Предлагает после занятия размножить и раздать ученикам школы.

Учитель:

Помните, вначале занятия мы говорили, что мошенничество – это обман одного человека другим. Что мы можем с вами дополнить в это определение сейчас?

Ученики:

Мошенничество – это преступление…

Учитель вывешивает новое определение, просит зачитать ученика. Мошенничество в уголовном праве – это «преступление, заключающееся в завладении чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием».

Учитель:

Соотнесите два этих определения, чувствуете разницу? Какую?

Ответы учащихся.

Учитель:

Предлагаю вам посмотреть сюжет (просмотр сюжета,сюжет прилагается).

Кто главные герои сюжета?

Ученики:

Сирота, который стал жертвой мошенника.

Учитель:

Какой главный герой по характеру?

Ученики:

Доверчивый, неадаптированный…

Учитель:

Мошенник какой? Что скрывается под маской мошенника?

Ответы учеников.

Учитель:

Какая главная задача прокурора?

Ученики:

Блюсти закона и порядок.

Учитель:

Что для вас значимое в этом сюжете?

Ученики:

Арест мошенника.

Учитель:

Почему именно это главное для тебя?

Ответы детей.

Учитель:

Вот если бы убрать итог, как развивалась бы дальнейшая деятельность мошенника?

Ученики:

Продолжал обманывать людей.

Учитель:

Вы хотели бы жить в мире обмана?

Ученики:

Нет

Учитель:

Хотели бы, чтобы ваши дети жили в мире обмана?

Ученики:

Нет.

Учитель:

В жизни каждого человека бывает много различных обстоятельств, одни из которых способствуют воспитанию благородных, положительных черт личности, другие – проявлению антиобщественных, аморальных взглядов и представлений. Человек, прежде всего сам хозяин своей судьбы, своей жизни. И как бы обстоятельства не складывались, он должен оставаться человеком четным, мужественным и твёрдым.


Анализ: на IV этапе идет работа над логическими УУД: анализ, синтез, классификация объектов, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивные взаимодействия со сверстниками. Личностные УУД: обеспечивают ценностно–смысловую ориентацию учеников, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

V этап. Рефлексия.

Учитель читает притчу: «Всё в твоих руках» (см. приложение №5)

Учитель:

Какую проблему мы рассмотрели сегодня на занятии?

Ученики:

Проблема мошенничества.

Учитель:

С помощью чего мы решали эту проблему?

Ученики:

Дебаты, дискуссия, групповая и коллективная работа.

Учитель:

Какой вывод сделал каждый из вас? Что вы для себя решили?

Ученики:

Мошенничество – это преступление, надо уметь противостоять ему.

Учитель:

Сможешь ли ты применить свои знания, полученные на занятии в жизни?

Ответы учеников.

Учитель:

Спасибо всем за активное участие.

Анализ: на этапе рефлексия учитель активизирует регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного материала; оценивание качества и уровень усвоения; идет процесс мобилизации сил и энергии. Личностные УУД: жизненное и личностное самоопределение, действия смыслообразования; действие нравственно-этического оценивания.











































Приложение № 1

- Какие психологические механизмы используются мошенниками?



- Каким образом на ваш взгляд можно избежать обмана?


- Кто из людей чаще всего становятся жертвами обмана?



- Основные способы борьбы с мошенничеством?



- На что необходимо обратить внимание при попытке вас обмануть?



- Какие особые зоны риска вы знаете?



- Какую уголовную ответственность несут мошенники?



- Какие нормативно-правовые акты вы знаете?



- Смогли ли бы вы избежать негативных ситуаций?


- Почему вы так думаете?


















Приложение № 2

Правила дебатов

  1. Высказываем свою точку зрения, приводя аргументы.

  2. Выслушиваем оппонента не перебивая.

  3. Задаём вопросы на прояснение позиции.

  4. Не вступаем в спор.

  5. Соблюдаем регламент (3минуты).

  6. После завершения выступления аплодируем команде.













































Приложение № 3

Позиции «Утвердительной» команды на мини-темы.

«Легкие деньги»

Мошенничество – это один из видов заработка. Кто как может, тот так и зарабатывает. Не всегда можно назвать этот заработок «легким». Необходимо быть изобретательным, умным, находчивым, а это хорошие качества и присущи далеко не всем. Если есть деньги, есть и положение в обществе, есть статус. Тебе открыты многие двери. Тебя уважают, от тебя зависят. Никто не виноват, что люди сами отдают тебе свои деньги. Это особый дар зарабатывать деньги, даже таким путем. Неужели лучше быть бомжом, алкоголиком и валяться в подворотни.



«Люди – жертвы»

Никто не может заставить человека играть в наперстки, если он сам этого не хочет. Эти люди – жертвы. Они виноваты сами. Излишняя опека со стороны родителей, государства, перекладывание груза ответственности на плечи других людей, стремление заработать быстро и легко, все это приводит людей – жертв к финалу с «разбитым корытом». Эти люди психически и морально не устойчивы, с расшатанными ценностными установками, люди потребители. Такие обманываются сами. Их видно сразу, невооруженным глазом. Жизнь трудная школа и выживает в ней сильнейший и более приспособленный.



«Преступление и наказание»

Каждый день СМИ вещают о различного рода мошенничествах, которые процветают махровым цветом. Где оперативные службы, где работа правоохранительных органов, куда смотрит наша полиция? Наше российское законодательство не идеально. Взяточничество и фальсификация судебных документов – обычное дело. Человек, ставший жертвой мошенничества должен рассчитывать только на себя и свои силы. Любые судебные разбирательства влекут за собой нервные срывы, огромные денежные расходы и потерю массу времени впустую. Посмотрите, сколько мошенников разгуливают на свободе и занимаются мошеннической деятельностью открыто. Не стало ли мошенничество нормой нашего общества, разновидностью выживания в наше не стабильное, тяжелое время.



















Позиции «Отрицающей» команды

«Легкие деньги»

«Легкие деньги» - это прежде всего грязные деньги. Они достались мошеннику неправильным путем. Он их не заработал, а украл. Разве можно это назвать заработком? Многие «зарабатывают» эти деньги на крови, несчастье, горе, жизнях невинных людей. Такие деньги не могут принести счастья.



«Люди – жертвы»

Мошенники хорошие психологи. Эти люди, как правило, представительно выглядят, умны, замечательные собеседники, внимательны и угодливы. Но за этой маской скрываются бессердечные, циничные, жестокие и расчетливые люди. Они не гнушаются обманывать и обворовывать всех без исключения: детей, беременных женщин, стариков, инвалидов и т.д. Они могут забрать последнее. Они знают и хорошо владеют психологическими воздействиями на людей. У них «нюх» на людей слабых, поддающихся влиянию, доверчивых. Они используют людей, у которых горе, несчастье, которые нуждаются в помощи. Доверчивость и доброта у таких людей преобладает над бдительностью и осторожностью. Сколько детей из детских домов стали их жертвами в силу своей социальной неподготовленности, незнанию и неумению увидеть и распознать мошенника. Многие люди – жертвы заканчивают жизнь самоубийством, не находя выхода из негативной ситуации. А ведь на их месте может оказаться кто угодно: твоя сестра, брат, близкие и родные тебе люди, ты сам!



«Преступление и наказание»

Любое преступление, а мошенничество – это преступление должно быть наказано. Зло должно быть искоренено из нашего общества. Сейчас все чаще пишут и показывают оперативную работу специальных органов. Эта отлаженная и четкая система работы. Захваты и спец. операции проводятся на высшем профессиональном уровне. Наше государство правовое государство, где каждый имеет право на защиту себя и своих близких от мошенничества. Нормативно правовые акты и четко выработанное российское законодательство работают во благо людей, которые хотят жить в цивилизованном, достойном обществе (здесь воспитанники приводят примеры из нормативно правовых актов, зачитывают статьи за мошенничество, приводят примеры из жизни, опираются на художественную литературу «Мертвые души», «12 стульев», «Золотой теленок» и т.д.).













Приложение № 4

Проблемные ситуации.

  1. Вы, наконец - то получили долгожданные деньги (зарплата). Они лежат у вас в кармане, и вы представляете, как их потратите. Покупка ноутбука – это то, о чем вы мечтали в последнее время. У вас хорошее настроение, вы улыбаетесь себе и окружающим. Вдруг к вам подходит молодой человек приятной наружности и предлагает сыграть в наперстки, уверяя при этом в беспроигрышной ситуации. Ваши действия.

  2. Возвращаясь с учебы, вы вдруг находите на дороге потерянный кем-то бумажник. Вы очень нуждаетесь в деньгах и эта находка, вам кажется подарком судьбы. Оглядевшись, вы осторожно поднимаете бумажник и открываете его…, а он пуст. Неожиданно к вам подбегает молодая симпатичная девушка, вырывает кошелек из ваших рук, просматривает содержимое и набрасывается на вас с криками, что вы украли у нее из кошелька 1000 рублей. Вы растеряны. Ваши действия.

  3. Телефонный звонок. Вы поднимает трубку. Мужской не знакомый голос. Мужчина начинает кричать и доказывать, что ваш сын разбил его новенькую машину. Если вы не заплатите за разбитую машину 250000 рублей, сына ожидает ГАИ, а затем долгие судебные мытарства и еще больший денежный штраф. В ход идут оскорбления, угрозы, нецензурная брань. Ваши действия.

  4. Звонок в дверь. Вы (пенсионерка) открываете и видите на пороге не знакомых мужчину и женщину. Оба хорошо одеты, вежливы и внушают доверие. Представились социальными работниками, показали какие-то документы. Женщина стала предлагать вам эффективное средство от ревматизма (который вас очень мучает). Средство идет с большой скидкой для пенсионеров. Средство не только дешевое, но и уникальное. В его состав входят водоросли с мертвого моря и сделано оно на основе планктона, который существует только на озере Байкал. От ревматизма это средство единственное спасение. Ваши действия.

  5. Вы выпускник детского дома, сирота. Недавно вам предоставили двухкомнатную квартиру в городе в хорошем районе. Вы счастливы. У вас теперь свое жилье, о котором вы всегда мечтали. Вскоре вам приходит извещение явиться по такому-то адресу. Вы приходите в шикарный офис, где вас встречают доброжелательные и улыбчивые люди. Представительный мужчина спокойно и уверенно предлагает вам обмен вашей квартиры на загородный большой дом с доплатой. Описывает блестящую перспективу и предлагает взять на себя всю работу по оформлению документов и оплате непредвиденных расходов. Ваши действия.









Приложение № 5



Притча «Всё в твоих руках»



Давным-давно в старинном городе жил Мастер. Один из его учеников однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?»

Он пошел на цветущий луг, поймал бабочку, спрятал ее между ладонями и подошел к Мастеру:

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? — Ученик крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Все в твоих руках.




























Полный текст материала Внеурочное занятие "Мошенничество"; 8-9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зверева Татьяна Олеговна  Екатерина_Пашкова
25.08.2015 0 5455 446

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК