Внеурочное занятие "Мошенничество"; 8-9 класс


Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Социальные отношения являются той средой, в которой человек реализует свои потребности, приобретает индивидуальные черты. Усваивая социальные нормы и культурные ценности общества, проявляя активность, человек не только адаптируется к обществу, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

Занятие проводится с обучающимися 8–9-х классов.

Тема «Мошенничество» выбрана не случайно. В силу обстоятельств подростки часто попадают в ситуации негативных социальных отношений. Одна из причин слабая правовая осведомлённость подростков, искажены представления о требованиях российских  законов и ответственность за их нарушение.      Существуют и другие причины: излишняя доверчивость, желание быстро обогатиться, вера в «чудо» (без их усилий всё решиться – это подростково - поведенческая реакция), незнание мира, отсутствие базового доверия, нет выработки чётких поло-ролевых отношений. В связи с этими трудностями необходима специально организованная работа.

Если не вести работу в этом направлении, в общество может «выйти» асоциальная личность, не способная правильно адаптироваться в социальной среде.

Занятие проходит в форме «дебатов» (учащиеся уже знакомы с этой формой и знают о чем пойдет речь на  дебатах). Образовательная технология «дебаты» весьма популярна сегодня и  представляет собой не только увлекательную игру, но и эффективное средство развития её участников, формирования у них качеств, способствующих успешной социализации в условиях современного общества.

В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда опровергающая тему общения). Цель сторон – убедить «болото» (непосредственные участники игры, не состоящие ни в одной из команд) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Суть игры – отстоять свою позицию.

Мощный воспитательный потенциал этой формы в том, что участник дебатов может защищать ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая ученику изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, он может прийти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную окажется перед необходимостью ценностного самоопределения.

Таким образом,  цель нашего занятия:

Формирование потребности у детей юношеского возраста соответствовать нормам социально одобряемых отношений принятым в обществе; способствовать формированию ценностных установок, соответствующих нормативной стадии развития; развивать устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям путём включения в анализ правовых ситуаций; формировать понятия собственного выбора в ситуациях с мошенниками.

Задачи:

  • Развивать  способности находить правильный выход из конфликтных ситуаций связанных с обманом, аргументировать выбранный (путь) выход с опорой на правовые нормы.
  • Стимулировать развитие способности осуществлять свой выбор  в социально опасных ситуациях с опорой на осознанные ценности и установки.
  • Способствовать формированию собственных критерий оценки ситуаций мошенничества и личного выбора в таких ситуациях.

В  занятие включены следующие формы:

  • дебаты
  • групповая работа (составление памяток)
  •  просмотр видеосюжета
  • Проблемные ситуации

Занятие рассчитано на  45 минут. Можно проводить опосредованно или в цикле занятий по правовым нормам.

Ход занятия

Фрагмент

Учитель:

Раз у нас две точки зрения. Делимся на две команды. Одна команда представляет «Утверждение» (учитель ставит на стол табличку с названием «Утверждение»). Эта команда доказывает свою позицию. А другая - «Отрицание» (ставит на стол табличку с названием «Отрицание»). Эта команда отрицает. Третья табличка «Болото» даётся оставшимся детям. Их задача задавать провокационные вопросы командам (учитель помогает формулировать см. приложение №1). Команды в свою очередь должны своими доводами перетянуть  на свою сторону «Болото».

Анализ: на этом этапе у обучающихся развиваются  действия познавательного характера. Учащиеся самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; учатся структурировать знания; устанавливают причинно-следственные связи. Создаются условия развития личностных УУД, а именно смыслообразования. Регулятивные УУД помогают учащимся организовать свою учебную деятельность, учат их целеполаганию, планированию и прогназированию.


Полный текст материала Внеурочное занятие "Мошенничество"; 8-9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зверева Татьяна Олеговна  Екатерина_Пашкова
Учитель истории и обществознания, МОУ "Чимская основная общеобразовательная школа"
25.08.2015 0 958 199
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0