Конспект урока обществознания "Избирательная система"; 10 класс

Конспект урока обществознания "Избирательная система"; 10 класс

Время проведения урока: 2 академических часа. К уроку составлена интерактивная презентация, имеются текстовые приложения. На уроке применяются активные методы обучения: беседа, элементы проблемного обучения, работа в группе, деятельностный подход. Урок содержит практическую направленность, формирует гражданскую позицию гражданина к выборам, политическую культуру и поведение.

Фрагмент

Цель урока: сформировать представление об избирательной системе

Задачи:

образовательные: 

  • познакомить с основным содержанием избирательного права;
  • дать представление об избирательном процессе;
  • изучить различные избирательные системы;
  • выяснить, как проходят выборы по пропорциональной, мажоритарной, смешанной системах, понимать их особенности;

развивающие: 

  • продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
  • осуществлять анализ и систематизацию социальной информации по теме из неадаптированных текстов;
  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представ-ленную в различных знаковых системах (текст, схема); 

воспитательные: 

  • способствовать формированию потребности социально-активного поведения гражданина;
  • понимать, что только через выборы каждый гражданин может реали-зовать свое право участвовать в управлении делами государства.

Методическое оснащение:

  • Учебник Боголюбова Л.Н. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. – М: Просвещение. 2010. С. 251-256.
  • Презентация, компьютер, проектор, экран.
  • Приложения.

Основные понятия: избирательные цензы, избирательная система, избира-тельное право, выборы, референдум, абсентеизм, мажоритарная система, пропорциональная система.

План урока: 
1.    Введение. Мотивация.
2.    Основная часть
•    Избирательное право
•    Избирательный процесс
•    Избирательные системы
3.    Рефлексия. Составление памятки избирателю.

Урок рассчитан на два академических часа (по 45 минут)

Содержание урока

1.    Введение. Мотивация.

Ребята, я предлагаю вам проанализировать  картину Виктора Васнецова,  известного русского художника 19 века, «Витязь на распутье», которую вы сейчас видите на экране. Скажите, сюжет картины какую тему раскрывает?  (Выбор). Слайд 1 (здесь и далее см. Приложение 1).
Сформулируйте определение к данному понятию (принятие человеком одного решения из предложенного множества вариантов).    
Действительно, каждый ежедневно в магазине выбирает товары для покупки. В жизни же часто приходится осуществлять нравственный выбор: между добром и злом,  правдой и ложью,  честностью и предательством. 

Как вы думаете, о каком выборе мы будем сегодня вести речь? Попытайтесь самостоятельно сформулировать тему нашего урока (Ответы учащихся).    

Сформулируйте задачи урока (расширить знания о том, как работает система выборов, стать вдумчивым и грамотным избирателем).
Сегодня тема урока о политическом выборе гражданина и его влиянии на избирательный процесс. Слайд 2. 

Прием «Мозговой штурм». 

Как вы думаете, для чего нужны выборы? Является ли голосование на вы-борах его участием в управлении страной? (Ответы учащихся: выбирать достойного президента, чтобы влиять на развитие страны, чтобы выбирать  лучшего, это право человека, так надо). 
Как вы знаете, выборы являются одним из главных  признаков демократии. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти. Так реализуется представительная форма участия граждан в политике. Однако представительство народных интересов может быть осуществлено только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.

2.    Основная часть.

Как вы думаете, что в себя включает избирательная система? Их каких элемен-тов может состоять? Представьте графически ваши варианты. Все ли сделали правильно? По ходу урока корректируйте свои записи.

Рассмотрим схему. Слайд 3. Что совпало с вашими схемами? Сделайте изменения в тетради.

Избирательная система – порядок формирования выборных органов госу-дарства, а также совокупность правил, на основе которых определяются взаимоотношения между парламентом, правительством и избирателями.

Избирательное право и избирательный процесс являются двумя взаимосвязан-ными элементами избирательной системы. 
Что вы о них знаете? Дополните ваши схемы.
Проверим правильность выполнения задания.

Избирательное право.

  • Право выбирать в Конституции РФ

Основной закон нашей страны закрепляет за гражданами их избирательные права (обращение к ст. 32, п.1-2 Конституции РФ, работа с текстом). Слайд 4. 

  • Избирательные цензы

Предлагаю вам познакомиться с текстом (см. Приложение 2).
Сформулируйте определение, что такое ценз. Назовите, каким он бывает (ответы учащихся).
Работа с текстом. Слайд 5 с гиперссылками (комментарии цензов).
Сделайте вывод: для чего нужны цензы? (ответы учащихся).

  • Принципы права

На слайде вы видите некоторые принципы выборов – это требования, при со-блюдении которых выборы признаются законными. Слайд 6.
Найдите в избирательном законе принципы, которых нет на слайде (см. Приложение 3). Работа с текстом. Внесение дополнений вместе с детьми.

Сформулируйте вывод о роли принципов в избирательном праве (ответы уча-щихся). Оцените свои записи.

Избирательный процесс.

Это порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов выборов.

    Избирательный процесс включает следующие стадии. Слайд 7.
1.    Назначение выборов
2.    Образование избирательных округов и участков
3.    Создание избирательных комиссий
4.    Регистрация, составление списков избирателей
5.    Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация
6.    Предвыборная агитация
7.    Процесс голосования
8.    Подведение итогов голосования

От избирательного процесса зависит наше участие  в выборах. Превращает человека из безучастного созерцателя в активного участника, в полной мере реализующего избирательные права.

Политическому участию противостоит неучастие, пренебрежение к политической жизни, игнорирование ее – абсентеизм.

Как вы думаете, по каким причинам человек не идет на выборы? (недоверие к власти, система все равно будет работать по-прежнему).
Можно ли рассматривать абсентеизм как показатель социальной стабильности?

Подводя итог, определите значение избирательного процесса.

Избирательные системы.

Без этого политического института, связанного с организацией выборов, не может существовать политическая система. Это избирательные системы. Слайд 8.

Избирательные системы – явление сложное и динамичное. Краткая характери-стика особенностей систем по слайду.
В учебнике дана подробная характеристика избирательных систем, найдите в них достоинства и недостатки (см. работа с текстом учебника с.253-256).

Практическая работа завершается выступлением учеников с результатами деятельности. 

Анализ показал, что не существует идеальной избирательной системы. Это сказывается на содержании избирательной кампании.

Работа в группе. 

На основе изученного составьте памятку «Советы избирателю: права и по-рядок голосования"

Основные требования к памятке:

  • Составить в стиле памятки-обращения 
  • Отметить конкретные права избирателей
  • Объяснить условия голосования 
  • Модно включить призывы к гражданам.

Презентация работы в группах.

3.    Рефлексия. 

В течение двух уроков мы изучали избирательную систему.  

Проверьте себя, поняли ли вы изученный материал. Слайд 9.

1. Какая страна может обойтись без выборов?
2.  Существует ли образовательный ценз для президента РФ?
3.  Какие бывают избирательные системы?
4. Могут ли в демократическом государстве участвовать в выборах люди, имеющие минимальный уровень доходов?
5. Назовите принципы избирательного права.


Полный текст материала Конспект урока обществознания "Избирательная система"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Худякова Мария Сергеевна  Публикатор
учитель истории и обществознания, МБОУ "Кезская СОШ №1"
31.10.2015 1 2289 372

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 artem2008118 • 10:32, 09.11.2015
Мне презентация понравилась. Большое спасибо.