Конспект урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский край и движение Е.Пугачёва"; 7 класс


Данный урок поможет раскрыть сущность крестьянской войны под предводительством Е.Пугачёва, осмыслить значение этого события в истории России и Марийского края. Урок построен на основе технологии развития критического мышления.

Цель урока: раскрытие предпосылок, сущности и последствий восстания; анализ содержания программы Е.И. Пугачёва; рассмотрение участия марийцев в восстании, анализ причин поражения восставших, оценка исторического значения восстания в истории России и Марийского края.

Планируемые результаты:
Личностные
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, осознание своей идентичности как гражданина страны
Метапредметные
Использование различных источников исторической информации, анализ и обобщение фактов.
Предметные
Демонстрация на карте территории и хода войны под предводительством Е.И. Пугачёва, раскрытие причин и его значения, составление характеристики личности Е.И. Пугачёва

Основные дидактические методы: технология развития критического мышления    
Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, групповая
Средства обучения: учебное пособие, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы
Оборудование: Иванов А.Г., Сануков К.Н. История марийского народа: учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. – Йошкар-Ола, 2011. -184 с.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности.
 
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, всё достали,
Вспоминаем всё, что знали.
Оставляем все заботы 
И включаемся в работу.
 
II. Проверка материала, пройденного на прошлых уроках.
Разгадывание кроссворда (индивидуальные карточки).

  1. Один из регионов, где обосновались восточные марийцы. (Приуралье)
  2. Шкуры диких зверей, идущие на продажу или уплату налогов. (Пушнина)
  3. Кому принадлежала власть в губернии? (Губернатор)
  4. На старинном гербе этого города изображена рука, держащая натянутый лук со стрелами. (Вятка)
  5. Добывание мёда диких пчёл. (Бортничество)
  6. Знаки марийской письменности. (Тиште)
  7. Великая русская река, по которой проходили основные торговые пути. (Волга)

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Создание проблемной ситуации

  • Ребята, разгадав кроссворд, мы с вами определили ключевое слово. (Пугачёв).
  • Вам знакома такая фамилия? Каких известных в истории Пугачёвых вы знаете? Не забудьте о том, какой век мы с вами изучаем.
  • Что вы знаете о Емельяне Ивановиче Пугачёве? Перед вами лежит таблица с тремя столбиками. Впишите самостоятельно в первую графу информацию, знакомую вам о Емельяне Пугачёве. 

Работа с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

  • Задание было одно? (Одно) 
  • Какие получились результаты? (Разные) 
  • Как думаете, почему?» (Из-за того, что чего-то ещё не знаем).
  • Какова же цель нашей работы на уроке? (Узнать больше).  
  • Что нового вы хотели бы узнать сегодня на уроке ИКН? Не забудьте, что мы изучаем историю марийского края 18 века. (Как Марийский край был связан с крестьянской войной под руководством Пугачева?)

 Определение темы и цели урока.
- Сформулируем тему урока «Марийский край и движение Е.Пугачёва».
- Давайте попробуем определить цель урока. (Раскрытие причин, сущности и последствий войны)
- Чтобы достичь цели необходимо решить задачи.
Вспомнить … (основные сведения из биографии Пугачёва)
Определить … (дату события, причины восстания) 
Выяснить … (как восстание Пугачева было встречено в Марийском крае, поддержаны ли эти отряды марийцами)
Познакомиться с … (картой перемещения пугачевских отрядов по марийской земле).
Выяснить… (значение этого события)

Работа с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

IV. Этап усвоения новых знаний и способа действий
Определение причин восстания
- Какова была обстановка в Марийском крае в 18 веке? Назовите причины социальной несправедливости, которые могли подтолкнуть марийцев к участию в восстании.
(1. Выросли подушная и оброчная подати. Они взимались с лиц мужского пола независимо от возраста, трудоспособности, физического состояния, семейного положения
2. Обременительна была рекрутская повинность. Сбор рекрута, снаряжение, отправка обходились крестьянской общине в среднем 40-70 рублей.
3. Обременительной была ямская гоньба по перевозке корреспонденции, чиновников, а также повинности по содержание дорог, мостов.
4. Во второй половине 18 века широкое распространение получили вымогательства, незаконные поборы, злоупотребления чиновников.
5. Недовольство вызвала массовая христианизация. С ней марийцы связывали дальнейшее ухудшение своего положения в обществе, ограничение свободы, вмешательство в личную жизнь человека).

Прием «Что впереди?»
- Ребята, давайте сделаем предположение, что должно быть неизбежным следствием такой ситуации?
(Неизбежным следствием такой ситуации являлась социальная напряженность в марийской деревне).

Слово учителя.
В 1773 году на Урале по инициативе яицких казаков разразилась война, во главе которой встал Е.И.Пугачёв. Восстание подняли казаки, к ним примкнули крестьяне, работные люди Урала и Башкирии, нерусские народы между Волгой и Уралом. А руководил ими Емельян Пугачёв, выдавший себя Петром III.
- Кто такой Емельян Пугачев? О нем нам расскажет________ (Выступление учащегося с заранее подготовленным материалом).

 Вопросы:
- Как вы думаете, почему марийские крестьяне поддержали Пугачева? Давайте исследуем Манифест, который был издан Пугачевым?
Словарная работа
Манифест -  торжественное письменное обращение верховной власти к народу

Чтение Манифеста
Пугачёв обратился с манифестом к крестьянам. Он в своём манифесте объявлял свободу и вольность всем ранее угнетенным людям, давал в их пользование землю, леса, сенокосные угодья, места для ловли рыб. Объявил крестьянам об освобождении их от крепостного гнёта, подушной подати и рекрутских народов. Он призывал крестьян к беспощадной борьбе с дворянами, разорителями.
- Назовите причины участия марийцев в восстании.
(Пугачёв навечно жаловал свободу, землю, вольность, освобождал от податей и рекрутства, давал свободу в выборе веры).

Работа с учебным пособием
Прием «Чтение с остановками»
Чтение статьи «Марийский край и движение Е.Пугачёва».

  • В каких населенных пунктах марийского края был Пугачев?
  • Посмотрите карту движения пугачевцев. (Работа с картой).

Физкультминутка 
-Ребята, я буду называть вам факты, а вы делаете определенные движения. На «да» делаем наклоны туловища вправо и влево, на «нет» приседаем.
Пугачев был из дворян (Нет)
Пугачев пришёл в марийский край из Казани. (Да)
Отряды Пугачева побывали в Царевококшайске. (Нет)
Пугачев и Петр 3 – это одно и то же лицо (Нет).
Восстание было поднято в 1773 году (Да).   
Слово учителя
Марийцы помогали пугачевцам: показывали безопасные дороги, собирали лошадей, записывались в повстанцы, уничтожали чиновников.
- Чем закончилось восстание? (Чтение статьи учебного пособия).
(Повстанческие силы были разбиты правительственными войсками). 
- Ребята, а побывал ли Пугачёв в марийском крае? А, может быть, это всё выдумки? 
(В памяти народа Пугачёв остался народным защитником. О нем сложено немало преданий. С его именем связано много мест, как, например, «дуб Пугачёва» на Кленовой горе. Участие марийцев в пугачевском восстании запечатлено в драме С.Чавайна «Акпатыр», в первой марийской опере «Акпатыр Эрика Сапаева, в картине марийской художницы Елизаветы Атлашкиной «Пугачёв в марийской деревне».

V. Обобщение изученного
Прием «6 шляп» (на данном уроке используются 3 шляпы)
Я предлагаю вам разделиться на три группы. Каждая группа получает задание.
1 группа « Желтая шляпа»
-Что положительного, хорошего можно отметить в этом событии?
 (Сделана попытка облегчить жизнь крестьян, дать им землю).
2 группа  «Чёрная шляпа»
- Какие негативные последствия имела эта война?(Война – это смерть, слезы, потери.  Любые действия, основанные только на насилии, хотя и преследовали благие цели, не могут обеспечить справедливости для всех).
3 группа «Синяя шляпа»
- Обобщите высказывания других групп. Попробуйте определить причины поражения.  
(Восстание было стихийным, его участники не имели четких целей и планов, не представляли, какое общество хотят создать. Восставшие были слабо вооружены).

Значение войны:
- Как поступило правительство с участниками волнений? (Сотни крестьян посажены в тюрьмы, подвергнуты пыткам, некоторые отправлены на каторгу в Сибирь. Бесправность крестьянского населения увеличилась, размеры подушной и оброчной податей были увеличены).

Работа в парах
Маршрутный лист 
Вставьте вместо пропусков слова.
Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева была в ____-______годы. Пугачев издал Манифест, где обещал крестьянам _________ и _________. В Марийский край пугачевские отряды отступили из города __________.
В марийском крае пугачёвские отряды были в таких населенных пунктах, как ________, __________, _____________. Об этом событии рассказывают нам такие произведения: драма С.Чавайна «_______», опера Э.Сапаева «_________». А на Кленовой горе есть_____ Пугачёва.

Взаимопроверка (в парах)

VI. Рефлексия  
- Закончите фразу: "Сегодня на уроке я узнал..."


Полный текст материала Конспект урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский край и движение Е.Пугачёва"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Таныгина Светлана Витальевна  Публикатор
27.01.2017 0 595 86
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0