План-конспект урока по всемирной истории по теме "Наука и культура во второй половине ХIХ века"; 9 класс


В современном обществе особенно ценятся такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, находить компромиссы, работать в команде. Уроки с использованием интерактивного метода обучения "Мозаика" помогают не только формировать коммуникативную культуру, но и повышают познавательную активность учащихся. План-конспект урока рекомендуется учителям истории.

Системное использование на уроках истории интерактивных методов обучения способствует повышению мотивации учащихся к изучению исто-рии, а также эффективному усвоению знаний по предмету, развитию коммуникативной культуры учащихся и сбережению их здоровья.

В  китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».  В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.
Такие методы обучения очень эффективны, т.к. происходит раскрытие способностей учащихся, развивается  их самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, т.е. учащийся  не только получает новые знания, но и набор ключевых компетентностей в образовательной и коммуникативной сфере.

В современном обществе особенно ценятся такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.На уроках с применением интерактивных методов обучения учащиеся приобретают огромный опыт для  своего будущего, у них  повышается самооценка,  появляется уверенность в себе.

Тема урока: «НАУКА И КУЛЬТУРА   ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: групповая работа с использованием интерактивного метода обучения «Мозаика».

Цель: получить  представление о развитии русской культуры во второй половине XIХ в. на примере выдающихся произведений живописи, литерату¬ры, музыкального искусства, памятников архитектуры;  показать ее уникальность и своеобразие;

Задачи:

  • рассмотрение  взаимосвязей  между  социально-экономическим развитием  России и духовной жизнью общества;
  • развитие навыков самостоятельной работы с текстом и др. информацией;
  • формирование умения высказывать суждения при изучении вопросов культуры;
  • развитие умений сотрудничества, межличностной компетенции, коммуникативной культуры;

Ход урока
1-й этап: Организационный. Сообщение темы, задач урока, алгоритма самостоятельной работы учащихся (до 3 минут).
2-й этап. Объединение учащихся в группы для работы над материалом учебника (до 2 минут).
3-й этап. Деление текста учебника для учащихся в группах (до 3 минут).

Текст  учебного материала  по теме «Наука и культура во второй поло- вине XIX века» (§ 22) делится на  пять частей по следующему принципу:
1)     Образование;   2)  Наука;  3) Литература   4) Изобразительное искусство;
5) Архитектура и  музыка.
Каждая часть имеет свою смысловую самостоятельность. Деление текста учебника может осуществляться следующим образом:ученик с карточкой № 1 — 1-я часть;  ученик с карточкой № 2 — 2-я часть;  ученик с карточкой № 3 — 3-я часть и  т.д.

4-й этап. Работа учащихся с текстом (до 10 минут).
Самостоятельная работа учащихся с текстом строится по сл. алгоритму:

  1. изучить свою часть текста;
  2. выделить основную (главную) мысль;
  3. составить тезисы текста (письменно);
  4. подготовить  пересказ  содержания  своей части  текста другим учащимся из  своей группы, которые с этим текстом не знакомы.

(Порядок работы с текстом объясняется на 1-м этапе урока; подробный алгоритм работы с тестом написан на доске).

5-й этап. Работа в «группе экспертов» (до 5 минут).
В  группы экспертов собираются учащиеся из разных групп для обсуждения только своей части текста. Например, только те, которые изучали текст № 1, или № 2, или № 3 и т.д.. Перед учащимися при работе в составе «экспертных» групп ставятся следующие задачи:

  1. разобрать трудные или непонятные места текста;
  2. обсудить, как содержание этой части параграфа в доступной форме передать другим, учитывая ранее полученные знания не только по истории, но и по другим предметам.

 6-й этап. Возвращение учащихся в свои первоначальные группы и обучение коллег по группе своему «предмету» (до 10 минут).
 7-й этап. Проверка усвоения материала. На этом этапе урока работа учащихся может быть организована по-разному. Предлагаю два варианта.

Вариант 1: Письменный тест (до 7 минут).
Учащиеся  выполняют его индивидуально. Для этого необходимо  заранее  подготовить для каждого учащегося карточки с вопросами. Один из вариантов карточки.

4. Сочетание декоративных украшений в архитектуре, принадлежавших различным эпохам и стилям, это …   .
5. Достижения русской музыкальной культуры во второй половине Х1Х века связаны с творческим объединением композиторов, получивших название …  .

Вариант 2:  Проверку усвоения материала параграфа  можно провести на следующем уроке (в устной форме, в виде теста и т.д.), а на текущем — предложить учащимся с помощью метода «Мозговой штурм» дать ответ на вопрос: «Какое влияние оказали буржуазные реформы 1861-1870-х г.г. в России на развитие культуры в целом? Какие факты и явления связаны с процессом ее демократизации»
Ответы учащихся целесообразно фиксировать на доске в виде таблицы
Какое влияние оказали буржуазные реформы 1861-1870-х г.г. в России на развитие культуры    Какие факты и явления связаны с процессом  демократизации культуры в России
Затем полученные результаты обобщаются вместе с учащимися.

8-й этап. На этом этапе предлагается провести оценку учащимися урока с помощью метода «Мишень».
Для более эффективного использования данного метода целесообразно, чтобы каждый ученик имел бланк с мишенью. Учащие¬ся сами оценивают предлагаемые аспекты по 10-баллной системе.


Полный текст материала План-конспект урока по всемирной истории по теме "Наука и культура во второй половине ХIХ века"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соболевская Зоя Константиновна  Публикатор
14.03.2017 0 791 124
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0